г. Челябинск
18 августа 2008 г. |
N 18АП-5127/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Степановой М.Г., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябвтормет" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.06.2008 по делу N А76-19296/2007 (судья Грошенко Е.А.), при участии: от открытого акционерного общества "Челябвтормет" - Овчинникова В.А. (доверенность N 50 от 28.12.2007), Чуйко А.Ю. (доверенность N 62 от 31.12.2007), Глотова А.Ю. (доверенность N 16 от 28.12.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам 3 1 по Челябинской области - Кузьминой К.А. (доверенность N 04-07/121 от 11.01.2007)
УСТАНОВИЛ:
07.09.2007 в Арбитражный суд Челябинской области обратилось открытое акционерное общество "Челябвтормет" (далее - плательщик, общество, заявитель. ОАО "Челябвтормет") с заявлением о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 1 от 13.06.2007 о производстве выемки документов и предметов и незаконными действий по производству выемки документов.
При проведении выемки налоговым органом были допущены грубейшие нарушения требований ст. 94 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): постановление не содержит перечня и индивидуальных реквизитов изымаемых документов, ссылки на неисполненные требования о предоставлении документов, не все пачки документов скреплены подписью представителя налогоплательщика, изымались документы, не имеющие отношение к предмету налоговой проверки, в качестве понятых привлечены штатные работника налогового органа (т.1, л.д.2-5).
Решением суда первой инстанции от 16.06.2008 в удовлетворении требований отказано. Суд установил, что нарушений при производстве выемки допущено не было, выемка документов должностными лицами инспекции произведена в соответствии с требованиями ст. 94 НК РФ: оспариваемое постановление утверждено заместителем начальника налогового органа, протоколы выемки составлены с соблюдением требований, установленных ст.99 НК РФ, изъятые документы перечислены в прилагаемых к нему описях с указанием наименований, выемка произведена в присутствии понятых. Понятые не являются должностными лицами налогового органа, что подтверждается приказами о приеме на работу и должностными инструкциями, все подлинные документы были возвращены плательщику по описи. Между предметом спора по настоящему делу и решением арбитражного суда по делу N А76-12351/2007 отсутствует преюдиция (т.2, л.д.95-98)
23.07.2008 от общества поступила апелляционная жалоба, где поставлен вопрос об отмене судебного решения. Приводятся следующие основания:
-в оспариваемом постановлении указаны только наименования видов документов, подлежащих изъятию, и временный период, не указаны индивидуальные реквизиты изымаемых документов, отсутствует ссылка на основании какого требования о предоставлении документов оно вынесено, т.е. что послужило основанием для производства выемки;
-протоколы изъятия документов и описи изъятых документов также не содержат перечня документов с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков, документы не только должны быть перечислены и указаны их наименования в описях, но и описаны с точным указанием на их количество и индивидуальные признаки;
-судом первой инстанции не были рассмотрены доводы заявителя о том, что подлинники документов изымаются только в случае если у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, налоговым органом изымались документы, не имеющие отношения а налоговой проверки, изымаемые документы не скреплялись подписью плательщика;
-требования о предоставлении документов от 28.05.2007 и 07.06.2007 признаны судом недействительными именно в тех частях, исполнение которых послужило основанием для производства выемки, право изымать у налогоплательщика документы возникает у налогового органа при неисполнении только правомерного требования о предоставлении документов;
-нарушен п.9 ст.94 НК РФ, главному бухгалтеру и понятым изымаемые документы не представлялись, им были визуально показаны уже прошитые пачки документов без предложения ознакомится с каждым документом, пересчет листов не является ознакомлением с каждым документом.
Налоговый орган возражает против апелляционной жалобы, ссылается на законность судебного решения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, устанавливает следующие обстоятельства.
ОАО "Челябвтормет" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 23.07.2006 (т.1, л.д. 10), состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов.
29.09.2006 инспекцией принято решение N 33 о проведении у плательщика выездной налоговой проверки (т.1, л.д.11-12), направлены требование о представлении документов в виде заверенных копий от 30.10.2006, 02.11.2006 и 10.11.2006 (т.1, л.д.87, 102, 103), 21.11.2006 налоговым органом составлен акт N 2 о не исполнении требования налогового органа (т.1, л.д.107-110).
