г. Челябинск
21 мая 2008 г. |
N 18АП-2805/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Дмитриевой Н.Н., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области и арбитражного управляющего Лепина М.К. на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 марта 2008 по делу N А76-2477/2008 (судья Тиунова Т.В.), при участии: от Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области - Ваценковой С.Л. (доверенность N 4 от 10.01.2008), от арбитражного управляющего Лепина М.К. - Гориновой А.А. (доверенность N 279-Д от 22.01.2008),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - УФРС по Челябинской области, заявитель, управление, регулирующий орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Лепина М.К. (далее - предприниматель, арбитражный управляющий, ИП Лепин М.К.) к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.03.2008 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Управление, не согласившись с вынесенным судом решением, обжалует его в апелляционном порядке и просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. В обоснование апелляционной жалобы регулирующий орган указывает на то, что арбитражным судом неправильно истолкованы положения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку в данном случае по вменяемому правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. По мнению регулирующего органа, основания для применения по данному делу положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Кроме того, управление в своей апелляционной жалобе указывает на то, что судом не дана юридическая оценка действиям (бездействию) арбитражного управляющего, который в нарушение требований статей 15, 24, 71, 72 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ) провел два собрания кредиторов должника (19.07.2007, 15.08.2007), не подал в арбитражный суд заявление о признании недействительным первого собрания кредиторов от 19.07.2007.
По мнению регулирующего органа, арбитражным судом дана неверная оценка действиям предпринимателя в части не обращения с заявлением в арбитражный суд о досрочном прекращении своих полномочий, о досрочном завершении процедуры наблюдения.
Повторное собрание кредиторов должника с повесткой дня первого собрания кредиторов, состоявшееся 15.08.2007, было проведено в связи с тем, что на дату проведения первого собрания кредиторов - 19.07.2007 арбитражным судом были рассмотрены не все заявленные в срок требования кредиторов, о чем временному управляющему не было известно. При этом, каких-либо процессуальный последствий, связанных с проведением первого собрания кредиторов 19.07.2007 не наступило.
Кроме того, предприниматель в своей апелляционной жалобе указывает на то, что п. 4 ст. 15 и п. 6 ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ не предусматривают обязанности арбитражного управляющего и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения собрания кредиторов недействительным.
Учитывая, что деятельность временного управляющего осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ и права кредиторов и иных лиц не были нарушены, предприниматель считает, что административное правонарушение в данном случае отсутствует и оснований для объявления судом устного замечания нет.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу предпринимателя, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы предпринимателя не согласны по основаниям, указанным в апелляционной жалобе управления.
Арбитражный управляющий также представил отзыв на апелляционную жалобу регулирующего органа, в котором указал, что им, как временным управляющим должника в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ выполнены все обязанности в рамках процедуры наблюдения.
Повторное собрание кредиторов должника с повесткой дня первого собрания кредиторов, состоявшееся 15.08.2007, было проведено в связи с тем, что на дату проведения первого собрания кредиторов - 19.07.2007 арбитражным судом были рассмотрены не все заявленные в срок требования кредиторов, о чем временному управляющему не было известно. При этом, каких-либо процессуальный последствий, связанных с проведением первого собрания кредиторов 19.07.2007 не наступило. По мнению арбитражного управляющего, п. 4 ст. 15 и п. 6 ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ не предусматривают обязанности арбитражного управляющего и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения собрания кредиторов недействительным.
Относительно довода заявителя о нарушении п. 6 ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предприниматель указал, что критерии разумности и добросовестности законом не регламентированы, и в данном случае необращение после проведения собрания кредиторов от 15.08.2007 в арбитражный суд с ходатайством о досрочном завершении процедуры наблюдения не повлекло каких-либо последующих дополнительных финансовых затрат для должника.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции не находит.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Челябинской области от 03.05.2007 по делу N А76-4114/2007-36-68 принято к производству заявление должника о признании его несостоятельным (банкротом), этим же определением в отношении ИП Зайковой В.В. введена процедура банкротства наблюдение. Определением Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2007 по делу N А76-4114/2007-36-68 временным управляющим утвержден Лепин М.К., судебное заседание по рассмотрению отчета временного управляющего о результатах проведения процедуры наблюдения и решения первого собрания кредиторов должника о применении процедур банкротства было назначено на 28.11.2007.
В адрес управления 10.01.2008 поступило обращение заместителя генерального директора ОАО "Углеметбанк" Романенко Н.Э., из которого следует, что арбитражный управляющий ненадлежащим образом исполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ при осуществлении им процедуры банкротства - наблюдение в отношении ИП Зайковой В.В.
