г. Челябинск
05 июня 2008 г. |
N 18АП-1342/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Чередниковой М.В., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кургановой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", в лице филиала - "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр", о признании недействительным решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных сумм налогов Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области и обязании возврата излишне уплаченных налогов в сумме 795.772 руб. 20 коп., при участии: от федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная радиовещательная сеть", в лице филиала - "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр" - Вахрушевой И.А. (доверенность от 01.04.2008 N 1383-Д), Смолиной Т.Н. (доверенность от 01.04.2008 N 1383-Д), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области - Захезиной Н.С. (доверенность от 10.07.2007 N 15), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - Лях О.В. (доверенность от 09.01.2008 N 03-5/347),
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная радиовещательная сеть", в лице филиала - "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - заявитель, налогоплательщик, ФГУП "РТРС") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных сумм налогов Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция ФНС России по г. Златоусту Челябинской области) и обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные налоги в общей сумме 795.772 руб. 20 коп.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16 января 2008 года требования, заявленные налогоплательщиком, удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2008 года по настоящему делу, решение Арбитражного суда Челябинской области от 16 января 2008 года по делу N А76-23937/2007 отменено, рассмотрение дела назначено по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (далее - Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, Межрегиональная инспекция).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 мая 2008 года к участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее - Инспекция ФНС России по Советскому району г. Челябинска).
Заинтересованное лицо в представленном отзыве просит в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказать, так как у Инспекции ФНС России по г. Златоусту не имеется оснований для возврата излишне уплаченных сумм налогов налогоплательщику, поскольку налогоплательщик снят с налогового учета в Инспекции ФНС России по г. Златоусту, КРСБ закрыты, сальдо по расчетам с бюджетом передано в налоговый орган по месту учета головной организации - в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7.
Межрегиональной инспекцией в материалы дела представлен отзыв от 06.05.2008 N 58-07/8435 (т. 2, л. д. 132 - 134), в котором указано на то, что поскольку у ФГУП "РТРС" сохранился объект налогообложения и налоги, указанные в заявлении налогоплательщика не администрируются Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7, соответственно, возврат излишне уплаченных сумм налогов не может быть произведен данным третьим лицом.
Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Челябинска в материалы дела представлен отзыв от 21.05.2008 N 03-14/ (т. 3, л. д. 35, 36), в котором указано, что вынесенное Инспекцией ФНС России по г. Златоусту решение, оспариваемое налогоплательщиком, является правомерным, так как поскольку на момент подачи заявления о возврате сумм излишне уплаченного налога филиал заявителя был снят с учета в данном налоговом органе, правовые основания для возврата сумм налога у заинтересованного лица отсутствовали; возвращать налог из бюджета (производить зачет) должен налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете на день возврата (зачета).
Представители Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли; от указанного третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей Межрегиональной инспекции (т. 3, л. д. 46).
С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7.
Исследовав материалы дела и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований.
Как следует из материалов дела, в г. Златоусте Челябинской области был расположен радиотелевизионный передающий центр - обособленное подразделение заявителя (т. 1, л. д. 19); ФГУП "РТРС" снято с учета в Инспекции ФНС России по г. Златоусту по месту нахождения обособленного подразделения 12.03.2007 (т. 1, л. д. 20).
Между налогоплательщиком-заявителем и Инспекцией ФНС России по г. Златоусту была произведена сверка расчетов по налогам, сборам и взносам, результаты которой оформлены актом от 26.02.2007 N 305 (т. 1, л. д. 13 - 18).
На основании данных, полученных в ходе проведенной сверки, налогоплательщик обратился в Инспекцию ФНС России по г. Златоусту с заявлениями о возврате переплаты:
- от 07.09.2007 N 1438 (налог на добавленную стоимость) (т. 1, л. д. 53);
- от 07.09.2007 N 1439 (налог на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, пени) (т. 1, л. д. 54);
- от 07.09.2007 N 1440 (единый социальный налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет) (т. 1, л. д. 55);
- от 07.09.2007 N 1441 (единый социальный налог в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации) (т. 1, л. д. 56);
- от 07.09.2007 N 1442 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) (т. 2, л. д. 10);
- от 07.09.2007 N 1443 (налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения) (т. 1, л. д. 57);
- от 07.09.2007 N 1444 (налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местный бюджет) (т. 1, л. д. 58).
В материалах дела имеются документы, подтверждающие наличие разногласий между Инспекцией ФНС России по г. Златоусту и Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7, по вопросу передачи КРСБ налогоплательщика.
Так, Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 в адрес Инспекции ФНС России по г. Златоусту возвращались документы филиала ФГУП "РТРС", письмами:
- от 20.06.2007 N 58-03/1224дсп (т. 2, л. д. 50), со ссылкой на то, что переданы налоги, которые не администрируются Межрегиональными инспекциями согласно письму ФНС России от 17.08.2006 N ШТ-14-23/214 дсп;
- от 24.08.2007 N 58-03/1619дсп (т. 2, л. д. 53), - по аналогичной причине;
- от 31.08.2007 N 58-03/1660дсп (т. 2, л. д. 54), - по аналогичной причине, а также со ссылкой на то, что у ФГУП "РТРС" сохранился объект налогообложения, в связи с чем, на основании приказа ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ Инспекции ФНС России следует закрыть КРСБ налогоплательщика, а сальдовые остатки "подлить" в Челябинский филиал ФГУП "РТРС"; переданы сальдовые остатки по ЕСН, по которым истек срок исковой давности.
