г. Челябинск
01 сентября 2008 г. |
N 18АП-4861/2008 |
Резолютивная часть оглашена 28 августа 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2008 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Бабкиной С.А., Рачкова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Моисеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.05.2008 по делу N А47-3382/2007 (судья Бабина О.Е.), при участии: от подателя апелляционной жалобы - Копыловой И.И. (доверенность N 12-06 от 10.01.2007); от истца ООО "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" - Брук А.А. (доверенность N 5/05-357 от 25.05.2008), Мругова Н.С. (доверенность N 5/05-835); от третьего лица: ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания" - Птоховой А.В. (доверенность N 022 от 01.01.2008),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" (далее ООО "ОКТК", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Министерству финансов Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, Министерству финансов РФ, с привлечением в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований Финансового управления Администрации г. Оренбурга, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга, открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирущая компания", Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, Федеральной службы по тарифам РФ с исковым заявлением (с учетом уточнений) о взыскании убытков, возникших в результате применения государственных регулируемых цен на тепловую энергию в размере 34847141,10 рублей.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.05.2008 исковые требования о взыскании с Министерства финансов Оренбургской области в пользу истца 34847141,10 рублей удовлетворены, исковые требования к Правительству Оренбургской области, Министерству финансов РФ отклонены.
Мотивируя решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что разница между тарифами на тепловую энергию, утвержденными для общества "Регионэнергосбыт" и отражающими реальные затраты энергоснабжающей организации на поставку теплоэнергии потребителям, и тарифами, фактически применяемыми в расчетах с населением в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления, является для истца убытками. При этом суд посчитал, что представленный истцом расчет содержит все данные, необходимые для определения фактических расходов истца на передачу тепловой энергии, подтвержден материалами дела. Размер утвержденных органом местного самоуправления тарифов на теплоэнергию, применяемых в расчетах с населением явился следствием издания Правительством Оренбургской области Постановления N 10-П от 13.01.2006, согласно которому уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги установлен в размере 90% от их стоимости. Кроме того, указанный размер обусловлен, установленным решением Департамента Оренбургской области по ценам и государственному регулированию тарифов N 1.1 от 30.01.2006 предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Поскольку убытки истца явились следствием осуществления государственного регулирования тарифов уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, последний обязан принимать меры по компенсации расходов юридического лица. Мер по возмещению расходов ответчиком не принято, в силу чего в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ обязанность по возмещению причиненного истцу вреда в размере причиненных убытков лежит на Министерстве финансов Оренбургской области.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Оренбургской области просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что в соответствии с п. 4 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация в границах городского округа теплоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения. Вывод суда о том, что реализация тепловой энергии жителям города Оренбурга по тарифам, в соответствии с которыми теплоэнергия приобреталась у производителя, была невозможна, в силу издания Правительством Оренбургской области постановления от 12.01.2006 года N 10-п, необоснован, поскольку данное постановление регулирует только межбюджетные взаимоотношения областного бюджета с бюджетами муниципальных образований и не содержит нормы регулирующие тарифы на оплату теплоэнергии населением. Размер платы за коммунальные услуги - на отопление и подогрев воды для граждан, проживающих в жилых помещениях, на территории г. Оренбурга установлен постановлением Оренбургского городского совета от 21.12.2005 N 263 "Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги, наем жилых помещений для граждан проживающих на территории г. Оренбурга", то есть органом местного самоуправления, в силу чего последний и является надлежащим ответчиком по иску. Кроме того, полагает, что противоправность в действиях ответчика отсутствует, т.к. ни одним нормативно-правовым актом на органы государственной власти Оренбургской области обязанности по возмещению выпадающих доходов юридических лиц не возложено.
Податель апелляционной жалобы в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Представитель истца в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, полагая решение законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержав позицию истца относительно обоснованности принятого судом первой инстанции решения.
Остальные участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.
С учетом мнения участвующих в деле лиц и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания", в соответствии со ст. 1 ФЗ от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" осуществляет продажу купленной тепловой энергии потребителям согласно реестра договоров на покупку тепловой энергии.
Тепловая энергия приобреталась ООО "ОКТК" у ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания" по двум тарифам: для потребителей, получающих тепловую энергию через сети ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания" по тарифу 302,06 рублей за 1 Гкал, всего 22784,55 Гкал на сумму 6882301,17 рублей, и для потребителей, получающих тепловую энергию через сети МУП "Оренбургортепло" переданные в аренду ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания" - по тарифу 451,5 рублей за 1 Гкал, всего 2180199,84 Гкал на сумму 984360226. Тарифы утверждены Решением Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 06.12.2005 N 50.5 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания".
Постановлением Оренбургского городского совета от 21.12.2005 N 263 "Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги, наем жилых помещений для граждан, проживающих на территории г. Оренбурга" (с изменениями от 03.02.2006) установлен размер платы на 2006 год за отопление жилых помещений в сумме 7,71 рубль за 1 кв.м. в месяц и размер платы за подогрев воды в сумме 83,33 рубля с одного человека в месяц, что в соответствии с установленными Распоряжением администрации г. Оренбурга N 1663 от 30.12.1994 г. нормативами потребления в перерасчете на цену 1 Гкал оставило 385,55 рублей.
13.01.2006 постановлением Правительства Оренбургской области N 10-П "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг" установлен уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в размере 90% их стоимости.
Решением департамента по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области N 1.1 от 30.01.2006 установлены предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг для муниципального образования г. Оренбург в размере соответственно 123,5% и 121,4%.
23.01.2006 года между ООО "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания", Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, Финансовым управлением города заключен договор N 8/12 о бюджетном финансировании.
