г. Челябинск
16 июля 2008 г. |
N 18АП-4156/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Степановой М.Г., Костина В.Ю, при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06 мая 2008 года по делу N А47-1769/2008 (судья Федорова С.Г.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Три Д" (далее - общество, заявитель, ООО "Три Д") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо, территориальное управление) от 12.03.2008 N 2/30, которым заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06 мая 2008 года по настоящему делу заявленные обществом требований удовлетворены, постановление административного органа от 12.03.2008 N 2/30 признано незаконным и отменено, общество освобождено от административной ответственности с объявлением устного замечания.
Административный орган не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его по следующим основаниям. Территориальное управление считает применение положений ст. 2.9 КоАП РФ неправомерным, так как состав правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ является формальным, ответственность наступает независимо от наличия вредных последствий. Правонарушение с формальным составом считается оконченным с момента совершения противоправного действия (бездействия).
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу административного органа, в котором заявитель указывает, что характер и степень общественной опасности деяния не позволяют говорить о наличии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, территориальным управлением в период с 15.02.2008 по 27.02.2008 проведена плановая проверка общества на предмет соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при совершении валютных операций обществом за период с 01.02.2007 по 01.02.2008.
Проверкой установлено: общество заключило договор поставки от 13.03.2007 N 020/КП/2007, в соответствии с которым оно обязалось поставить два автоводовоза АО "Альянс Банк" (Казахстан) на общую сумму 166 400 дол. США. В уполномоченном банке ОАО "НИКО БАНК" оформлен паспорт сделки N 07030002/0702/0000/1/0.
Платеж за товар в соответствии с договором производится в течение 15 банковских дней с даты подписания договора. Поставка товара осуществляется не позднее 90 календарных дней с даты оплаты товара.
При оформлении паспорта сделки в разделе 6 "Специальные сведения о контракте" после 6.1 "Условия о сроках и порядке расчетов по контракту" не заполнено.
Указанные обстоятельства, по мнению управления, свидетельствуют о необеспечении обществом выполнения п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Результаты проведенной проверки отражены в акте от 27.02.2008, по итогам которой составлен протокол об административном правонарушении от 27.02.2008 N 2/30.
12.03.2008 административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 2/30, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из доказанности вмененного административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечений заявителя к административной ответственности, однако счел возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и ограничиться объявлением заявителю устного замечания.
Вывод суда о наличии состава административного правонарушения соответствует действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
С учетом положений ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ и Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделки", арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материалы проверки подтверждают факт оформления паспорта сделки обществом с нарушением п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ и приложения N 4 к Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделки", поскольку заявителем не было заполнен п. 6.1 паспорта сделки.
Арбитражным судом первой инстанции установлен, материалами дела подтвержден и сторонами не оспаривается факт неправильного оформления обществом паспорта сделки.
Следовательно, в действиях юридического лица усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 05.11.2003 г. N 349-О, из содержания ст. 2.9 КоАП РФ следует, что законодатель предоставил судье право по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения.
Ни в оспариваемом постановлении, ни в апелляционной жалобе административным органом не указано, какие неблагоприятные последствия повлекло или могло повлечь непроставление заявителем символа в паспорте сделки, каким образом это могло повлиять на осуществление банковского и таможенного контроля за перемещением товара и правильностью осуществления таможенных платежей.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя в участии в нем, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет какой-либо опасности охраняемым административным правоотношениям.
Совершенное заявителем правонарушение является малозначительным, так как не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку не повлияло на правильность уплаты таможенных платежей, своевременность представления банком отчетности об операциях резидентов по валютным операциям, а также на возможность осуществления банковского и таможенного контроля, совершено в форме неосторожности, не повлекло тяжких последствий. При этом судом апелляционной инстанции учтено отсутствие намерения посягательства на охраняемые государственные интересы со стороны заявителя.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 Постановления от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Довод управления о невозможности применения ст. 2.9 КоАП РФ к статьям КоАП РФ, предусматривающим формальные составы, не основан на нормах действующего законодательства. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не ограничивает применение ст. 2.9 КоАП РФ и не устанавливает конкретные нормы, к которым названная статья не может применяться.
При оценке обстоятельств совершения правонарушения суд первой инстанции действовал с соблюдением норм ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и неправильного применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допустил.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06 мая 2008 года по делу N А47-1769/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
М.Г. Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1769/2008
Истец: ООО "Три Д"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургкой области
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4156/2008