г. Челябинск
18 августа 2008 г. |
N 18АП-4161/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Степановой М.Г., Тимохина О.Б., при ведении протокола помощником судьи Ивановой Н.А., рассмотрев в закрытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.05.2008 по делу N А76-1652/2008 (судья Попова Т.В.), при участии: от Федерального государственного унитарного предприятия производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" Куркиной Т.А. (доверенность N 215 от 01.01.2008), Кузикова А.В. (доверенность N 219 от 01.01.2008), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области Подкорытова А.С. (доверенность N 04-07\4077 от 13.03.2008), Аникиной Л.Л. (доверенность N 04-07\40 от 09.01.2008)
УСТАНОВИЛ:
14.02.2008 в Арбитражный суд Челябинской области обратилось Федеральное государственное унитарное предприятие Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" (далее - плательщик, предприятие, заявитель, ФГУП ПО "ЗМЗ") с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган), выразившиеся в отказе произвести реструктуризацию задолженности в отношении пеней и штрафов по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) и обязании включить в состав реструктурированной задолженности суммы пеней и штрафов по ЕСН.
Во исполнения вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Челябинской области налоговым органом разработан график реструктуризации задолженности по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС и ТФОМС, при этом инспекцией в график реструктурированной задолженности не были включены пени и штрафы по указанным налогам, данный отказ является незаконным и нарушает права плательщика, поскольку 28.05.2007 в Постановление Правительства РФ от 18.10.2005 N 646-40 были внесены изменения, из которых следует, что в состав реструктурированной задолженности включается не только основная недоимка по ЕСН, зачисляемая в ФФОМС, ТФОМС, но пени и штрафы в отношении данной задолженности. Кроме того, данный отказ лишает предприятие возможности реализовать право на реструктуризацию задолженность в отношении пеней и штрафов перед государственными внебюджетными фондами, а также создает дополнительные препятствия на пути к финансовому оздоровлению (т.1, л.д.2-5).
Заявитель уточнил требований, просит признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в письме от 18.02.2007 N 05-45/1679 об отказе произвести реструктуризацию задолженности в отношении пеней и штрафов (т.1, л.д.175).
Решением суда первой инстанции от 12.05.2008 требования удовлетворены: действия налогового органа признаны незаконными. Суд пришел к выводу, что налоговый орган неправомерно отказал произвести реструктуризацию задолженности в отношении пеней и штрафов по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами, поскольку право на их реструктуризацию предоставлено стратегическому оборонному предприятию с учетом внесенных изменений Постановлениями Правительства РФ (т.1, л.д.188-193).
20.06.2008 от инспекции поступила апелляционная жалоба, где поставлен вопрос об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении заявленных требований. Приводятся следующие доводы:
- заявитель относится к стратегическим предприятиям, общий порядок проведения реструктуризации которых предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2005 N 646-40С, в отношении ФГУП "ПО "ЗМЗ" принято индивидуальное постановление от 30.11.2006 N 726, которым порядок его реализации не предусмотрен, принятие индивидуального постановления в отношении конкретного предприятия, говорит о том, что Правительство РФ плательщику предоставляет право на реструктуризацию только в пределах изложенного в Постановлении N 726 от 30.11.2006, в указанное постановление изменения внесены не были, из этого следует, что в реструктуризацию не включаются суммы задолженности по пени и штрафам, начисленным на задолженность по ЕСН, зачисляемую в ФФОМС и ТФОМС;
-предприятие в ходе судебного заседания уточнило заявленные требования и просило признать ответ инспекции на разногласия к актам совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафов, уточнения были заявлены 07.05.2008, ответ на разногласия от 18.12.2007, т.е. срок обжалования, установленный ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) пропущен. Несмотря на пропуск срока, судом признано письмо налогового органа незаконным и более того, суд установил, что письмо является отказом в проведении реструктуризации, однако данное письмо не является таковым, поскольку в нем содержится лишь ссылка на фактический отказ инспекции (письмо от 11.07.2007 N 10-45/183), который в свою очередь направлен инспекцией до принятия Правительством РФ изменений в Постановление о предоставлении права на реструктуризацию.
Плательщик возражает против апелляционной жалобы, ссылается на законность судебного решения.
Третье лицо извещено о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явилось. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, устанавливает следующие обстоятельства.
ФГУП "ПО "ЗМЗ" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 23.06.1992, состоит на налоговом учете, (т.1, л.д. 10-11) является плательщиком налогов.
Распоряжением Правительства РФ от 09.01.2004 N 22-Р "Об утверждении перечня стратегических предприятий и организаций" ФГУП "ПО "ЗМЗ" отнесено к категории стратегических предприятий.
