г. Челябинск
31 июля 2008 г. |
N 18АП-4412/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Хасановой М.Т., судей Серковой З.Н., Арямова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.05.2008 по делу N А07-841/2008 (судья Исаева Э.Р.), при участии: от истца - Кутыркиной И.П. (доверенность от 12.12.2006), от ответчика - Ильясовой А.Р. (доверенность от 17.12.2007),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Белорецкий металлургический комбинат" (далее - ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", ответчик) о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности вагонов в размере 266 440 руб.
До принятия решения по существу спора истцом заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уменьшении суммы исковых требований до 264 245 руб.
В апелляционной жалобе ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" просит решение отменить и отказать ОАО "РЖД" в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что судом не учтено, что при перевеске грузов, истцом не соблюден порядок определения массы груза, установленный Рекомендациями ФГУП ВНИИМС Госстандарта России, поскольку перевеска груза на попутной станции и станции назначения осуществлялась на вагонных тензометрических весах для взвешивания в движении с погрешностью +/-1% от массы нетто, тогда как на станции отправления на тензометрических весах, предназначенных для взвешивания грузов в вагонах с остановкой без расцепки с погрешностью +/-2% от массы нетто. Представленные в материалы дела коммерческие акты не соответствуют Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45. Коммерческий акт составляется сразу после обнаружения превышения грузоподъемности. Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции, и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то перевозчик обязан, не составляя нового акта, сделать в разделе "Ж" коммерческого акта, составленного на попутной станции, отметку содержания "при проверке груза, разницы против настоящего акта не оказалось". В случае несоответствия сведений, имеющихся в коммерческом акте, составленном на попутной станции назначения, составляется новый коммерческий акт. Превышение грузоподъемности вагона N 63432900 обнаружено на попутной станции Орск, коммерческий акт составлен лишь на станции назначения Никель, что противоречит правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Аналогичная ситуация и по вагонам N N 67290908 и 67205526. Коммерческий акт на вагон N 67209803 составлен при обнаружении превышения грузоподъемности на попутной станции Орск, однако на станции назначения Никель, отметки в графе "Ж" о проверке груза не сделано.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца с апелляционной жалобой не согласен, просит суд решение оставить без изменения, ссылаясь на его законность.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, правоотношения сторон возникли из договора перевозки груза.
18.06.2007 перевозчиком по транспортной железнодорожной накладной N ЭГ897423 (л.д.51) на станции Белорецк Куйбышевской железной дороги принят к перевозке груз - камень известняковый технологический в вагоне N 62709803. Грузоотправитель - ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", получатель груза - ОАО "Южно-Уральский Никелевый комбинат".
Погрузка известняка (навалом) произведена грузоотправителем 18.06.2007 на станции Белорецк Куйбышевской железной дороги, масса груза указана ответчиком в перевозочном документе брутто 81 900 кг, тара 22 000 кг, нетто 59900 кг.
При контрольном взвешивании вагона N 62709803 на станции Никель Южно-Уральской железной дороги было установлено несоответствие фактически перевозимого груза, сведениям указанным в железнодорожной накладной N ЭГ 897423, о чем составлен акт общей формы от 22.06.2007 N 2/1522 и коммерческий акт от 22.06.2007 N ЮУР 0702332/43 (л.д.26). Масса фактически предъявленного груза составила брутто 88 800 кг, тара 22 000 кг, нетто 66 800 кг. Превышение указанного в перевозочном документе веса составило 6 800кг, на основании чего перевозчиком начислен штраф в размере пятикратной провозной платы 53 515 руб.
09.07.2007 перевозчиком по транспортной железнодорожной накладной N ЭД 611849 (л.д.66) на станции Белорецк Куйбышевской железной дороги принят к перевозке груз - камень известняковый технологический в вагоне N 63432900. Грузоотправитель - ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", получатель груза - ОАО "Южно-Уральский Никелевый комбинат".
Погрузка известняка (навалом) произведена грузоотправителем 09.07.2007 на станции Белорецк Куйбышевской железной дороги, масса груза указана ответчиком в перевозочном документе брутто 83 700 кг, тара 21 000 кг, нетто 62 700 кг.
При контрольном взвешивании вагона N 63432900 на станции Никель Южно-Уральской железной дороги было установлено несоответствие фактически перевозимого груза, сведениям указанным в железнодорожной накладной N ЭД 611849, о чем составлен акт общей формы от 12.07.2007 N 2/5835 и коммерческий акт от 12.07.2007 N АО496034/21 (л.д.17). Масса фактически предъявленного груза составила брутто 92 760 кг, тара 21 000 кг, нетто 71 760 кг. Превышение указанного в перевозочном документе веса составило 7 760кг, на основании чего перевозчиком начислен штраф в размере пятикратной провозной платы 53 235 руб.
09.07.2007 перевозчиком по транспортной железнодорожной накладной N ЭД 611849 (л.д.66) на станции Белорецк Куйбышевской железной дороги принят к перевозке груз - камень известняковый технологический в вагоне N 67290908. Грузоотправитель - ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", получатель груза - ОАО "Южно-Уральский Никелевый комбинат".
Погрузка известняка (навалом) произведена грузоотправителем 09.07.2007 на станции Белорецк Куйбышевской железной дороги, масса груза указана ответчиком в перевозочном документе брутто 85 200 кг, тара 22 000 кг, нетто 63200 кг.
