г. Челябинск
20 августа 2008 г. |
N 18АП-3852/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Бабкиной С.А., Сундаревой Г.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 10 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.04.2008 по делу NА47-10701/2007(судья Жарова Л.А.), при участии: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 10 по Оренбургской области - Качуриной К.С. (доверенность N 04-21/07912 от 09.01.2008), от общества с ограниченной ответственностью "Оренбург-пиво" - Райских В.П. (доверенность от 18.08.2008),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Оренбург - пиво" (далее - ООО "Оренбург-пиво", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 10 по Оренбургской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решений об отказе в государственной регистрации юридического лица.
До принятия решения по существу спора ООО "Оренбург-пиво" заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уточнении требований, согласно которым заявитель просил признать незаконным решения от 16.10.2007 об отказе в государственной регистрации заявления (формы N Р13001) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и решения от 16.10.2007 об отказе в государственной регистрации заявления (формы N Р14001) о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.04.2008 требования ООО "Оренбург-пиво" удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. В нарушение порядка заполнения заявления формы N Р14001, установленного Приказом Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя", пункт 1.2 заполнен с нарушением. Представленные для государственной регистрации изменения N 2 от 05.10.2007 в Устав ООО "Оренбург-пиво" содержат противоречивые сведения об учредителе общества. Подателем жалобы не соблюдено требование к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц. Лист приложения к пункту 2.7 заявления формы N Р13001 (перечень изменяемых сведений) не прошит и не содержит подписи заявителя на обороте. В нарушение статьи 168, пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка представленным инспекцией доводам, не указаны мотивы, по которым суд отверг данные доводы. Вывод суда о возможности устранения недостатков основан на неверном толковании норм материального права. Суд не указал лиц, обязанных устранить допущенные недостатки, а также не учёл, что законом не предусмотрено право регистрирующего органа на устранение недостатков, содержащихся в документах, представляемых для государственной регистрации.
ООО "Оренбург-пиво" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ООО "Оренбург-пиво" пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 09.10.2007 ООО "Оренбург-пиво" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области с заявлением по форме NР13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и с заявлением по форме NР14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Рассмотрев указанные заявления, 16.10.2007 регистрирующим органом приняты решения об отказе в государственной регистрации юридического лица. В качестве основания отказа в государственной регистрации инспекция указала на следующие обстоятельства. Наличие лишней кавычки при указании полного наименования юридического лица в заявлении формы N Р14001: общество с ограниченной ответственностью "Оренбург-пиво"" вместо общество с ограниченной ответственностью "Оренбург-пиво". В представленных для государственной регистрации решении участника ООО "Оренбург-пиво" N 3 от 05.10.2007 и изменениях N 2 в Устав ООО "Оренбург-пиво" от 05.10.2007 указано, что общество создано гражданином России Горяйновым Борисом Геннадьевичем, а в Едином государственном реестре юридических лиц, Уставе, учредительном договоре общества от 06.08.2003 указано, что общество создано учредителями Мысик А.Н. и Усачевой Л.П. В представленных для государственной регистрации документах содержатся противоречивые сведения о создании юридического лица. Лист приложения к пункту 2.7 "Сведения об изменении иных положений учредительных документов" заявления формы NР13001 не прошит вместе с заявлением (формы NР13001) и не содержит подписи заявителя или нотариуса на обороте листа.
Считая, что решения регистрирующего органа от 16.10.2007 не соответствует законодательству, ООО "Оренбург-пиво" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решений незаконными.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к следующим выводам. Все необходимые документы в надлежащий регистрирующий орган заявителем представлены. Лишняя кавычка в наименовании, послужившая основанием для отказа в регистрации, является следствием опечатки, носит случайный и легкоустранимый характер. Недостаток, выразившийся в том, что лист приложения не прошит и не содержит подписи заявителя, не является основанием для отказа в государственной регистрации. Указанный недостаток также носит устранимый характер. Собственник доли уставного капитала является учредителем данного общества. Довод налогового органа о том, что учредителем общества являются граждане, которым первоначально принадлежали доли уставного капитала при его создании, является несостоятельным.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и предоставление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Статьей 9 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде и количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа, на месте его прошивки.
Названным Постановлением Правительство Российской Федерации поручило Федеральной налоговой службе разработать и утвердить в Министерстве юстиции Российской Федерации Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица.
Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации Приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" были утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, что придало им характер нормативного документа, обязательного для исполнения как регистрирующими органами, так и гражданами и юридическим лицами.
Методические разъяснения содержат указание о том, что каждый документ (включая заявление), передаваемый на регистрацию, и содержащий более одного листа, представляется в прошитом и пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 наряду с другими документами для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в регистрирующий орган, необходимо представить заявление по форме N Р13001, а для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц - изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001.
Из представленных в регистрирующий орган документов усматривается полное наименование общества: общество с ограниченной ответственностью "Оренбург-пиво". Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при указании наименования общества в форме N Р14001 была допущена техническая ошибка. Ни в одном из представленных документов нет разночтений, неточностей или противоречий в указании наименования общества. Лишняя кавычка в наименовании общества не свидетельствует о недостоверности представленных сведений, не лишает поданный документ статуса заявления, не является его непредставлением, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.
Лист приложения к пункту 2.7 "Сведения об изменении иных положений учредительных документов" заявления формы N Р13001 действительно не прошит вместе с заявлением (формы N Р13001), не содержит подписи заявителя или нотариуса на обороте листа.
Однако, указанное нарушение свидетельствует о технической ошибке при подготовке документа, которая легко устраняется. Наличие данной технической ошибки не свидетельствует о непредставлении документа.
Довод инспекции о том, что суд не указал лиц, обязанных устранить допущенные недостатки, а также не учёл, что законом не предусмотрено право регистрирующего органа на устранение недостатков, содержащихся в документах, представляемых для государственной регистрации, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции. Поскольку технические ошибки допущены заявителем, соответственно они подлежат устранению ООО "Оренбург-пиво".
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон) обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав общества. Учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении.
Таким образом, учредитель (участник) общества понятия идентичные. Довод регистрирующего органа о том, что учредителями общества являются только граждане, которым первоначально принадлежали доли уставного капитала общества при его создании несостоятелен, противоречит положениям вышеназванных норм.
Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества. Изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона для регистрации общества.
В соответствии со статьей 39 упомянутого Федерального закона в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.
08.08.2003 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ООО "Оренбург-пиво", первоначальными учредителями которого являлись Мысик А.Н. и Усачева Л.П.
В связи с изменением состава участников общества на основании договора купли-продажи доли в уставном капитале N N 1, 2 от 05.10.2007 принято решение единственного участника общества от 05.10.2007 N 3 о внесении соответствующих изменений в пункты 1.1 и 3.2 устава ООО "Оренбург-пиво" об учредителе, размере и номинальной стоимости доли участника общества.
В представленных для государственной регистрации документах не содержится противоречивых сведений о создании юридического лица, поэтому регистрирующий орган не имел оснований считать заявление (формы N Р13001), решение N 3, изменения N 2 в Устав непредставленными.
Поскольку ООО "Оренбург-пиво" представило все документы, установленные пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации, инспекция необоснованно отказала в государственной регистрации изменений.
При названных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с предоставлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области отсрочки по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы с нее подлежат взысканию в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 333.41, пункт 12 часть 1 статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.04.2008 по делу N А47-10701/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
З.Н.Серкова |
Судьи |
С.А.Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10701/2007
Истец: ООО "Оренбург-Пиво"
Ответчик: МИФНС России N 10 по Оренбургской области
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области
Третье лицо: ООО "Оренбург-Пиво"
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3852/2008