г. Челябинск
28 июля 2008 г. |
Дело N А76-2878/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Хасановой М.Т., Серковой З.Н., при ведении протокола секретарем Рыбаковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИЗА-Транс" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2008 по делу N А76-2878/2008 (судья Жарова Л.А.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "ВИЗА-Транс" - Шестакова В.В. (доверенность от 25.02.2008); от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Челябинской области - Забродиной А.В. (доверенность N 04-35/3 от 25.02.2008),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "ВИЗА-Транс" (далее - ООО "Виза-Транс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Челябинской области (далее - МИФНС N 10 по Челябинской области, ответчик) о признании незаконным решения от 14.02.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не предоставления определенных Федеральным Законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, а также об обязании произвести государственную регистрацию ООО "ВИЗА-Транс" в связи с его ликвидацией на основании заявления и документов, полученных ответчиком 07.02.2008. Кроме того заявитель просил взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в сумме 15000 рублей.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2008 (резолютивная часть решения объявлена 19.05.2008) в удовлетворении требований ООО "ВИЗА-Транс" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ВИЗА-Транс" просит решение арбитражного суда от 26.05.2008 отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что 01.02.2008 ООО "ВИЗА-Транс" была получена справка "о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам", согласно которой за налогоплательщиком числилась переплата 6066, 40 руб. Следовательно, на момент принятия решения о ликвидации задолженности перед бюджетом не было, что судом не было принято во внимание. На момент вынесения решения об отказе государственной регистрации суд не выяснил вопрос о наличии у заявителя задолженности перед бюджетом. Акт выездной проверки от 24.01.2008 не мог послужить основанием для отказа в государственной регистрации. Налоговый орган был уведомлен о ликвидации юридического лица. Срок для предъявления требований кредиторам истек 07.01.2008, и ответчик в указанный срок свои требования не предъявил. Полагает, что все представленные для регистрации документы соответствуют требованиям закона.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает обжалованный судебный акт законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 29.10.2007 единственным учредителем ООО "ВИЗА-Транс" принято решение N 3 о ликвидации общества. Обязанности ликвидатора принял на себя учредитель общества - Зиновьев В.И.
30.10.2007 ликвидатором общества подана заявка в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации" на публикацию сообщения о ликвидации. Требования кредиторов предлагалось предъявить в течение двух месяцев по адресу: 456660, Челябинская область, Красноармейский район, село Миасское, ул.60 лет СССР, дом 22, корпус "г" ( л.д. 46).
30.10.2007 Зиновьев В.И. в регистрирующий орган представил уведомление о назначении ликвидатора юридического лица юридического лица (л.д. 45). 06.11.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за N 2077430026045.
16.01.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "ВИЗА-Транс" за N 2087430000612.
07.02.2007 ликвидатором ООО "Виза-Транс" в регистрирующий орган представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а также следующие документы: ликвидационный баланс по состоянию на 06.02.2008, квитанция об уплате государственной пошлины, документ подтверждающий предоставление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с п.п.1-8 п.2 ст. 6 и п.2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Регистрирующий орган 14.02.2008 принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в связи с отсутствием заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и ликвидационного баланса (в связи с выявленным несоответствием сведений, представленных в регистрирующий орган в части уплаты обязательных платежей в бюджет и завершения расчетов с кредиторами, сведениям, имеющимся в налоговом органе, регистрирующий орган посчитал не представленными заявление и ликвидационный баланс).
Не согласившись с указанным решением инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ООО "ВИЗА-Транс", пришел к выводу, о соответствии оспоренного решения закону.
Вывод суда нельзя признать правильным.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Указанные документы представлены налогоплательщиком в налоговый орган, что также подтверждается материалами дела.
Пунктом 4 ст.9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен запрет регистрирующему органу требовать представления для государственной регистрации других документов, кроме документов, установленных законом.
Пунктом 1 ст.23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен закрытый перечень оснований для отказа в государственной регистрации: непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случаях, предусмотренных п.2 ст.20 и п.4 ст.22.1 этого закона.
Как следует из текста оспоренного акта, основаниями для отказа в государственной регистрации ликвидации ООО "ВИЗА-Транс" явилось признание регистрирующим органом заявления и ликвидационный баланс заявителя не представленными, поскольку в них содержались недостоверные сведения, а именно не указана непогашенная задолженность перед бюджетом.
Однако, материалами дела подтверждается фактическое представление заявления и ликвидационного баланса в регистрирующий орган. Доказательств недостоверности сведений, изложенных в представленных для государственной регистрации заявлении и ликвидационном балансе, на момент обращения с заявлением о регистрации в материалы дела не представлено.
