г. Челябинск |
|
"12" августа 2008 г. |
Дело N А34-1493/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Степановой М.Г., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлевеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд-Курган" на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.06.2008 по делу N А34-1493/2008 (судья Е.И. Губанова),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд-Курган" (далее - заявитель, ООО "Элемент-Трейд-Курган", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо, управление) от 01.04.2008 N 0245 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.06.2008 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с указанным решением, считает, что судом при его вынесении неправильно применены нормы материального и процессуального права и неполно исследованы обстоятельства дела.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы считает, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.4 КоАП РФ, не установлена, а наказание применено без надлежащего выяснения субъективной стороны указанного правонарушения.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило ее доводы, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, считает, что в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.14.4 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.04.2006 инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану внесена запись в ЕГРЮЛ об ООО "Элемент-Трейд-Курган" за основным государственным регистрационном номером 1064501166201, о чем выдано свидетельство серии 45N 000808015 (л.д.14).
На основании распоряжения территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области от 11.02.2008 N 272-р, специалистом отдела санитарного надзора Лоскутниковой Т.Д. и ведущим специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Григорьевой М.Д. 04.03.2008 - 11.03.2008 проведены мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей ООО "Элемент-Трейд-Курган" в магазине "Монетка-Супер" по адресу: г. Курган, п. Заозерный, 2 мкр-н, 17.
В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на изготовляемую продукцию салаты, полуфабрикаты мясные, полуфабрикаты рыбные, куры-гриль; осуществляется реализация без документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность для здоровья и жизни человека: кур-гриль, салатов свыше 20 наименований, мясных полуфабрикатов около 15 наименований (п.п. 7.7, 8.2 СП 2.3.6.1079-01, п. 8.1 СП 2.3.6.1066-01); не соблюдается периодичность и полнота производственного контроля за качеством и безопасностью поступающей продукции за период 2007 г. и за январь-февраль 2008 г.; не проводились лабораторные исследования овощей на нитраты (п. 3.2.4 программы производственного контроля (ППК); отсутствуют протоколы лабораторных исследований салатов за 1 и 3 кварталы 2007 г. (п. 3.1.1 ППК); не проводились исследования хлебобулочных изделий за 1 и 4 кварталы 2007 г. (п.п. 4.11, 4.2.5, 4.2.6 ППК); в 2007 г. не проведены исследования мясных полуфабрикатов на пестициды, токсичные элементы, антибиотики и радиологию (п.п. 4.1.2, 4.2.7, 4.2.8 ППК); микробиологические исследования полуфабрикатов мяса птицы проводились 1 раз в течение 2007 г. (согласно программе производственного контроля необходимо проводить 1 раз в месяц (п. 4.1.3 ППК); исследуется не весь ассортимент изготовляемой продукции - всего за период 2007 г. представлено 9 протоколов исследований салатов, а изготавливают свыше 20 наименований салатов. Согласно программе производственного контроля периодичность исследований готовой продукции - 3 пробы 1 раз в квартал (при согласованных 4 наименованиях салатов), овощей на нитраты - 2 раза в летний период (п.п. 14.1, 14.2, 14.3 СП 2.3.6.1079-01). Требует корректировки программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий (согласована 19.07.2006) с п. 3.1 по п. 7.2.2 (п. 14.3 СП 2.3.6.1079-01). Не соблюдается товарное соседство при хранении и реализации пищевых продуктов: в торговом зале рядом с молочной продукцией и безалкогольными напитками реализуют стиральный порошок; отдел "Куры-гриль" расположен рядом с мясным отделом (п.п. 7.6, 7.7 СП 2.3.6.1066-01). В холодильной камере допускается совместное хранение продукции с истекшим сроком и доброкачественных пищевых продуктов: торты, молочная продукция и колбасные изделия (п.п. 8.24, 8.25 СП 2.3.6.1066-01. Отсутствует моечное отделение для оборотной тары, торгового инвентаря и место для их хранения (контейнеры, корзины, тележки для продуктов) (п.п. 5.5, 10.5 СП 2.3.6.1066-01). Не выделено место для хранения уборочного инвентаря (п.5.13 СП 2.3.6.1079-01). Не проведен косметический ремонт в цехе мясных полуфабрикатов, в пекарском цехе, на участке фасовки рыбы и окорочков: пол в выбоинах, плитка отпала, стены грязные, краска потерлась (п. 10.8 СП 2.3.6.1066-01). Не весь разделочный инвентарь (ножи, разделочные доски, ведра) для торговой зоны и производственных цехов содержит необходимую маркировку в соответствии с п. 6.5 СП 2.3.6.1079-01. Выделенный уборочный инвентарь не имеет маркировки (п. 10.6 СП 2.3.6.1066-01).
По итогам проверки составлены акт по результатам мероприятий по контролю от 11.03.2008 N 03-1/58 и протокол об административном правонарушении от 24.03.2008 N 03-1/21 по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
Постановлением управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области от 01.04.2008 N 0245 ООО "Элемент-Трейд-Курган" привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Считая постановление управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения и вины в его совершении.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.
