г. Челябинск
29 мая 2008 г. |
N 18АП-2425/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Кузнецова Ю.А., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Садковой Светланы Геннадьевны на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 февраля 2008 года по делу N А76-26084/2007 (судья Васильева Т.Н.), при участии: от индивидуального предпринимателя Садковой Светланы Геннадьевны - Микрюкова А.А. (доверенность от 03.02.2008), от Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - Хурамшиной Ф.М. (доверенность N 03/25196 от 25.03.2008),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Садкова Светлана Геннадьевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Садкова С.Г.) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.2007 N 477, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее - инспекция, административный орган, налоговый орган, ИФНС России по Советскому району г. Челябинска) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) за нарушение Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде взыскания административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13 февраля 2008 года по настоящему делу в удовлетворении требования заявителя отказано.
Предприниматель не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его по следующим основаниям.
По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод суда первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что в торговой точке предпринимателя было обеспечено наличие двух признаков: показ и сохранность товара. Торговое места, на территории которого осуществляется торговля продовольственными товарами к категории торговый мест, когда у продавца возникает обязанность применять ККТ, не относится, поскольку торговая точка предпринимателя состоит из витрины и трех шкафов, в которых хранится товарный запас на один день, не имеет отдельного входа, помещений для хранения товара, стен, перегородок, потолочного перекрытия и не обособлена от других отделов, в ночное время суток товар в ней не храниться. Наличие холодильной витрины и электроэнергии не свидетельствует о наличии признаков торгового места, когда возможна сохранность товара.
Предприниматель считает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на постановление Губернатора, п. 2.1, 2.4 договора аренды, поскольку указанные обстоятельства не меняют характеристики торгового места, при которых применение ККТ необязательно.
В своей апелляционной жалобе предприниматель указывает на то, что проверка проведена без участия предпринимателя, присутствовавшая при проверке продавец не является его законным представителем, извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении предпринимателю не вручалось, при составлении протокола заявитель не присутствовала. Ссылки суда на вручение извещения налоговым органом о дате рассмотрения материалов проверки и составления протокола матери предпринимателя несостоятельна, поскольку мать заявителя не является его законным представителем.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу предпринимателя, в котором указал, что отдел расположен в стационарном крытом помещении не являющимся территорией для осуществления торговли, где применение ККТ не обязательно, в связи с чем, у предпринимателя имелась обязанность применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов. Уведомление от 17.10.2007 N 17-19/118570 о явке на составление протокола вручено, как указано на уведомлении Садковой. Согласно ответу на судебный запрос в почтовое отделение N 457017, как следует из пояснений почтальона, заказная корреспонденция была вручена по указанному адресу матери предпринимателя Садковой С.Г. - Садковой П.Н. Уведомление от 01.11.2007 исх. N 17-19/123172 о направлении протокола и приглашении явиться 12.11.2007 к 10 часам 30 минутам для рассмотрения дела об административном правонарушении вручено, как указано в уведомлении N 17/123172 также матери предпринимателя.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 15.10.2007 N 677 (л.д. 22), налоговым органом 15.10.2007 в отношении ИП Садковой С.Г. проведена проверка выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ в торговой точке - отделах NN 19, 20, расположенных по адресу: г. Челябинск, пл. Революции, ПТДК "Никитинский", принадлежащего предпринимателю.
В ходе проверки выявлен факт неприменения контрольно-кассовой техники при продаже продавцом Купиной Г.А. сливок "Петмол", емк. 0,5л., 22%, в количестве 1 штуки по цене 57 руб., т.е. осуществлении наличных денежных расчетов на сумму 57 руб., ввиду ее отсутствия.
Результаты проверки отражены в акте о проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ от 15.10.2007 N 424 (л.д. 21).
По факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, 31.10.2007 административным органом составлен протокол N 476 об административном правонарушении (л.д. 20).
На основании протокола об административном правонарушении и материалов проверки, постановлением от 12.11.2007 N 477 предприниматель привлечена к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 руб. (л.д. 16).
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходили из доказанности инспекцией обязанности предпринимателя применять ККТ и наличия в действиях состава вменяемого ей административного правонарушения, а также отсутствия в действиях инспекции процессуальных нарушений при привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2, статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику; выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты, отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Нарушение данного требования влечет ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ.
В силу ст. 14.5 КоАП РФ продажа товара, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в том числе фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия).
На основании п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении, в частности, торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
Особенность вины индивидуальных предпринимателей характеризуется КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2007 N 16234/2006).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что арендуемые предпринимателем отделы представляют собой обособленные, стационарные, электрифицированные места, обеспеченные электроэнергией, оборудованные холодильными витринами, обеспечивающими показ и сохранность товара и отделяющими продавца от покупателя, тем самым, защищающие товар от свободного доступа к нему покупателей.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что торговое место предпринимателя оборудовано аналогично павильону и обеспечивает показ и сохранность реализуемого товара, что требует применения ККТ, следовательно, привлечение предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, правомерно.