В связи с поступлением обращения на основании п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ управлением была проведена проверка деятельности арбитражного управляющего Лепина М.К. при осуществлении им обязанностей временного управляющего ИП Зайковой В.В.
По результатам рассмотрения материалов проверки деятельности арбитражного управляющего Лепина М.К. управлением составлен протокол об административном правонарушении N 00057408 от 27.02.2008, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ и управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Лепина М.К. к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
В ходе проведенной проверки деятельности арбитражного управляющего было установлено, что в нарушение ст. 15, п. 6 ст. 24, ст. 71, п. 1 ст. 72 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ временным управляющим не подано заявление в арбитражный суд о признании недействительным первого собрания кредиторов от 19.07.2007 и не подано заявление в арбитражный суд о досрочном прекращении своих полномочий, о досрочном завершении процедуры наблюдения.
В соответствии со ст. 24 Закона N 127-ФЗ при осуществлении своих прав и обязанностей арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим (ст. 12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).
Статьей 67 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ установлена обязанность временного управляющего созывать и проводить первой собрание кредиторов.
В соответствии с п. 1 ст. 72 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченный орган, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первой собрании кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения.
В силу п. 6 ст. 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ при необходимости завершения рассмотрения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок, арбитражный суд может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов.
Из материалов дела следует, что временным управляющим 19.07.2007 было проведено первое собрание кредиторов должника.
15.08.2007 арбитражным управляющим проведено повторное первое собрание кредиторов должника, в связи с тем, что первое собрание кредиторов 19.07.2007 было проведено до рассмотрения арбитражным судом заявленного в установленный ст. 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ срок требования кредитора МУП "ЖКУ N2" г. Копейска, требования которого установлены определением Арбитражного суда Челябинской области от 07.08.2007 по делу NА76-4114/2007-36-68. После проведения всех мероприятий в ходе наблюдения и проведения первого собрания кредиторов 15.08.2007, временный управляющий направил все материалы в арбитражный суд.
Факт проведения двух первых собраний кредиторов должника подтверждается материалами дела и не оспаривается арбитражным управляющим.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что поскольку судебное заседание по рассмотрению отчета временного управляющего о результатах проведения процедуры наблюдения и решения первого собрания кредиторов должника о применении процедур банкротства было назначено на 28.11.2007, у арбитражного управляющего не было достаточных оснований для проведения первого собрания кредиторов 19.07.2007, тем более, с нарушением прав вовремя заявившего свои требования кредитора.
Исходя из смысла ст. 15 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, если решение собрания кредиторов принято с нарушением требований закона, то такое собрание может быть признано недействительным только арбитражным судом по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц.
Из материалов дела следует, что арбитражным управляющим, либо иными лицами, указанными в ст. 15 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ заявления о признании недействительным первого собрания кредиторов от 19.07.2007 в арбитражный суд не подавались, протокол повторного первого собрания кредиторов от 15.08.2007 не содержит сведений об отмене решения первого собрания кредиторов от 19.07.2007.
Действуя добросовестно, арбитражный управляющий должен был воспользоваться своим правом, предусмотренным ст. 15 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ и обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Доводы апелляционной жалобы управления подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку они не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, арбитражным судом первой инстанции установлен факт проведения двух первых собраний кредиторов должника, в решении арбитражного суда первой инстанции указано, что бездействие арбитражного управляющего в виде не обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным первого собрания кредиторов от 19.07.2007 свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы арбитражного управляющего о том, что необходимость проведения повторного первого собрания кредиторов должника 15.08.2007 была вызвана тем, что на дату проведения первого собрания кредиторов должника 19.07.2007 арбитражным судом были рассмотрены не все заявленные в срок требования кредиторов, о чем временному управляющему не было известно, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2007 по делу N А76-4114/2007-36-68 Лепин М.К утвержден временным управляющим должника, соответственно именно на него возложены функции по надлежащему исполнению обязанностей временного управляющего, в том числе, по установлению требований кредиторов и формированию реестра требований кредиторов должника (ст. 16, 24, 67 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Тот факт, что арбитражному управляющему не было известно все или не все заявленные в установленный законом срок требования кредиторов рассмотрены судом и результаты этих рассмотрений, свидетельствует лишь о ненадлежащем исполнении предпринимателем своих обязанностей, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ, поскольку, готовясь и проводя первое собрание кредиторов должника 19.07.2007 арбитражный управляющий даже не убедился все ли кредиторы включены им в реестр требований кредиторов, а соответственно, извещены о проведении собрания кредиторов.
