г. Челябинск |
|
"29" июля 2008 г. |
Дело N А07-18909/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Дмитриевой Н.Н., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шакировой Елены Анатольевны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2008 по делу N А07-18909/2007 (судья И.М. Хайдаров), при участии: от индивидуального предпринимателя Шакировой Елены Анатольевны - Шакирова Н.Г. (доверенность б/н от 03.04.2007),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шакирова Елена Анатольевна (далее - ИП Шакирова Е.А., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, администрация) от 09.11.2007 N 1805 об отказе в согласовании паспорта маршрута и расписания движения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены: администрация г. Туймазы и Туймазинского района Республики Башкортостан и министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.05.2008 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Шакирова Е.А не согласилась с указанным решением, считает, что суд нарушил нормы материального права.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указала на то, что оформление документов на автобусный маршрут в пригородном сообщении, проходящий по территории городского округа должно осуществляться администрациями вышеуказанных муниципальных образований, а также на то, что ею к заявлению были приложены надлежащие документы - паспорт маршрута и расписание движения.
Заинтересованное лицо и третьи лица отзыв на апелляционную жалобу суду не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились представители заинтересованного и третьих лиц.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии заинтересованного и третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Индивидуальный предприниматель Шакирова Елена Анатольевна обладает лицензией N АСС-02-18103173 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек и осуществляла перевозку по маршруту "г. Октябрьский - г. Туймазы - г. Октябрьский".
10 октября 2007 года ИП Шакирова Е.А. обратилась в Администрацию г. Октябрьского с заявлением о согласовании паспорта маршрута и расписания движения по данному маршруту на 2008 год.
Администрация письмом от 09 ноября 2007 года N 1805 отказала в согласовании паспорта маршрута и расписания движения. В обосновании причин отказа администрация сослалась на нецелесообразность привлечения дополнительных перевозчиков по данному маршруту.
Полагая, что данный отказ является незаконным, ИП Шакирова Е.А. обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение администрации не противоречит действующему законодательству, регламентирующему порядок организации и осуществления деятельности по перевозке пассажиров.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормами п. 20 ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений отнесена к ведению местного самоуправления.
Согласно п. 6 ст. 72 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к компетенции городских администраций отнесены в том числе вопросы руководства муниципальными транспортными предприятиями и организациями, осуществления контроля за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждения маршрутов и графиков движения местного транспорта, привлечения на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятий и организаций, действующих на территории города.
В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа также относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Из приведенных норм следует, что исполнительные органы местного самоуправления организовывают транспортное обслуживание населения в границах городского округа и для выполнения указанной задачи городские администрации наделены соответствующими полномочиями.
Районная администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты, графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории района.
Вместе с тем обязанность по разработке графиков (расписания) движения автобусов, а также по утверждению и составлению маршрута регулярных автобусных перевозок, паспорта и схемы маршрута с указанием опасных участков лежит на владельцах автобусов в силу п. 5.2.1, 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, п. 5.7.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27.
Автобусный маршрут "г. Октябрьский - г. Туймазы - г. Октябрьский" проходит по территории городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан, муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан и городского поселения г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
В связи с этим, открытие данного автобусного маршрута пригородного сообщения возможно только после согласования паспорта автобусного маршрута, расписания движения автобусов, промежуточных и конечных остановочных пунктов на маршруте движения и т.д., с администрациями муниципальных образований по территории, по которым они проходят.
При таких условиях обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что полномочия по утверждению паспорта и открытие маршрута "г. Октябрьский - г. Туймазы - г. Октябрьский" у администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан отсутствуют, так как маршрут проходит по территории нескольких муниципальный образований. Следовательно, глава администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан не обладает полномочиями по утверждению паспорта маршрута и расписанием рассматриваемого маршрута на территории муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан и городского поселения г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Судом первой инстанции также установлено, что согласно письму заместителя председателя Госкомитета Республики Башкортостан по строительству, архитектуре и транспорту Протасова Н.М. от 15.12.2004 N 16-08/18 "Регулярный пригородный маршрут г.Туймазы - г.Октябрьский (расстояние 25 км.) пролегает на территории Туимазинского района и не выходит за его пределы, поэтому на него не распространяется действие Постановления Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2004 N 207 и оформление документов на данный маршрут должно осуществляться Администрацией Туимазинского района и г. Туймазы Республики Башкортостан.
На основании этой информации администрация Туймазинского района и г. Туймазы провела конкурс по спорному маршруту 30 августа 2006 г. с извещением Администрации городского округа г. Октябрьский. Итоги данного конкурса были утверждены Постановлением главы администрации Туймазинского района N 244 от 26.02.2007 в соответствии с пунктом 14 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200, организация маршрутов производится с обоснованием целесообразности открытия маршрута. Для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута проведена работа по определению наличия потребности в перевозках пассажиров по этому маршруту.
При таких условиях вывод администрации о нецелесообразности проведения администрацией городского округа г.Октябрьский конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту г.Октябрьский - г.Туймазы, а также об отсутствии необходимости дополнительного привлечения автотранспорта по этому маршруту подтвержден документально.
Таким образом, права и законные интересы заявителя, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, в том числе и теми, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, не нарушаются.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2008 по делу N А07-18909/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шакировой Елены Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18909/2007
Истец: ИП Шакирова Елена Анатольевна
Ответчик: Администрация ГО г. Октябрьский РБ
Третье лицо: Министерство строительства , архитектуры и транспорта РБ, Администрация г. Туймазы и Туймазинского района РБ
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4380/2008