При контрольном взвешивании вагона N 67290908 на станции Никель Южно-Уральской железной дороги было установлено несоответствие фактически перевозимого груза, сведениям указанным в железнодорожной накладной N ЭД 611849, о чем составлен акт общей формы от 12.07.2007 N 2/5835 и коммерческий акт от 12.07.2007 N АО496036/22 (л.д.29). Масса фактически предъявленного груза составила брутто 96240 кг, тара 22 000 кг, нетто 74240 кг. Превышение указанного в перевозочном документе веса составило 9240кг, на основании чего перевозчиком начислен штраф в размере пятикратной провозной платы 53510 руб.
15.07.2007 перевозчиком по транспортной железнодорожной накладной N ЭД 601395 (л.д.70) на станции Белорецк Куйбышевской железной дороги принят к перевозке груз - камень известняковый технологический в вагоне N 67205526. Грузоотправитель - ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", получатель груза - ОАО "Южно-Уральский Никелевый комбинат".
Погрузка известняка (навалом) произведена грузоотправителем 15.07.2007 на станции Белорецк Куйбышевской железной дороги, масса груза указана ответчиком в перевозочном документе брутто 84400 кг, тара 22 000 кг, нетто 62400 кг.
При контрольном взвешивании вагона N 67205526 на станции Никель Южно-Уральской железной дороги было установлено несоответствие фактически перевозимого груза, сведениям указанным в железнодорожной накладной N ЭД 601395, о чем составлен акт общей формы от 15.07.2007 N 2/5834 и коммерческий акт от 15.07.2007 N АО496033/20 (л.д.20). Масса фактически предъявленного груза составила брутто 91720 кг, тара 22 000 кг, нетто 69720кг. Превышение указанного в перевозочном документе веса составило 5720кг, на основании чего перевозчиком начислен штраф в размере пятикратной провозной платы 51950 руб.
18.05.2007 перевозчиком по транспортной железнодорожной накладной N ЭВ 873134 (л.д.77) на станции Белорецк Куйбышевской железной дороги принят к перевозке груз - камень известняковый технологический в вагоне N 66862756. Грузоотправитель - ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", получатель груза - ОАО "Южно-Уральский Никелевый комбинат".
Погрузка известняка (навалом) произведена грузоотправителем 18.05.2007 на станции Белорецк Куйбышевской железной дороги, масса груза указана ответчиком в перевозочном документе брутто 90500 кг, тара 22 500 кг, нетто 68000 кг.
При контрольном взвешивании вагона N 66862756 на станции Никель Южно-Уральской железной дороги было установлено несоответствие фактически перевозимого груза, сведениям указанным в железнодорожной накладной N ЭВ 873134, о чем составлен акт общей формы от 21.05.2007 N 2/5655 и коммерческий акт от 21.05.2007 N АО496031/14 (л.д.23). Масса фактически предъявленного груза составила брутто 92800кг, тара 22 500 кг, нетто 70300кг. Превышение указанного в перевозочном документе веса составило 1300кг, на основании чего перевозчиком начислен штраф в размере пятикратной провозной платы 52035 руб.
О произведенной контрольной перевеске грузоотправитель был извещен посредством направления уведомлений N 410 от 31.08.2007 (л.д.16), N 412 от 31.08.2007 (л.д.19), N 413 от 31.08.2007 (л.д.22), N 405 от 27.08.2007 (л.д.25), N 411 от 31.08.2007 (л.д.28).
Данные обстоятельства повлекли обращение ОАО "РЖД" в арбитражный суд с иском по данному делу о взыскании с ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" штрафа за перегруз вагона в сумме 264245 руб., предусмотренного статьей 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд исходил из доказанности допущенных ответчиком нарушений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 26 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу. Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагона может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
Превышение ответчиком грузоподъемности вагонов N N 62709803, 63432900, 67290908, 67205526, 66862756 составляет 30820 кг, что подтверждается коммерческими актами.
Выводы суда являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно статье 27 Устава железнодорожного транспорта перевозчик имеет право проверять достоверность сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
В соответствии со статьей 98 Устава железнодорожного транспорта за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
За превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (статья 102 Устава железнодорожного транспорта).
Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Оценив имеющиеся в деле доказательства (коммерческие акты, акты общей формы, транспортные железнодорожные накладные, приемо-сдаточные акты) по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правомерному выводу о доказанности факта искажения ответчиком в транспортных накладных веса перевозимого груза, повлекшего превышение грузоподъемности вагона, а также снижение стоимости перевозки груза.
Доводы подателя апелляционной жалобы проверены и признаны необоснованными в силу вышеизложенного.
Ссылка заявителя на то, что при перевеске грузов, истцом не соблюден порядок определения массы груза, установленный Рекомендациями ФГУП ВНИИМС Госстандарта России, поскольку перевеска груза на попутной станции и станции назначения осуществлялась на вагонных тензометрических весах для взвешивания в движении с погрешностью +/-1% от массы нетто, тогда как на станции отправления на тензометрических весах, предназначенных для взвешивания грузов в вагонах с остановкой без расцепки с погрешностью +/-2% от массы нетто не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Согласно железнодорожным накладным, масса груза при погрузке определялась на вагонных весах (100 кг) с предельной погрешностью +/-2% (л.д.52). Перевеска груза в пути следования производилась на таких же весах (л.д.26).
Ссылка ответчика на нарушение порядка составления коммерческих актов отклоняется.
Факт превышения грузоподъемности вагона удостоверен коммерческими актами, актами общей формы, а также приемо-сдаточными актами.
Судом первой инстанции материалам дела дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.05.2008 по делу N А07-841/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Т.Хасанова |
Судьи |
З.Н.Серкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-841/2008
Истец: ОАО "РЖД" в лице Башкирского отделения СП Куйбышевской железной дороги, ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "Белорецкий металлургический комбинат"
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4412/2008