Указание предпринимателя на то, что каких-либо процессуальный последствий, связанных с проведением первого собрания кредиторов 19.07.2007 не наступило, является несостоятельным, поскольку факт проведения двух первых собраний кредиторов должника установлен судом, подтверждается материалами дела и самим арбитражным управляющим не оспаривается. Данный факт противоречит положениям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, а, соответственно, свидетельствует о наличии в действиях арбитражного управляющего признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, состав которого является формальным и для наличия которого не требуется наступление каких-либо последствий, а достаточно наличие самого факта правонарушения.
Кроме того, содержание текста апелляционной жалобы арбитражного управляющего позволяет сделать вывод о том, что предприниматель и не собирался воспользоваться правом, предоставленным ему ст. 15 Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ в целях устранения допущенным им нарушений закона, таким образом, бездействуя и выражая свое пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права (Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ), что также свидетельствует о наличии в действиях арбитражного управляющего признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Из материалов дела также следует то, что все мероприятия в ходе процедуры наблюдения завершены временным управляющим 15.08.2007, отчет и все остальные сопутствующие документы представлены в арбитражный суд 16.08.2007. Однако, определениями Арбитражного суда Челябинской области от 28.11.2007, 19.12.2007, 06.02.2008, 27.02.2008 по делу N А76-4114/2007-36-68 судебные заседания по рассмотрению отчета временного управляющего о результатах проведения процедуры наблюдения и решения первого собрания кредиторов должника о применении процедур банкротства откладывались в связи с заявлением арбитражным управляющим ходатайств об отложении судебного заседания.
В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 51 и пункту 3 статьи 62 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ наблюдение должно быть завершено в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
Заявление должника - ИП Зайковой В.В. о признании ее несостоятельно (банкротом) принято судом 03.05.2007, фактически наблюдение завершено 05.03.2008 принятием судом решения о признании должника банкротом и введении процедуры банкротства - конкурсное производство. Таким образом, процедура наблюдения осуществлялась на протяжении почти десяти месяцев, при этом максимальный срок, в течение которого наблюдение должно быть завершено, не должен превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Все мероприятия в ходе процедуры наблюдения завершены временным управляющим 16.08.2007.
При указанных обстоятельствах, арбитражным судом апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что арбитражным управляющим ненадлежащим образом исполняется обязанность, установленная п. 6 ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, в соответствии с которым арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, поскольку в целях сохранения денежных средств должника, арбитражный управляющий должен был обратиться в арбитражный суд с ходатайством о досрочном завершении процедуры наблюдения, вместо чего, предприниматель после завершений мероприятий в ходе наблюдения ходатайствовал перед судом об отложении судебных заседаний по рассмотрению отчета о результатах наблюдения.
Такие действия (бездействие) повлекли нарушение срока проведения процедуры банкротства - наблюдения, нарушение срока рассмотрения дела о банкротстве, увеличение расходов на проведение процедуры банкротства, а также нарушения прав кредиторов и должника.
Ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, установлена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Учитывая, что вменяемое арбитражному управляющему правонарушение характеризуется формальным составом и является оконченным с момента совершения данного правонарушения, управлением доказан факт совершения арбитражным управляющим вменяемого правонарушения.
Также арбитражный управляющий не подтвердил соблюдение им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении процедуры наблюдения, и как следствие, действия арбитражного управляющего в нарушение п. 6 ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ не были направлены на защиту и охрану интересов должника и кредиторов.
Совокупность всех вышеизложенных обстоятельств свидетельствует о том, что факт совершения арбитражным управляющим административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина нарушителя доказана, его действия правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Выводы арбитражного суда первой инстанции в этой части являются ошибочными, однако, они не повлекли принятие неправильного решения по делу, поскольку арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего Лепина М.К. состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности управлением не допущено, срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не нарушен.
Доводы апелляционной жалобы управления относительно применения судом первой инстанции положений ст. 2.9 КоАП РФ подлежит отклонению в силу того, что применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда и не содержит ограничений по применению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная по квитанции от 17 апреля 2008 N 62 за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежит возврату предпринимателю Лепину М.К. из средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 176, частью 4 статьи 208, статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 марта 2008 по делу N А76-2477/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области и арбитражного управляющего Лепина М.К. - без удовлетворения.
Возвратить арбитражному управляющему Лепину Максиму Константиновичу из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) рублей уплаченную по квитанции от 17 апреля 2008 N 62 государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2477/2008
Истец: Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области
Ответчик: Арбитражный управляющий Лепин Максим Константинович, Арбитражный управляющий Лепин М.К.
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2805/2008