г. Челябинск
30 апреля 2008 г. |
N 18АП-2281/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Костина В.Ю., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Троицка Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 марта 2008 года по делу N А76-27008/2007 (судья Зайцев С.В.), при участии: от закрытого акционерного общества "Троицкие энергетические системы" - Романовой Н.А (доверенность от 20.02.2008 N 7), Баркова И.А. (доверенность от 16.01.2008 N 1), Литуновской Т.В. (доверенность от 12.09.2007 N 25), Администрации города Троицка Челябинской области - Дергалевой С.В. (доверенность от 09.01.2008 N 01/3),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Троицкие энергетические системы" (далее - ЗАО "ТЭС", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Троицка Челябинской области (далее - администрация) о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неустановлении тарифа на сетевую водя для нужд горячего водоснабжения на 2008 год на основании предварительного расчета тарифа и производственной программы, представленных с сопроводительным письмом от 28.09.2007 N 07-2717, обязании администрацию произвести проверку обоснованности тарифов (согласовать производственную программу) и установить тариф на сетевую (холодную) воду для нужд горячего водоснабжения, поставляемую потребителям поселка ГРЭС г. Троицка, для ЗАО "ТЭС" (с учетом уточнений).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 16.01.2008 удовлетворено ходатайство заявителя о привлечении третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.03.2008 заявленные ЗАО "ТЭС" требования удовлетворены.
Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО "ТЭС".
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация указывает на то, что установление тарифа на товар (сетевую воду) для организации, которая не является ее производителем и закупает ее у производителя по рыночным ценам, является неправомерным.
Кроме того, податель апелляционной жалобы считает, что производственная программа на оказание услуг по реализации сетевой воды ЗАО "ТЭС" не отвечает требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон от 20.12.2004 N 210-ФЗ) к производственным программам, не содержит мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг), содержит отсылочные нормы к производственной программе на оказание услуг по реализации тепловой энергии по тепловым сетям поселка ГРЭС на 2008 год. В связи с чем, администрация, как орган регулирования, не вправе согласовывать указанную производственную программу.
В апелляционной жалобе администрация также указывает на то, что судом было допущено применение закона, не подлежащего применению.
ЗАО "ТЭС" представило отзыв на апелляционную жалобу администрации, в котором указало, что считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В обоснование своей позиции заявитель указал, что администрация допустила незаконное бездействие, не ответив на заявление энергоснабжающей организации, не установив тариф, не проверив предварительный расчет и производственную программу. Порядок установления тарифа не предусматривает возможности отказа в установлении тарифа, даже в том случае, если предварительные расчеты и производственная программа не соответствует каким-либо требованиям. Следовательно, по мнению заявителя, доводы администрации относительно недостатков производственной программы не имеют значения, так как законом органу регулирования предоставлены полномочия по установлению тарифов самостоятельно. Администрация допустила незаконное бездействие не произведя расчет цен (тарифов) на сетевую (холодную) воду для нужд горячего водоснабжения для потребителей г. Троицка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьего лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей общества и администрации, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно п. 2.2 Устава ЗАО "ТЭС" предметом деятельности общества является, в том числе, производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Письмом от 28.09.2007 N 07-2717 заявитель обратился в администрацию, которым направило предварительный расчет тарифа на сетевую воду, поставляемую потребителям поселка ГРЭС г.Троицка на нужды горячего водоснабжения на 2008 год в размере 21,15 рублей за 1 кубический метр, с приложением производственной программы.
В ответ на указанное письмо 08.10.2007 администрацией заявителю направлен ответ N 10/2378 с просьбой указать, для решения какого вопроса направлено указанное письмо.
Письмом от 11.10.2007 N 07-2773 ЗАО "ТЭС" разъяснило, что предварительный расчет тарифа на сетевую воду, поставляемую потребителям поселка ГРЭС г.Троицка на нужды горячего водоснабжения на 2008 год направлен для установления тарифа на коммунальную услугу в сфере водоснабжения в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального Закона от 30.11.1004 N 210-ФЗ.
В последствии, обращение заявителя было оставлено администрацией без ответа, в связи с чем, заявитель, полагая, что администрация проявила бездействие, выразившееся в не установлении тарифа на сетевую воду для нужд горячего водоснабжения на 2008 год, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренный ч. 4 ст. 154 этого Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральным законом.
В статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) предусмотрено, что данный закон устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым, согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ, кроме прочих, отнесены горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
В то же время, согласно частям 2, 3 статьи 4 и части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса должны устанавливаться органом местного самоуправления в соответствии с предельным индексом, установленным на отчетный финансовый год органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, которые определяются исходя из утвержденных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области регулирования тарифов и надбавок, предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги для этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
По завершении проверки обоснованности представленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период их действия. Тарифы должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.
При указанных обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции согласен с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса наделены органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований, в связи с чем, тариф на сетевую (холодную) воду для нужд горячего водоснабжения, поставляемую потребителем поселка ГРЭС г.Троицка должны устанавливать органы регулирования муниципального образования. Доводы администрации в этой части отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
ЗАО "ТЭС" оказывая услугу горячего водоснабжения, собирает плату только за тепловую энергию, необходимую для подогрева химочищенной воды, тогда как за саму воду, которую потребители используют и не возвращают в сеть - нет, так как отсутствует соответствующий тариф.
Поскольку заявитель, как организация коммунального комплекса, оказывает услуги в сфере водоснабжения, довод администрации о том, что установление тарифа на товар (сетевую воду) для организации, которая не является ее производителем и которая закупает ее у производителя по рыночным ценам, является неправомерным, подлежит отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Доводу администрации о том, что ч.4 ст. 154 ЖК РФ не предусмотрен такой вид коммунальной услуги, как сетевая вода для нужд горячего водоснабжения, арбитражным судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Как следует из материалов дела, в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции, администрацией на обращение ЗАО "ТЭС" предоставлен ответ от 15.11.2007 N 10-2740, из которого следует, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению тарифов на сетевую воду.
Арбитражный суд первой инстанции правомерно признал ответ, содержащийся в письме от 15.11.2007 N 10-2740, не соответствующим Закону N210-ФЗ, поскольку, тариф на сетевую (холодную) воду для нужд горячего водоснабжения, поставляемую потребителем поселка ГРЭС г.Троицка должны устанавливать органы регулирования муниципального образования. Кроме того, производственная программа не возвращена для устранения выявленных несоответствий, органом регулирования самостоятельно расчет тарифов не произведен, производственная программа не согласована и не установлены соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса. В связи с чем, неправомерным бездействием администрации было допущено нарушения прав заявителя на осуществление предпринимательской деятельности.
По указанным выше основаниям, арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняется довод администрации о том, что производственная программа на оказание услуг по реализации сетевой воды ЗАО "ТЭС" не отвечает требованиям Закона N 210-ФЗ.
Довод администрации о том, что судом применен закон, не подлежащий применению, отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Обращение в органы власти лица, подающего заявление в защиту интересов организации либо выступающего представителем организации, не лишает права на такое обращение и рассмотрение этого обращения юридическое лицо.
Кроме того, ст. 50 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 76 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст. 201 АПК РФ, а также в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, арбитражный суд первой инстанции правомерно признал незаконным указанное бездействие администрации, и обязал восстановить нарушенное право заявителя.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 марта 2008 года по делу N А76-27008/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Троицка Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-27008/2007
Истец: ЗАО "Троицкие энергетические сети"
Ответчик: Администрация г. Троицка
Третье лицо: ГК "Единый тарифный орган Челябинской области"
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2281/2008