г. Челябинск |
|
"10" июня 2008 г. |
Дело N А76-2371/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Дмитриевой Н.Н., Степановой М.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ИНСИ" г.Челябинск на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2008 по делу N А76-2371/2008 (судья Т.В. Тиунова), при участии: от заинтересованного лица Ершовой О.А. (доверенность N13 от 09.06.2008 до 31.12.2008, удостоверение ГС N 103520 до 30.10.2011), Шибаева А.С. (доверенность N3 от 14.01.2008 до 31.12.2008, удостоверение ГС N 103554 до 30.10.2011),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ИНСИ", г.Челябинск (далее - заявитель, ЗАО "ИНСИ", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным требования Челябинской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) от 22.01.2008 N 10 об уплате таможенных платежей в размере 938039 рублей 43 коп, в том числе таможенного сбора за таможенное оформление в размере 840500 рублей и пени 97539 рублей 43 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2008 года по настоящему делу в удовлетворении требований обществу отказано.
Заявитель не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его по следующим основаниям. ЗАО "ИНСИ" полагает, что решение суда принято с нарушением норма материального и процессуального права.
В решении не отражены мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылалось ЗАО "ИНСИ", доказательства, изложенные в заявлении об оспаривании решения Челябинской таможни.
Суд не исследовал доводы о том, что при применении особого порядка декларирования, предусмотренного Приказом ГТК России от 23 апреля 2001 г. N 388 "Об утверждении инструкции о порядке классификации в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов" (далее - Инструкция).
Отдельные компоненты машины, представляемые для таможенного оформления несколькими партиями в течение установленного периода времени, могут классифицироваться как машины, оборудование, механизмы и т.п. по единому коду ТН ВЭД. При таможенном оформлении машины, поставляемой в виде отдельных партий компонентов и классифицируемых единым кодом ТН ВЭД, применяется особый порядок декларирования, изложенный в Инструкции.
Особый порядок декларирования предусматривает условный выпуск отдельных партий компонентов машины с последующей подачей грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) на всю машину.
При таможенном оформлении машины, поставляемой в виде отдельных партий компонентов и классифицируемых единым кодом ТН ВЭД, должно применяться однократное декларирование - в момент подачи ГТД;
Таможенное оформление машины, поставляемой в виде отдельных партий компонентов и классифицируемых единым кодом ТН ВЭД России составляет единую таможенную процедуру, которая завершается подачей ГТД.
Таможенное оформление машины, поставляемой в виде отдельных компонентов, начинается в момент предоставления таможенным перевозчиком таможенному органу при международной перевозке установленных сведений при ввозе первой партии отдельных компонентов машины, продолжается подачей заявления на первую и заявлений на последующие партии компонентов машины и завершается подачей ГТД не позднее 15 дней с даты подачи последнего заявления на условный выпуск последней партии отдельных компонентов машины.
Подача заявления на отдельный компонент машины не является таможенным оформлением данного отдельного компонента машины, как и заявление не является декларацией согласно подпункту 27 статьи 11, статьи 124 ТК РФ.
Заявления на условный выпуск отдельных партий компонентов машины в силу несоответствия условию о таможенной стоимости, эквивалентной не более 1000 долларов США не может считаться таможенной декларацией в виде письменного заявления.
При отсутствии подачи таможенной декларации таможенные сборы не должны уплачиваться. Подача заявления на условный выпуск отдельных партий компонентов машины не является декларированием товаров, предусмотренным пунктом 1 статьи 124 ТК РФ.
Условно выпущенные товары согласно статьям 11 (пункты 23 и 24), 60 (пункт 2), 149, 151, 157 (пункт 3), 163 и 164 ТК РФ не имеют статус товаров, находящихся в свободном обращении, т.е. помещенных под таможенный режим "Выпуск для внутреннего потребления" и таможенное оформление компонентов машины при их условном выпуске не является завершением процедуры таможенного оформления таких компонентов при подаче каждого из заявления.
Инструкция предусматривает четкое разграничение между таможенной декларацией - ГТД и заявлением, оформленным на бланках грузовой таможенной декларации и транзитной декларации.
При условном выпуске отдельных компонентов машины таможенное оформление не завершено, т.к. указанные отдельные компоненты не выпущены в свободное обращение, что в свою очередь указывает на отсутствие декларирования, а значит и отсутствие подачи таможенной декларации, к которой Челябинская таможня приравнивает заявления.
Челябинская таможня, указывая на неуплату ЗАО "ИНСИ" таможенных сборов за таможенное оформление по 56 Заявлениям на условный выпуск в сумме 840500 рублей, не предоставило доказательств обязанности такой уплаты.
