г. Челябинск
01 сентября 2008 г. |
N 18АП-5306/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2008 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Ермолаевой Л.П. и Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Моисеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 июня 2008 г. по делу N А07- 1086/2008 (судья Хафизова С.Я.),
УСТАНОВИЛ
федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФГУП "Госкорпорация по ОВД", унитарное предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан (далее - УФРС, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан в государственной регистрации права хозяйственного ведения на следующие объекты недвижимости:
- здания БПРМ - 140 (1), расположенного по адресу: Уфимский район, пос. Березовка;
- здания ПРЦ, расположенного по адресу: Уфимский район, с. Нижегородка;
- здания аккумуляторного, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, Аэропорт;
- здания СДП-140 (2), расположенного по адресу: Уфимский район пос. Березовка;
- здания КДП, расположенного по адресу: Уфимский район, с/с Булгаковский;
- здания БПРМ-320 (2), расположенного по адресу: Уфимский район, с/с Булгаковский;
- здания ОРЛ, расположенного по адресу: Уфимский район, с/с Булгаковский;
- здания РЭМ, расположенного по адресу: Уфимский район с/с Булгаковский;
-служебного здания, расположенного по адресу: Уфимский район, с. Нижегородка и обязании произвести государственную регистрацию права собственности на данные объекты.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 июня 2008 г. в соответствии с п.2 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство дела N А07-1086/2008-А-ХСЯ, NА07-1087/2008-А-ХСЯ, N А07-1090/2008-А-ХСЯ, N А07-1094/2008-А-ХСЯ, N А07-1095/2008-А-ХСЯ, N А07-1098/2008-А-ХСЯ, N А07-1102/2008-А-ХСЯ, N А07-1104/2008-А-ХСЯ, N А07-1107/2008-А-ХСЯ с присвоением делу номера А07-1086/2008-А-ХСЯ.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 июня 2008 г. требования унитарного предприятия удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, регистрирующий орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что регистрирующий орган правомерно отказал в государственной регистрации, поскольку в нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) представленные заявителем правоустанавливающие документы не содержат информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП): сведения местонахождения, площади, этажность, назначение и т.д.
Кроме того, в ЕГРП уже имелись записи о регистрации права хозяйственного ведения ГУДП "Башаэронавигация" на указанные объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, доп. Аэропорт, а заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права на здания, которые расположены по другим адресам в отсутствие документов-оснований для внесения изменений в части переадресации.
Унитарное предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель также в отзыве пояснил, что представленные на государственную регистрацию документы в своей совокупности отражают необходимую об объектах недвижимости информацию, что не противоречит статье 18 Закона о регистрации.
Третье лицо - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29 октября 2007 года Управлением ФРС по РБ приняты решения об отказе в государственной регистрации прав по делам правоустанавливающих документов N 01/060/2007-567, N 01/060/2007-564, N 01/060/2007-557, N 01/060/2007-578, N 01/060/2007-562, N 01/060/2007-556, N 01/060/2007-579, N 01/060/2007-561, N 01/060/2007-585.
В качестве причин для отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения указано, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно правоустанавливающий документ - передаточный акт от 01 июня 2003 г. не содержит описания объектов недвижимого имущества (место нахождения, площадь), не соответствует требованиям пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, согласно записей ЕГРП зарегистрировано право хозяйственного ведения Государственного унитарного дочернего предприятия "Башаэронавигация" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения" на объекты недвижимости (здание БПРМ - 140 (1), здание ПРЦ, здание аккумуляторное, здание СДП-140 (2), здание КДП, здание БПРМ-320 (2), здание ОРЛ, здание РЭМ, служебное здание), находящиеся по адресу: РБ, Кировский район, доп. Аэропорт "Уфа". А на государственную регистрацию права предоставлены технические паспорта:
- на здание БПРМ 140(2), находящееся по адресу: РБ, Уфимский район, п. Березовка;
- на здание ПРЦ, находящееся по адресу: РБ, Уфимский район, с. Нижегородка;
- на здание СДП-140 (2), находящееся по адресу: РБ, Уфимский район, п. Березовка;
- на здание КДП, находящееся по адресу: РБ, Уфимский район, с/с Булгаковский;
- на здание БПРМ-320 (2), находящееся по адресу: РБ, Уфимский район, с/с Булгаковский;
- на здание ОРЛ, находящееся по адресу: РБ, Уфимский район, с/с Булгаковский;
- на здание РЭМ, находящееся по адресу: РБ, Уфимский район, с/с Булгаковский;
- на служебное здание, находящееся по адресу: РБ, Уфимский район, с. Нижегородка.
Не представлен документ - основание для внесения изменений в записи ЕГРП - справка с Главархитектуры об изменении почтового адреса объекта недвижимого имущества.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что унитарное предприятие в соответствии с требованиями статей 16, 17, 18 Закона о регистрации представило все документы, необходимые для государственной регистрации.
Выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и требованиях закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для регистрации прав (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним перечислены в статье 17 Закона о регистрации, к каковым, в частности, относятся акты органов государственной власти или местного самоуправления, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, акты о правах на недвижимое имущество, акты передачи прав на недвижимое имущество.
Заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения не недвижимое имущество.
Право хозяйственного ведения является вещным правом, производным от права государственной или права муниципальной собственности на имущество.
Обладателями права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, ФГУП "Госкорпорация по ОВД", обратившемуся в регистрационный орган с заявлением о регистрации за ним права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, следовало представить регистрирующему органу документы, подтверждающие тот факт, что заявитель является государственным унитарным предприятием и спорное имущество было закреплено за ним собственником этого имущества - Российской Федерацией.
Как следует из выписки из реестра федерального имущества по состоянию на 25 октября 2006 года, за ИНОН 07701204000043 значится здание БПРМ - 140 (1); за ИНОН 01701204000042 значится здание ПРЦ; за ИНОН 01701204000032 значится здание аккумуляторное, за ИНОН 01701204000063 значится здание СДП - 140 (2), за ИНОН 01701204000037 значится здание КДП, за ИНОН 01701204000030 значится здание БПРМ - 320 (2), за ИНОН 01701204000046 значится здание ОРЛ, за ИНОН 01701204000036 значится здание РЭМ, за ИНОН 017012040000 значится служебное здание.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда N 8 от 25 февраля 1998 г. "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других прав" указанная выписка является надлежащим документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты.
Из расписок регистрирующего органа о принятии на государственную регистрацию документов следует, что унитарное предприятие представило на государственную регистрацию, в том числе следующие документы: - распоряжение Минимущества РФ от 09 марта 2004 г. N 1143-р в п.2 которого указано - закрепить за федеральным унитарным предприятием "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" на праве хозяйственного ведения федеральное имущество, включенное в акты приема-передачи федерального имущества, являющиеся приложением N 2 к передаточному акту, передаточный акт от 01 июня 2003 года, а также технические паспорта, в которых содержится описание и технические характеристики вышеназванных объектов недвижимости в которых содержится описание и технические характеристики объекта недвижимости.
Из указанных документов следует, что в результате реорганизации ФГУП "Госкорпорация по ОВД" в форме присоединения к нему государственного унитарного дочернего предприятия "Башаэронавигация" ФГУП "Госкорпорация по ОВД" (далее - ГУДП "Башаэронавигация"), унитарному предприятию согласно передаточному акту от 01 июня 2003 г., утвержденному распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 09 марта 2004 г. N 1143-р, перешло все имущество, в том числе указанные объекты недвижимости.
С учетом изложенного обоснованным является вывод суда первой инстанции о несоответствии материалам дела утверждения регистрирующего органа об отсутствии у заявителя правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости.
Судом апелляционной инстанции отклоняется, как не соответствующая материалам дела, ссылка подателя апелляционной жалобы на отсутствие документов, являющихся основанием для внесения в ЕГРП информации об объектах недвижимости (сведения местонахождения (адрес), площади, этажности и т.д.), переадресации их места нахождения, поскольку необходимые технические характеристики объектов содержатся в технических паспортах, представленных на государственную регистрацию прав.
Как установлено судом, в 2004 году при оформлении технических паспортов на объекты недвижимости, местонахождение объектов уточнено и зарегистрировано с указанием района и сельсовета (Уфимский район, пос. Березовка; Уфимский район, с. Нижегородка; Уфимский район, с/с Булгаковский соответственно), что подтверждается справками от 19 июля 2007 г. ГУП ЦУИОН РБ о составе и принадлежности объекта недвижимости. Местонахождение объектов по заявленным адресам подтверждается также свидетельствами о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования земельными участками от 25 октября 2000 года.
При проведении инвентаризации земельных участков и оформлении правоустанавливающих документов на участки под объектами БПРМ - 140 (1), ПРЦ, СДП-140 (2), КДП, БПРМ-320 (2), ОРЛ, РЭМ, служебное здание на основании планов земельного участка и свидетельств о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в заявлении на регистрацию указаны адреса - РБ Уфимский район, пос. Березовка; РБ, Уфимский район, с. Нижегородка; РБ Уфимский район, с/с Булгаковский соответственно. Кроме того, данные адреса (местонахождение) также указаны в Выписке из реестра федерального имущества и в Справках о составе и принадлежности объектов недвижимости на здание БПРМ - 140 (1), здание ПРЦ, здание СДП-140 (2), здание КДП, здание БПРМ-320 (2), здание ОРЛ, здание РЭМ, служебное здание, выданных ГУП "Центра учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ".
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые отказы регистрирующего органа противоречат нормам Закона о регистрации, а потому правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 июня 2008 г. по делу N А07-1086/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1086/2008
Истец: ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения" в лице Башкирского центра ОрВД
Ответчик: УФРС по Республике Башкортостан
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5306/2008