В соответствии с положениями ст.ст. 11, 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам.
Как установлено п. 1.1 санитарных правил "Санитарно эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 (далее - СП 2.3.6.1066-01), санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
В соответствии с п. 1.1 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001 (далее - СП 2.3.6.1079-01), правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.
Согласно п. 8.1 СП 2.3.6.1066-01 пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.
В соответствии с п. 7.7 СП 2.3.6.1079-01 поступающие в организации продовольственное сырье и пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность, и находиться в исправной, чистой таре. В случаях разработки новых рецептур, а также внесения изменений в действующие, связанные с изменением технологии производства, использованием нового, нетрадиционного сырья, при пересмотре сроков годности и условий хранения пищевых продуктов, использовании новых материалов и оборудования, которые могут оказывать влияние на показатели безопасности готовой продукции, на рецептуры выдается санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений госсанэпидслужбы в установленном порядке (п. 8.2 СП 2.3.6.1079-01).
Как установлено п. 14.1 СП 2.3.6.1079-01 во всех организациях, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль. Производственный контроль осуществляется в соответствии с санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01". Как следует из п.п. 2.5-2.7 санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001 г. номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п.п. 7.6, 7.7 СП 2.3.6.1066-01 при хранении пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования. Продукты, имеющие специфический запах, должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи. Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных или подозрительных по качеству пищевых продуктов вместе с доброкачественными.
Согласно п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли запрещается реализация продукции без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; с истекшими сроками годности.
Продовольственное сырье и пищевые продукты, признанные не соответствующими требованиям нормативной и технической документации, представляющие опасность для здоровья населения, снимаются с реализации (п. 8.25 СП 2.3.6-1066-01).
Как установлено п. 5.5 СП 2.3.6.1066-01, в организациях торговли, работающих с контейнерами, оборудуются помещения для хранения контейнеров и их санитарной обработки. Пунктом 10.5 этих же санитарных правил установлен режим мытья торгового инвентаря ручным способом.
В соответствии с п. 5.13 СП 2.3.6.1079-01 для уборки производственных, складских, вспомогательных помещений, а также туалетов выделяется отдельный инвентарь, который хранится в специально отведенных местах, максимально приближенных к местам уборки. Инвентарь для мытья туалетов имеет сигнальную окраску и хранится отдельно. По окончании уборки в конце смены весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушивается и хранится в чистом виде в отведенном для него месте.
Пункт 10.8 СП 2.3.6.1066-01 предусматривает произведение по мере необходимости текущего ремонта организаций торговли (побелка, покраска помещений, оборудования и др.).
Согласно п. 6.5 СП 2.3.6.1079-01 в целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку. Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "СМ" - сырое мясо, "СР" -сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "Зелень", "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "X" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия.
В соответствии с ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 14.2 СП 2.3.6.1066-01, п. 15.2 СП 2.3.6-1079-01, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
ООО "Элемент-Трейд-Курган" (Универсам "Монетка", г. Курган, пр. Голикова, 2 мкр-н, 17) имеет программу производственного контроля за соблюдением правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (л.д. 64-90). Указанной программой предусмотрен перечень химических, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных и инструментальных исследований. Согласно п. 3.1.1 указанного перечня реализуемые в магазине салаты подлежат исследованию на биологические факторы (КМАФАнМ, БГПК, сальмонеллу, стафилококк, протей, Е. Coli, дрожжи, плесени) 1 раз в квартал до 3 проб; овощи фрукты подлежат исследованию на нитраты по 2 пробы 2 раза в летний период (п. 3.2.4). Производимые и реализуемые хлеб и хлебобулочные изделия - 2 раза в год на КМАФАнМ, БГПК, S Aureus, сальмонеллу, плесени (п. 4.1.1); ежедневно, каждая партия - на влагу, пористость, хруст, кислотность (п. 4.2.5); 1 раз в квартал - на токсические элементы, радионуклиды. Полуфабрикаты мясные бескостные, фарш, полуфабрикаты из мяса птицы подлежат исследованию на микробиологию по СанПиН 2.3.2.1078-01 1 раз в месяц (п.п. 4.1.2, 4.1.3), на органолептику (вкус, цвет, запах, консистенцию) - в каждой партии, при сертификации продукции (п. 4.2.7), на токсические элементы, радионуклиды - 1 раз в год (п. 4.2.8).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, при этом обществом не представлено в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ доказательств объективной невозможности исполнения перечисленных требований санитарных правил, принятия для этого всех необходимых мер.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что оснований для признания незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области от 01.04.2008 N 0245 не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 04.06.2008 по делу N А34-1493/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд-Курган" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Элемент-Трейд-Курган" из федерального бюджета 1000 руб. - сумму государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 18.06.2008 N 465.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
М.Г. Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1493/2008
Истец: ООО "Элемент-Трейд-Курган"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4952/2008