В случае, если положения Инструкции противоречат действующему ТК РФ, и ЗАО "ИНСИ" обязано было осуществлять уплату таможенных сборов за таможенное оформление при подаче каждого заявления на отдельные компоненты машины и при подаче ГТД на машину, то и в этом случае Челябинская таможня не имела право выставлять ЗАО "ИНСИ" Требование об уплате таможенных платежей от 22.01.2008 N 10.
Это следует из положений Инструкции, которая разграничивает правовую природу заявления и ГТД как таможенной декларации при применении особого порядка декларирования из-за отсутствия четкого определения термина "таможенное оформление" в ТК РФ, изложенных требований к таможенной декларации в статьях 11 и 124 ТК РФ, статье 6 ТК РФ, согласно которой положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Указанное в решении суда письмо ФТС России не опубликовано, не доступно для неограниченного круга лиц, не является нормативным актом и следовательно, не может быть положено в основу принятого решения.
Считает также, что порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в арбитражные суды, определяются законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах, поэтому заявитель вправе был обратиться непосредственно в суд с требованием о возврате суммы таможенного сбора в размере 840500 руб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заявителя не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Инси" 20.03.1996 зарегистрировано Администрацией Советского района г.Челябинска, за основным государственным регистрационным номером 1027402895607, что подтверждается свидетельством серии 74 номер 002060543 (том 1, л.д. 32).
В период с 2006 по 2007 г. общество осуществляла перевозку из Германии в Россию товара - линии по изготовлению блоков и плит из ячеистого бетона, включая производство сухих строительных смесей, производство - Германия, предприятие -WEHRHAHN GmbH, на основании контракта от 11.02.2006 N 7.
Общество обратилось в таможню с заявлением о применении особого порядка декларирования отдельных компонентов линии по изготовлению блоков и плит из ячеистого бетона.
На основании разрешения от 28.08.2006 N 10-Р (л.д.48) общество предоставило к таможенному оформлению каждую партию компонентов оборудования, которое условно выпускалось для свободного обращения на оснований следующих заявлений:
N 10504080/011106/0010711, 10504080/281106/0011741, 10504080/301106/0011828, 10504080/041206/0011930, 10504080/041206/0011931, 10504080/081206/0012133, 10504080/160107/0000160, 10504080/160107/0000163, 10504080/160107/0000164, 10504080/160107/0000165 10504080/160107/0000190, 10504080/160107/0000191, 10504080/160107/0000192, 10504080/250107/0000507, 10504080/010207/0000733, 10504080/020207/0000767, 10504080/050207/0000817, 1504080/050207/0000818, 10504080/050207/0000820, 10504080/060207/0000888, 10504080/070207/0000945, 10504080/090207/0001048, 10504080/120207/0001092, 0504080/120207/П001093, 10504080/150207/П001279, 10504080/190207/П001367, 10504080/190207/П001369, 10504080/200207/П001418, 10504080/200207/П001419, 10504080/200207/П001444, 10504080/200207/П001445, 10504080/210207/П001491, 10504080/090307/П001972, 10504080/1303 07/П002112, 10504080/150307/П002240, 10504080/150307/П002241, 10504080/1603 07/П002296, 10504080/160307/0002299, 10504080/160307/0002302, 10504080/160307/П002303, 10504080/270307/П002710, 10504080/120407/П003362, 10504080/120407/0003363, 10504080/160407/П003481, 10504080/160407/П003482, 10504080/180407/П003631, 10504080/180407/0003633 (том 1, л.д. 52-147), 10504080/190407/П003724, 10504080/190407/П003725, 10504080/200407/П003743, 10504080/23 0407/П003 842, 10504080/230407/П003843, 10504080/210507/00004896, 10504080/210507/00004897, 10504080/210507/П004935, 10504080/230507/0005019, 10504080/240507/0005132 (том 2, л.д. 1-20), по которым уплатило таможенные платежи., которые подтверждаются следующими платежными поручениями: от 12.10.2006 N 5706 в сумме 7 532 734,24 руб. (л.д. 21, том 2), от 10.11.2006 N 197 в сумме 915 000 (том 2, л.д. 22), от 13.11.2006 N 265 в сумме 815 000 (л.д. 23, том 2), от 14.11.2006 N 335 в сумме 730 000 (том 2, л.д. 24), от 14.11.2006 N 336 в сумме 1 220 000 (том 2, л.д. 25), от 14.11.2006 N 345 (том 2, л.д. 26), от 23.11.2006 N 6545 в сумме 4 000000 (л.д. 27, том 2), от 30.11.2006 N 709 в сумме 1 000 000 (л.д. 28, том 2), от 10.01.2007 N 22 в сумме 6 000 000 (л.д. 29, том 2), от 24.01.2007 N 270 в сумме 8 300 000 (том 2, л.д. 30), от 25.01.2007 N297 в сумме 5 000 000 (том 2, л.д. 31), от 13.02.2007 N 657 в сумме 7 600 000 (том 2, л.д. 32), от 12.03.2007 N 170 в сумме 7 600 000 (л.д. 33, том 2), от 11.04.2007 N 921 в сумме 3 540 000 (л.д. 34, том 2), от 18.04.2007 N 75 в сумме 3 600 000 (л.д. 35, том 2), от 16.05.2007 N 2635 в сумме 800 000 рублей (том 2, л.д. 36), от 16.05.2007 N 2669 в сумме 155 000 (л.д. 37, том 2), от 23.05.2007 N 833 в сумме 1100000 (л.д. 38, том 38).