Правительством Российской Федерации было вынесено Постановление от 30.11.2006 N 726 "О реструктуризации задолженности ФГУП "ПО "ЗМЗ" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами" (т.1, л.д. 20-21).
04.12.2007 предприятие обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) и в инспекцию с письмом N 280-1344 о проведении реструктуризации пеней и штрафов по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС и ТФОМС, указано, что 27.05.2007 в Постановление Правительство РФ от 18.10.2005 N 646-40С были внесены изменения, на основании которых Правительство конкретизировало объем предоставления реструктуризации в части задолженности по начисленным пеням и штрафам, указав при этом, что реструктуризации подлежит задолженность по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, к которым относятся ФФОМС и ТФОМС (т.1, л.д.22).
Управлением 17.01.2008 вынесено решение N 26-07/000164, которым заявленные требования оставлены без удовлетворения (т.1, л.д.23).
27.11.2007 предприятием в налоговый орган представлены разногласия к актам совместной сверки по налогам, пеням и штрафам (т.1, л.д.82).
18.12.2007 налоговым органом направлено письмо N 05-45/16795 на разногласия к актам сверки, в котором указано в адрес плательщика уже направлялись разъяснения по вопросу предоставления реструктуризации задолженности письмом от 11.01.2007 N 10-45/163 (т.1, л.д.87).
Согласно акта сверки по налогам, сборам и взносам N 262 от 30.11.2006 о задолженности ФГУП "ПО "ЗМЗ" имеется задолженность по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС по пени - 2 025 209,96 руб., штраф - 2 723,55 руб.;
-по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС по пени - 30 359 264,71 руб., штраф - 9 538,27 руб.;
-по взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд, пени - 151 071 983,79 руб.;
-по взносам в ФФОМС пени - 1 194 918,48 руб.;
-по взносам в ФСС пени - 970 682,55 руб.;
-по взносам в ТФОМС пени - 14 922 676,18 руб. (т.1, л.д. 25-28).
Вопрос о включении в состав реструктуризированной задолженности недоимок по ЕСН, зачисляемому в фонды медицинского страхования, был предметом судебного рассмотрения - вступившим в законную силу решением по делу N А76-4354\2007 отказ признан незаконным (л.д.14-18 т.1)
При правовой оценке материалов дела, доводов апелляционной жалобы и пояснения сторон суд исходит из следующего:
По п.4 ст. 21 НК РФ плательщики имеют право получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом. По ст. 63 НК РФ порядок и условия рассрочки (реструктуризации) устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти, в том числе правительством Российской Федерации.
30.11.2006 им принято постановление N 726 "О реструктуризации задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами", установившее состав реструктуризированным сумм (л.д.20-21 т.1).
Ранее правительством Российской Федерации принято постановление N 646-40с от 18.10.2005 "О порядке проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса, исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень предприятий и организаций_", где указано, что реструктуризации подлежат также пени и штрафы, начисленные на платежи в государственные внебюджетные фонды.
Правовые акты подлежат применению в совокупности, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления, ссылка на второе постановление содержалась в заявлении плательщика (л.д.22 т.1). Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий налогового органа.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения, в период возникновения спора плательщик состоял на налоговой учете в Межрайонной инспекции ФНС N 1, которая обладала правом проведения операций по лицевому счету плательщика и изменения порядка уплаты.
Заявление о включении в состав реструктуризации спорных сумм был направлен не только в Управление ФНС РФ по Челябинской области, но и в Межрайонную инспекцию ФНС N 1 (л.д.22 т.1) и подлежал рассмотрению по существу. В письме от 17.03.2008 плательщик обращал внимание инспекции на отсутствие ответа по существу заявления (л.д.53 т.1). В письме от 27.03.2008, подписанным руководителем налогового органа, в даче ответа отказано по причине нарушения формы заявления (л.д.56 т.1), сделана ссылка на ответ Управления.
В определении об исправлении опечатки от 15.08.2008 суд первой инстанции указал, что незаконными признаются действия налогового органа по не включению спорных сумм в состав реструктуризации. Учитывая длящейся характер нарушения в виде бездействия - уклонения от ответа по существу, дату с которой может исчислять срок судебного обжалования установить не представляется возможным, а срок не может считаться нарушенным. Изменения предмета срока в ходе судебного рассмотрения предусмотрено арбитражно - процессуальным законодательством и может рассматриваться как нарушение.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
С инспекции в федеральный бюджет взыскивается госпошлина в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.05.2008 по делу N А76-1652/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области в федеральный бюджет госпошлину в сумме 1000 руб. в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo. arbitr. ru.
Председательствующий судья |
Ю.А.Кузнецов |
Судьи |
М.Г.Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-1652/2008
Истец: ФГУП "ПО "Златоустовский машиностроительный завод"
Ответчик: МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N1 по Челябинской области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N2 по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4161/2008