г. Челябинск
18 августа 2007 г. |
N 18АП-4962/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Степановой М.Г., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.06.2008 по делу N А34-1540/2008 (судья Петрова И.Г.), при участии: от закрытого акционерного общества "Металл Магнитки" - Овчинникова В.А. (доверенность N 15 от 11.08.2008), Евреинова А.М. (доверенность б/н от 11.06.2008), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану - Вдовиной О.В. (доверенность N 05-13/30850 от 28.12.2007), старшего государственного налогового инспектора Харитоновой Т.Е.
УСТАНОВИЛ:
23.04.2008 в Арбитражный суд Курганской области обратилось закрытое акционерное общество "Металл Магнитки" (далее - плательщик, общество, заявитель ЗАО "Металл Магнитки") с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее - инспекция, налоговый орган) N 1 от 27.02.2008 о производстве выемки документов и признании незаконными действий должностного лица налогового органа Харитоновой Т.Е. по производству выемки документов и предметов у плательщика. Приводятся следующие основания:
-требование о предоставлении документов N 399 от 18.02.2008 исполнено заявителем, копии указанных в требовании документов предоставлены инспектору, что подтверждается соответствующим реестром, требование N 1406 от 22.11.2007 не могло быть исполнено, поскольку в нем не указаны конкретные документы, их индивидуальные признаки и количество, документы запрошены за неопределенный период времени, по большинству документов, указанных в оспариваемом постановлении требования не выносились вообще;
-срок предоставление документов по требованию N 399 от 18.02.2008 истекал 05.03.2008, налоговый орган принял постановление о производстве выемки документов 27.02.2008, т.е. до истечения 10-дневного срока, установленного п.3 ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
-оспариваемое постановление не было мотивировано налоговым органом, не указаны основания, дающие возможность полагать, что изымаемые документы могут быть уничтожены или сокрыты налогоплательщиком (л.д.2-5).
Решением суда первой инстанции от 19.06.2008 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением ст. 94 НК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя. Указано, что требование о предоставлении документов должно быть конкретизировано, т.е. налогоплательщик должен ясно представлять какие конкретно документы необходимы налоговому органу, ненадлежащим образом оформленное требования исключает предусмотренные законом негативные последствия для налогоплательщика за его неисполнение, в требовании от 22.11.2007 отсутствовал перечень конкретных документов. По требованию от 18.02.2008 плательщиком были представлены все запрошенные документы. У налогового органа при вынесении оспариваемого постановления отсутствовали основания полагать, что общество может уничтожить, сокрыть, исправить или заменить подлинники документов. Кроме того, налоговый орган не мог проводить выемку ранее установленного законом срока для добровольного исполнения требования (л.д.65-68).
18.07.2008 от инспекции поступила апелляционная жалоба, где поставлен вопрос об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении заявленных требований. Приводятся следующие доводы:
-согласно п.2 ст.93 НК РФ выемка документов, также производится при отказе налогоплательщика представить налоговому органу запрашиваемые документы или при непредставлении этих документов к установленном сроку, истребуемые документы по требованию в срок не были представлены;
-в ходе проведения проверки в действиях плательщика были установлены факты, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения, а именно: необоснованное получение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по сделкам с несуществующими предприятиями, т.к. ряд поставщиком не зарегистрированы в налоговых органах и не имеют ИНН, для подтверждения виновности и были затребованы бухгалтерские документы. Кроме того, того поведения налогоплательщика (двери офиса были закрыты, все работники общества отправлены в отпуска без сохранения заработной платы) также дало право проверяющему полагать, что документы либо будут уничтожены, сокрыты, изменены либо заменены;
-существенным является тот факт, что после изъятия документов у общества с них налоговым органом были изготовлены копии, которые в полном соответствии с объемом изъятых документов возвращены в течение пять дней в адрес плательщика.
Плательщик возражает против жалобы, ссылается на законность судебного решения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, устанавливает следующие обстоятельства.
ЗАО "Металл Магнитки" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 21.11.2001 (л.д. 9), состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов.
22.11.2007 инспекцией принято решение N 130 о проведении у плательщика выездной налоговой проверки за период с 01.12.2004 по 31.12.2006. Проведение проверки в том числе, было поручено старшему государственному налоговому инспектору Харитоновой Т.Е. (л.д.14-15), в тот же день направлено требование N 1406 о представлении документов, установлен для исполнения 10 - дневной срок со дня вручения, имеется расписка о получении 23.11.2007 (л.д. 29-31).
18.02.2008 налоговым органом направлено требование N 399 о предоставлении документов, вручено руководителю общества (л.д.26-28).
27.02.2008 налоговым органом вынесено постановление N 1 о производстве выемки документов и предметов в ЗАО "Металл Магнитки", в связи с отказом проверяемого лица от представления запрашиваемых документов в виде заверенных копий и с подозрениями на уничтожение, сокрытие, исправление, замену. Выемке подлежат счета-фактуры, выставленные поставщиками лома и отходов черных металлов (л.д.16-25).
28.02.2008 инспекцией произведена выемка документов, составлен протокол выемки N 12-1, перечень изъятых документов (л.д.37-48).
05.03.2008 плательщиком по реестру представлены запрашиваемые документы по требованию N 399 от 18.02.2008 (л.д.32-33).
В судебном заседании представитель инспекции пояснил, что одной из причин изъятия документов был отказ плательщика копировать большое количество документов.
При правовой оценке материалов дела, доводов апелляционной жалобы и возражений плательщика суд исходит из следующего:
Согласно положениям ст. ст. 31, 82 - 101 НК РФ выездная налоговая проверка проводится с применением таких процедур как осмотр, истребование документов, выемка документов и предметов, экспертиза, участие понятых и допрос свидетелей.
В соответствии с положениями п.п. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ и ст. 89 НК РФ при проведении налоговых проверок налоговые органы вправе производить выемку у налогоплательщика или налогового агента документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Согласно ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. По п.6 ст. 6-1 НК РФ сроки исчисляются в рабочих днях.
Документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.
В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Установлено, что изъятие произведено до наступления срока, установленного в требовании о представлении документов, остальные документы представлены в пределах срока, установленного законодательством. Поведение плательщика не подтверждеют доводы инспекции о возможном уничтожении, сокрытии, исправлении или замене документов, представители инспекции признали, что причиной изъятия был отказ в изготовлении копий документов.
При таких условиях выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого постановления являются правильными, основания для их переоценки отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
С инспекции в федеральный бюджет взыскивается госпошлина в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.06.2008 по делу N А34-1540/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану в федеральный бюджет госпошлину в сумме 1000 руб. в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo. arbitr. ru.
Председательствующий судья |
Ю.А.Кузнецов |
Судьи |
М.Г.Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1540/2008
Истец: ЗАО "Металл Магнитки"
Ответчик: старший государственный налоговый инспектор Харитонова Т.Е., ИФНС России по г. Кургану
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4962/2008