Выездная налоговая проверка приостановлена решением от 30.11.2006 N 54 (т.1, л.д.13), возобновлена решением N 28 от 28.05.2007 (т.1, л.д.14-15), в тот же день плательщику предъявлено требование о предоставлении документов (т.1, л.д.16), 07.06.2007 выставлено второе требование о предоставлении документов (т.1, л.д.17).
13.06.2007 налоговым органом вынесено постановление N 1 о производстве выемки документов в ОАО "Челябвтормет" в связи с непредставлением заверенных должным образом копий документов, запрошенных налоговым органом в ходе проведения выездной проверки на основании ст.93 НК РФ. Выемке подлежат книги покупок и продаж, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи векселей, копии векселей. С постановлением ознакомлен руководитель плательщика (т.1, л.д.18-19).
Налоговым органом в присутствии понятых 13.06.2007 составлен акт N 1 об учинении препятствий при производстве выемки документов (т.1, л.д.127-128).
Составлены протоколы выемки от 13.06.2007 N 1, от 14.06.2007 N 2, от 15.06.2007 N 3, от 18.06.2007 N 4, описи изъятых документов, имеются подписи понятых (т.1, л.д.20-56). Имеются согласованные акты о пересчете листов в опечатанных папках и устранении ошибок в указании их количества (л.д.68 т.1), расшивке папок (л.д.128-134 т.1). Для заверения копий в налоговый орган приглашались представители плательщика.
Постановлением по делу N А76-13451\2007 от 24.04.2008 требования о представлении документов от 28.05.2007 и 07.06.2007 признаны недействительными в части отдельных пунктов - требования документов не относящихся к проверяемым периодам (л.д. 43-55 т.2).
При правовой оценке материалов дела, доводов апелляционной жалобы и возражений плательщика суд исходит из следующего:
Согласно положениям ст. ст. 31, 82 - 101 НК РФ выездная налоговая проверка проводится с применением таких процедур как осмотр, истребование документов, выемка документов и предметов, экспертиза, участие понятых и допрос свидетелей.
Согласно ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.
В соответствии с положениями п.п. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ и ст. 89 НК РФ при проведении налоговых проверок налоговые органы вправе производить выемку у налогоплательщика или налогового агента документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.
Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей.
Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
По материалам указанные требования налоговым органом были соблюдены: направлены неоднократно требования о представлении документов, составлены акт об их не исполнении, после чего было вынесено постановление о производстве выемки, в присутствии понятых произведено изъятие, составлены описи. Суд первой инстанции не установил нарушений ни в вынесенном ненормативном акте - постановлении, ни в действиях при проведении выемки. Данные выводы являются правильными и не подлежат переоценке, доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения:
-по п.6 ст. 94 НК РФ о производстве выемки составляется протокол с соблюдением ст. 99 НК РФ, т.е. в нем должны быть изложены содержание действия и последовательность его проведения. При большом количестве документов и невозможности их осмотра на месте изъятия они могут быть дополнительно осмотрены (ст. 92 НК РФ). Из материалов дела известно, что в инспекции производилась расшивка папок, снятие копий документов с составлением актов, приглашались представители плательщика,
-в связи с изложенным не может рассматриваться как существенное нарушение не указание в описях перечня документов, находящихся в папках, описания их индивидуальных признаков,
-поскольку, требования о представлении документов направлялись плательщику неоднократно, не исполнялись, о чем составлялись акты, у налогового органа имелись достаточные основания считать возможным уничтожение, сокрытие, исправление или замену документов и применить принудительные меры,
-законность постановления и действий по выемке определяется на дату их совершения (13.06.2007), требования о представлении документов признаны частично незаконными только 24.04 2008 и в части отдельных пунктов,
-из материалов следует, что представители плательщика вызывались в налоговый орган для участия с ознакомлением документов, протоколы и описи имеют подписи понятых и должностных лиц общества.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.06.2008 по делу N А76-19296/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябвтормет" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo. arbitr. ru.
Председательствующий судья |
Ю.А.Кузнецов |
Судьи |
М.Г.Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-19296/2007
Истец: ОАО "Челябвтормет"
Ответчик: МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N1 по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5127/2008