Кроме того, пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ и пп. "е" п. 2 Перечня отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, установлены виды деятельности, а также признаки специфики такой деятельности и особенности местонахождения организаций или предпринимателей, при наличии которых данные лица могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ, в том числе при торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли (абз. 7 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ).
Исключением являются находящиеся в этих местах торговли магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, автофургоны, помещения контейнерного типа и другие, аналогично обустроенные и обеспечивающие показ и сохранность товара, торговые места (помещения и автотранспортные средства, в том числе прицепы и полуприцепы), открытые прилавки внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Из указанных положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ следует, что торговля без применения контрольно-кассовой техники допускается законодателем только при торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли.
В соответствии с положениями ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, павильоном является строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест, а киоском - строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца.
Определение основных понятий в области торговли установлено также Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта России 11.08.1999 N 242-ст. В соответствии с п. 36 указанного государственного стандарта павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест; в соответствии с п. 37 киоск - это оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
Таким образом, судом установлены обстоятельства, с которыми административное законодательство связывает обязанность предпринимателя применять ККТ.
Факт отсутствия ККТ в торговой точке предпринимателя подтверждается актом (л.д. 21). Неприменение ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением, заявителем не оспаривается. Наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, подтверждается актом проверки от 15.10.2006, протоколом об административном правонарушении от 31.10.2006.
Следовательно, спорное торговое место, оборудованное предпринимателем и используемое для реализации товара, по своим характеристикам является торговой точкой, где есть необходимые для торговли с использованием ККТ условия - стационарность, изолированность, показ товара и обеспечение его сохранности, а также доступ к электроэнергии.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал на то, что факт правонарушения свидетельствует о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований закона в части обязанности применения ККМ, в связи с чем, вина предпринимателя считается доказанной.
При указанных обстоятельствах деятельность предпринимателя требует обязательного применения ККТ при осуществлении расчетов с населением, в связи с чем, вывод суда о правомерности привлечения ее к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ является правильным.
Доводы заявителя в этой части отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции как несостоятельные по указанным выше мотивам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что арбитражным судом первой инстанции обоснованно отклонен довод предпринимателя относительно процессуальных нарушений, допущенных налоговым органом при составлении протокола и вынесения постановления.
Из материалов дела следует, что уведомление о необходимости явки для составления протокола от 17.10.2007 N 17-19/118570, согласно почтовому уведомлению (л.д. 36) и ответу почтового отделения (л.д. 58), вручено по соответствующему адресу матери предпринимателя - Садковой П.Н.
Уведомление о направлении протокола и приглашение явиться в инспекцию 12.11.2007 к 10 часам 30 минутам для рассмотрения дела об административном правонарушении от 01.11.2007 N 17-19/123172, согласно почтовому уведомлению (л.д. 34), также вручено матери заявителя.
В силу прямого указания закона (ч. 2 ст. 25.3 КоАП РФ), законными представителями физического лица являются его родители, в том числе и мать. Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из того, что спорные уведомления были направлены предпринимателю по единственному известному адресу, относительно правильности которого, предприниматель не возражает, а также того, что письма вручены члену семью, совместно проживающему с заявителем.
При указанных обстоятельствах, вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что налоговым органом приняты все необходимые меры по надлежащему уведомлению предпринимателя о времени и месте составления протокола и предоставлению ей возможности принять участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, является верным и обоснованным.
Кроме того, административный орган не должен нести ответственность за действия органов почты.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ регламентируют порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2), при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4).
В силу п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно положениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 46 от 26.07.2007 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении, совершенном заявителем рассмотрено административным органом с соблюдением требований ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, доводы апелляционной жалобы в этой части признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Довод апелляционной жалобы о том, что проверка проводилась в отсутствие законного представителя заявителя, подлежит отклонению, поскольку из материалов дела следует, что при составлении акта присутствовала продавец предпринимателя - Купина Г.А., при этом арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что продавец Купина Г.А. на момент проведения проверки представлял интересы предпринимателя, осуществлял действия от ее имени.
Вместе с тем предприниматель не оспаривает, что факты, отраженные в акте проверки, являются достоверными. Кроме того, в материалах дела имеются другие доказательства совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенных выше обстоятельств апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 февраля 2007 года по делу N А76-26084/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Садковой Светланы Геннадьевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-26084/2007
Истец: ИП Садкова Светлана Геннадьевна
Ответчик: ИФНС РФ по Советскому району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2425/2008