г. Челябинск |
|
"10" июня 2008 г. |
Дело N А47-1665/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Дмитриевой Н.Н., Степановой М.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2008 по делу N А47-1665/2008 (судья И.А. Малышева),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Тулупчиков Сергей Иванович (далее - заявитель, ИП Тулупчиков С.И., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - административный орган, заинтересованное лицо, инспекция) от 03.03.2008 N 18-21/07570 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Инспекция не согласилась с указанным решением, считает, что суд нарушил нормы материального права и выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в обоснование жалобы указывает на то, что необоснован вывод суда о том, что торговое место заявителя не отвечает требованиям обустроенности и не обеспечивает сохранность товара, т.к. торговое место заявителя можно обеспечить электроэнергией, причем указанный факт зависит полностью от волеизъявления самого заявителя.
Таким образом, учитывая, что со стороны предпринимателя отсутствовал надлежащий инструктаж продавца о противоправности продажи непродовольственных товаров на указанном торговом месте, а факт передачи пакетов от предпринимателя продавцу зафиксирован накладными, вина предпринимателя в осуществлении вменяемого ему правонарушения является доказанной.
Предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил ее доводы, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10.03.2004 ИФНС по Дзержинскому району г.Оренбурга внесена запись в ЕГРИП об ИП Тулупчикове С.И. за основным государственным регистрационном номером 304560907000101, о чем выдано свидетельство серии 56N 000572408 (л.д.20).
15 февраля 2008 года на основании поручения N 000227 от 15.02.2008 сотрудниками налогового органа была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" в принадлежащем индивидуальному предпринимателю Тулупчикову СИ торговом месте N 16, расположенном на мини - рынке "Торжок" по адресу г.Оренбург, ул. Джангильдина, д.20.
В ходе проверки сотрудниками налогового органа была произведена контрольная покупка полиэтиленовых пакетов в количестве 30 шт., по цене 5 руб. за 1 шт., всего на общую сумму 150 руб., при расчёте за которые продавец Тулупчикова В.А. контрольно - кассовую технику не применила, поскольку таковая в торговом месте отсутствует. Данное правонарушение квалифицировано налоговым органом по ст. 14.5 КоАП РФ.
По факту выявленного правонарушения налоговым органом был составлен акт проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" N 0007173 от 15 февраля 2008 года, акт проверки правильности выдачи чека ККТ или документа строгой отчётности (ДСО), приравниваемого к чеку, индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом) при продаже товаров (оказании услуг) населению б/н от 15 февраля 2008 года, акт о проверке наличных денежных средств кассы б/н от 15 февраля 2008 года.
Указанные акты составлены с участием продавца Тулупчиковой В.А., от подписания актов она отказалась, ее отказ зафиксирован специалистом налогового органа.
В ходе проверки у продавца Тулупчиковой В.А. взяты письменные объяснения б/н от 15.02.2008, в которых она указала, что непродовольственными товарами не торгует, пакеты были куплены для собственных нужд, в настоящее время есть пакеты только для упаковки товара.
Также в ходе проверки были изъяты договор аренды торгового места N 10 от 02.01.2008 и накладные на реализуемый товар.
15 февраля 2008 года сотрудником налогового органа было вынесено определение N 42 о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.37-38).
19 февраля 2008 года специалистом налогового органа с участием индивидуального предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 000023, в письменных объяснениях к которому он указал, что на данной торговой точке он реализует только кондитерские изделия, проданные пакеты были куплены для личных нужд, а не для реализации.
Данный протокол подписан индивидуальным предпринимателем с замечанием, а именно он указал, что считает данную проверку незаконной на основании ст. 7 ФЗ от 10.02.2007 "О защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Под подпись в протоколе индивидуальный предприниматель был извещён о месте и времени вынесения оспариваемого постановления.
03 марта 2008 года начальником налогового органа с участием индивидуального предпринимателя было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 18-21/07570, согласно которому индивидуальный предприниматель был привлечён к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 руб.
Считая постановление инспекции незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ) на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении наличных денежных расчётов применять ККТ.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчёты и (или) расчёты с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведённых для осуществления торговли, за исключением находящихся в таких местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Таким образом, законодатель предусмотрел необходимость применения контрольно-кассовой техники не во всех случаях осуществления торговли товарами, а в зависимости от места торговли, его обустроенности, приспособленности обеспечить показ и сохранность товара и способа реализации товара.
Между тем, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что торговое место индивидуального предпринимателя не отвечает требованиям обустроенности, а равно не обеспечивает сохранность товара, следовательно, его нельзя признать торговым местом, имеющим необходимые условия для торговли с использованием контрольно-кассовой техники, поскольку, оно расположено на территории мини - рынка "Торжок", представляет собой открытую витрину, на которой выставлена реализуемая продукция - конфеты, печенье, кофе, чай и прочие продовольственные товары, за витриной располагается продавец, торговые места располагаются в ряд с другими аналогичными торговыми местами, изолированными друг от друга перегородкой, торговое место не закрывается, не имеет замков, сохранность товаров в рабочее время обеспечивается присутствием продавца, доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Выписка из ЕГРЮЛ также подтверждает, что основным видом деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, является розничная торговля кондитерскими изделиями, в качестве дополнительного вида деятельности указана розничная торговля мучными кондитерскими изделиями, сахаристыми кондитерскими изделиями, безалкогольными напитками, мукой и макаронными изделиями, крупами, чаем, кофе, какао и другими пищевыми продуктами.
Пунктом 35 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 установлено, что в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы покупателю должны передаваться развесные продовольственные товары.
Из содержания данных норм следует, что реализация развесных продовольственных товаров сопровождается упаковкой, в связи с чем, при реализации продовольственных товаров организации торговли должны быть оснащены упаковочным материалом.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные нарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
Таким образом, особенность вины индивидуальных предпринимателей состоит в том, что она характеризуется Кодексом иными критериями, чем вина юридических лиц.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ.
Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2007 N 16234/06.
Судом первой инстанции установлено, что индивидуальный предприниматель приобретал пакеты не в целях реализации, а для выполнения продавцом установленных законом требований при реализации продовольственного товара, в частности, по обеспечению фасовочным материалом, в рассматриваемом случае пакеты являются упаковочным материалом и были приобретены именно для упаковки весового продовольственного товара (конфет, печенья и пр.)
При таких условиях вывод суда первой инстанции о том, что налоговым органом не доказан состав вменяемого заявителю административного правонарушения, не установлена и не доказана обязанность индивидуального предпринимателя применять контрольно-кассовую технику при реализации продовольственных товаров с торгового места, не обеспечивающего сохранность товара.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2008 года по делу N А47-1665/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1665/2008
Истец: Тулупчиков Сергей Иванович
Ответчик: инспекция Федеральной налоговой службы РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3408/2008