07 июля 2007 года общество подало таможенному органу ГТД N 10504080/070607/0005743 "Поставка завершена" (л.д. 49-51).
22.01.2008 Челябинская таможня выставила обществу требование N 10 об уплате таможенных платежей в размере 938039 рублей 43 копейки, в том числе таможенный сбор за таможенное оформление в размере 840500 рублей и пени 97539 рублей 43 коп (л.д. 34-35, том 1) по факту задолженности по вышеназванному перечню заявлений на условный выпуск.
Считая требование таможни незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным требование таможни. Кроме этого общество заявило требование о возложении на таможенный орган обязанности возвратить сумму таможенных сборов в размере 840500 рублей, поскольку по требованию об оплате таможенных платежей от 22.01.2008 N 10 заявитель произвел оплату таможенного сбора за таможенное оформление в сумме 840500 рублей, что подтверждается платежным поручением N 267 от 23.01.2008 (л.д. 38).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным обжалуемого требования, суд первой инстанции исходил из правомерности выставления данного требования таможенным органом, а в части требований заявителя о возложении на таможенный орган обязанности возвратить сумму таможенных сборов в размере 840500 рублей судом принято решение об оставлении требования без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено (далее - ТК РФ), что оформление товаров начинается при ввозе товаров в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 Кодекса (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
В силу пункта 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.
Пунктом 45 Инструкции о порядке классификации в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденной Приказом ГТК России от 23.04.01 N 388, предусмотрено, что заявления на условный выпуск принимаются и регистрируются структурным подразделением контролирующей таможни или таможенного поста с учетом требований при приеме и регистрации ГТД, установленных нормативными актами ГТК России, принятыми в установленном порядке, с присвоением заявлениям на условный выпуск регистрационных номеров, формируемых в порядке, предусмотренном для ГТД.
На основании пункта 2 статьи 137 ТК РФ упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не противоречит осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
В порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
Пункт 2 статьи 138 ТК РФ предусматривает, что после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. При этом декларантом представляются полные и достоверные сведения, необходимые для окончательного таможенного контроля в отношении ввозимых (вывозимых) товаров. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.
Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода (пункт 3 статьи 138 ТК РФ).
На основании пункта 4 статьи 138 ТК РФ во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.1 Кодекса к таможенным сборам, в том числе, относятся таможенные сборы за таможенное оформление.
Таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 350 ТК РФ.
На основании пункта 1 статьи 357.6 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации. При этом пункт 1 статьи 124 Кодекса определяет, что декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.
С учетом анализа приведенных норм права апелляционная инстанция полагает, что суд первой инстанции правомерно исходил из того, что каждое декларирование товара (подача каждой декларации) должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.
Ссылка суда первой инстанции на письмо от 29.12.04 N 01-06/12890, которым Федеральная таможенная служба разъяснила, что при периодическом временном декларировании таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с подачей каждой таможенной декларации (временной и полной), не привела к принятию неправильного решения по существу рассматриваемого спора.
Уплата таможенных сборов по своей правовой природе является компенсацией расходов таможенных органов по осуществлению действий, связанных с таможенным оформлением, поэтому суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что таможенный сбор за таможенное оформление уплачивается отдельно за подачу временной и полной таможенных деклараций.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, доводы участвующих в деле лиц во взаимосвязи с указанными нормами, суд пришел к правильному выводу, что общество должно уплачивать сборы за таможенное оформление при подаче каждой таможенной декларации и правомерно отказал обществу в удовлетворении требований.
Одновременно с этим судом первой инстанции правильно применены нормы права, касающиеся второго заявленного требования о возврате уплаченного таможенного сбора. Статьей 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным данным Кодексом, возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Пунктом 2 статьи 355 ТК РФ установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В деле нет доказательств соблюдения ЗАО "Инси" досудебного порядка урегулирования спора в части требования о возложении обязанности на таможню возвратить обществу 840500 рублей, уплаченных в качестве таможенных сборов.
Судом правомерно в соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный оставлено исковое заявление без рассмотрения, поскольку после его принятия к производству установлено, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2008 года по делу N А76-2371/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ИНСИ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2371/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "Инси"
Ответчик: Челябинская таможня
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3382/2008