Налогоплательщик также обращался в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 с запросом на предмет наличия КРСБ филиала ФГУП "РТРС" "Златоустовский РТПЦ" (т. 2, л. д. 69), на который указанным налоговым органом был дан ответ о возвращении КРСБ Инспекции ФНС России по г. Златоусту (т. 2, л. д. 68).
Письмом от 21.12.2007 N 58-07/22164 (т. 2, л. д. 64) Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 сообщила об отсутствии КРСБ по филиалу ФГУП "РТРС" Златоустовского РПЦ, поскольку сальдовые остатки должны быть "подлиты" по месту учета Челябинского филиала ФГУП "РТРС".
Согласно имеющимся в материалах дела акту приема-передачи задолженности и переплаты N 2 по Златоустовскому филиалу "РТПЦ" ФГУП "РТРС" (т. 2, л. д. 122), Межрегиональной инспекции передана, в том числе, переплата по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет (631.004 руб. 36 коп.), по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации (124.772 руб. 85 коп.); по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в части, направляемой на выплату страховой части трудовой пенсии (22.997 руб. 71 коп.). Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 21.02.2008 N 2 о приеме сальдо расчетов (т. 2, л. д. 121), Межрегиональной инспекцией к учету принято сальдо расчетов по единому социальному налогу в связи с ликвидацией Златоустовского филиала "РТПЦ" ФГУП "РТРС" по состоянию на 11.07.2007, а также в КРСБ местного уровня по налогу (сбору, взносу) внесено сальдо расчетов согласно акту приема-передачи задолженности и переплаты от 19.02.2008 N 2.
Письмом Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 21.02.2008 N 58-11-32-115/3920 (т. 2, л. д. 120) до сведения ФГУП "РТРС" доведена информация о принятии к учету сальдо расчетов по единому социальному налогу Златоустовского филиала "РТПЦ" ФГУП "РТРС" в связи с ликвидацией филиала по решению от 19.02.2008 N 2.
В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из условий п. 5 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, к рассматриваемым правоотношениям применимы нормы ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 января 2007 года.
Согласно п. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (п. 2 ст. 78 НК РФ).
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Поскольку по состоянию на момент обращения налогоплательщика в Инспекцию ФНС России по г. Златоусту, переплата не была передана заинтересованным лицом в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщиком N 7, ФГУП "РТРС" правомерно обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм.
Наличие между Инспекцией ФНС России по г. Златоусту и Межрегиональной Инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 разногласий по поводу передачи сумм переплаты по обособленному подразделению ФГУП "РТРС", не может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
Кроме того, переплата по налогам была выявлена в ходе проведенной между заявителем и заинтересованным лицом совместной сверки, 26.02.2007 (т. 1, л. д. 13 - 18), то есть, на тот момент, когда заявитель состоял на учете по месту нахождения обособленного подразделения в Инспекции ФНС России по г. Златоусту; соответственно, исходя из условий п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае, подача налогоплательщиком заявлений о возврате переплаты 07.09.2007, не имеет значения, равно как, не имеет значения письмо ФНС России от 17.08.2006 N ШТ-23/214дсп@# (т. 3, л. д. 26 - 29), так как обязанность по возврату сумм излишне уплаченных налогов возникла у Инспекции ФНС России по г. Златоусту в тот момент, когда ФГУП "РТРС" состояло на учете в данном налоговом органе (по месту нахождения обособленного подразделения).
С учетом изложенного, заявленные налогоплательщиком требования подлежат удовлетворению. Срок для возврата излишне уплаченных сумм налогов, поскольку он не указан налогоплательщиком, определяется арбитражным апелляционным судом по 01 июля 2008 года включительно.
Расходы по уплате государственной пошлины в силу условий ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области.
Руководствуясь частью 1 статьи 110, статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
требования, заявленные федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", в лице филиала - "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр", удовлетворить.
Признать недействительным решение от 17.10.2007 N 1695 об отказе в осуществлении зачета (возврата), вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области, как несоответствующее требованиям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области в срок по 01 июля 2008 года включительно возвратить федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", излишне уплаченные суммы: налога на добавленную стоимость - 9.868 руб. 67 коп.; налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет - 4.368 руб. 60 коп.; единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет - 631.004 руб. 36 коп.; единого социального налога в части, зачисляемой в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - 124.772 руб. 85 коп.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22.997 руб. 71 коп.; налога на прибыль организаций, зачислявшегося до 01.01.2005 в местный бюджет - 2.765 руб. 01 коп.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 16.457 руб. 72 коп.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1.000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
М.В. Чередникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23937/2007
Истец: ФГУП "Российская телевизионная радиовещательная сеть" в лице филиала "Челябинский ОРТПЦ"
Ответчик: ИФНС РФ по г. Златоусту
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области
Третье лицо: Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1342/2008