Согласно условиям договора его предметом является бюджетное финансирование расходов ООО в размере денежных средств, необходимых для возмещения расходов, возникающих в результате разницы в цене в связи с применением государственных регулируемых цен. Финансирование осуществляется за счет целевых субсидий, предоставляемых в связи с применением государственных регулируемых цен, из бюджета Оренбургской области, для оказания коммунальных услуг населению по отоплению и подогреву воды (п. 2.1). В силу п.3.1.1 договора в обязанность финансового управления г. Оренбурга входит осуществление финансирования истца (ООО "ОКТК") на основании полученных от УЖКХ реестров в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города по статье "Поддержка коммунального хозяйства по теплоснабжению (за счет целевых субсидий области)".
Согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2007 ООО "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая организация" в общей сумме затрат на покупку тепловой энергии (9912342527,17 рублей) за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 произведены расходы, подлежащие субсидированию в связи с применением государственным регулируемых цен в сумме 141 313 962,59 рублей.
Из средств областного бюджета через бюджет г. Оренбурга, в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с заключенным договором о бюджетном финансировании N 8/12 от 23.12.2006 года ООО "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" получено 106 466 821,49 рублей.
Полагая, что сумма не возмещенных расходов по услугам теплоснабжения для граждан (жителей) подлежащих субсидированию, по состоянию на 01.01.2007, составила сумму убытков, связанных с применение государственных регулируемых цен при оказании услуг теплоснабжения гражданам истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Под убытками согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждением его имущества (реальный ущерб), а так же неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, Федеральным законом от 14.04.19995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 4 ФЗ N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными предельными индексами устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям (п.3 ст. 4 ФЗ N 210-ФЗ).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 г. N 853-э/4 утверждены "Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации" (далее предельные индексы) в размере для Оренбургской области 127% и 129% соответственно.
Решением Департамента по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области (далее Департамент по ценам) N 1.1 от 30.01.2006 предельные индексы установлены в размере 123,5% и 121,4%, т.е. ниже уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в силу издания Правительством Оренбургской области Постановления N 10-П от 13..01.2006, установившего региональный стандарт оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в размере 90% от их стоимости.
Согласно пункта 6 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 392 от 30.07.2004г., (действовавшим на момент установления Оренбургским городским советом размера платы за жилищно-коммунальные услуги), оплата коммунальных услуг должна производиться по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования.
Исходя из утвержденного Департаментом по ценам предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, пунктом 7 Постановления Оренбургского городского совета от 21.12.2005 N 263 установлен размер платы коммунальных услуг на отопление и подогрев воды для граждан.
Данные обстоятельства опровергают довод заявителя жалобы о том, что постановление N 1-П от 13.01.2006 регулирует только межбюджетные взаимоотношения областного бюджета с бюджетами муниципальных образований и не содержит нормы, регулирующей тарифы на оплату теплоэнергии населением.
Материалами дела подтверждено, что размер оплаты коммунальных услуг на отопление и подогрев воды для граждан, не обеспечил возмещение экономически обоснованной стоимости тепловой энергии исходя из установленных Постановлением Департамента по ценам от 06.12.2005 N 30.5 тарифов.
Из изложенного следует, что принятое Правительством Оренбургской области постановление N 10-П от 13.01.2006 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг", с учетом которого Департаментом по ценам были определены предельные индексы, фактически установил социальную льготу для населения по оплате услуг теплоснабжения.
Установление ставок оплаты населением коммунальных услуг теплоснабжения повлекло невозможность для истца реализации теплоэнергии по экономически обоснованным тарифам и тем самым к выпадению дохода, который истец получил бы при обычных условиях гражданского оборота.
Разница между экономически обоснованными тарифами и предельным уровнем оплаты населением коммунальных услуг повлекла причинение истцу убытков, размер которых подтвержден имеющимися в деле доказательствами (л.д.35-35а т.1).
Довод заявителя жалобы, о том, что поскольку размер платы за коммунальные услуги на отопление и подогрев воды для граждан, установлен постановлением Оренбургского городского совета от 21.12.2005 N 263 то надлежащим ответчиком по делу должно быть признано муниципальное образование г. Оренбург несостоятелен.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконным решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Установив для населения муниципального образования социальную льготу нормативным актом субъекта Российской Федерации, последний обязан обеспечить источник её финансирования.
В соответствии с п. 3 т. 21 Закона Оренбургской области от 15.12.2005 года N 2870/502-Ш-ОЗ "Об областном бюджете на 2006 год", источником финансирования расходов, связанных с применением региональных стандартов оплаты, установленных Постановлением Правительства Оренбургской области от 13.01.2006 N 10-п, является бюджет Оренбургской области.
Судом первой инстанции установлено, что выделенных муниципалитету денежных средств оказалось недостаточно для 100% возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление населению услуг теплоснабжения, мер по возмещению указанных затрат уполномоченными органами субъекта Российской Федерации предпринято не было.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика убытков в размере выпадающего дохода.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 руб., уплаченная ответчиком при подаче апелляционной жалобы, относится на него.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.05.2008 по делу N А47-3382/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.П.Ермолаева |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3382/2007
Истец: ООО "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания"
Ответчик: Правительство Оренбургской области, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Оренбургской области
Третье лицо: Финансовое управление администрации г. Оренбурга, Федеральная служба по тарифам РФ, Управление ЖКХ администрации г. Оренбурга, ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания", Министерство финансов РФ, Миистерство финансов РФ, Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4861/2008
06.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2200/09
06.11.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8073/08-С5
01.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4861/2008