Оценивая доводы ответчика о недостоверности сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации и в ликвидационном балансе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс (п.5 ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с имевшейся у заявителя на момент составления промежуточного ликвидационного баланса справкой налогового органа о состоянии расчетов по налогам и сборам, за ООО "ВИЗА-Транс" по состоянию на 01.02.2008 числилась переплата по налогам и сборам в размере 6066, 40 руб.
В период с 19.11.2007 по 18.01.2008 в отношении ООО "ВИЗА-Транс" проведена выездная налоговая проверка, результаты которой нашли отражение в акте проверки от N 1 от 24.01.2008, зафиксировавшем факты неуплаты заявителем обязательных платежей в общей сумме 246282 руб.
По итогам рассмотрения материалов проверки ответчиком 27.02.2008 вынесено решение N 1 о привлечении заявителя к налоговой ответственности и о доначислении обязательных платежей.
Поскольку на момент обращения заявителем в регистрирующий орган с заявлением о его государственной регистрации в связи с ликвидацией решения о доначислении обязательных платежей по итогам выездной налоговой проверки, принятого в порядке ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации, не имелось, а акт налоговой проверки в силу положений ст.100 Налогового кодекса Российской Федерации не свидетельствует о доначислении заявителю сумм обязательных платежей, и учитывая существование справки о состоянии расчетов заявителя с бюджетом, содержащей сведения о наличии у заявителя переплаты по обязательным платежам, оснований для включения заявителем в ликвидационный баланс какой либо задолженности по налогам и сборам не имелось. Тем более не имелось таких оснований для внесения сведений о задолженности при составлении промежуточного ликвидационного баланса, поскольку на момент составления такого баланса не существовало и акта налоговой проверки.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания считать заявление и ликвидационный баланс ООО "ВИЗА-Транс" не представленными в связи с недостоверностью содержащихся в них сведений.
Кроме того, пунктом 1 ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен двухмесячный срок заявления кредиторами требований к ликвидируемому лицу, исчисляемый с момента публикации сообщения о ликвидации этого юридического лица.
В указанный срок налоговым органом требования к ООО "ВИЗА-Транс" предъявлены не были, что также исключает возможность внесения сведений о задолженности общества по обязательным платежам в промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы.
В этой связи не принимается судом довод ответчика о неисполнении ликвидатором ООО "ВИЗА-Транс" установленной абз.2 п.1 ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по письменному уведомлению налогового органа о ликвидации юридического лица, поскольку соответствующее уведомление 30.10.2007 (в день подачи заявки на публикацию сообщения о ликвидации) представлено ликвидатором ответчику, осуществляющему одновременно и функциями регистрирующего органа, и функции налогового органа.
Таким образом, у ликвидатора отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс ООО "ВИЗА-Транс" требований налогового органа, которые в течение установленного законом срока предъявлены не были.
Учитывая отсутствие иных оснований для отказа в государственной регистрации ООО "ВИЗА-Транс" в связи с его ликвидацией, оспоренное решение ответчика следует признать принятым с нарушением п.1 ст.21, п.1 ст.23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п.п.1, 3, 4 ч.1, п.3 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя о признании незаконным решения от 14.02.2008 и обязании регистрирующий орган произвести государственную регистрацию ООО "ВИЗА-Транс" в связи с его ликвидацией - удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными права, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
25.02.2008 ООО "ВИЗА-Транс" заключило договор на оказание юридических услуг N 1 с Шестаковым В.В.
Факт оказания Шестаковым В.В. услуг подтверждается актом приемки выполненных работ от 30.04.2007. Оплата оказанных услуг в размере 15000 руб. подтверждена расходным кассовым ордером от 25.02.2008.
В соответствии с п.20 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения арбитражного процессуального кодекса РФ" при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций в сумме 5000 руб. (в том числе за рассмотрение дела в суде первой инстанции - 4000 руб., уплаченных по платежным поручениям N N 18, 19 от 06.03.2008, и за подачу апелляционной жалобы - 1000 руб., уплаченных по платежному поручению N 1 от 26.06.2008) также подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2008 по делу N А767-2878/2008 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным, как не соответствующее Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 принятое в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВИЗА-Транс" решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, от 14.02.2008.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "ВИЗА-Транс" в связи с его ликвидацией на основании заявления и документов, представленных 07.02.2008.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВИЗА-Транс" судебные издержки, понесенные в связи с оплатой услуг представителя в размере 15000 руб., а также в возмещение расходов по госпошлине 5000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
М.Т. Хасанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2878/2008
Истец: ООО "Виза - Транс"
Ответчик: МИФНС N10 по Челябинской обл.