г. Челябинск
03 сентября 2008 г. |
N 18АП-5333/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Кузнецова Ю.А., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети" на решение Арбитражного суда Курганской области от 30 июня 2008 года по делу N А34-1882/2008 (судья Обабкова Н.А.), при участии: от открытого акционерного общества "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети" - Евдокимова Н.А. (доверенность от 19.12.2007 N 132), Архипова В.Н. (доверенность от 19.12.2007 N 131), от Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области - Усачевой Л.В. (доверенность от 09.01.2008 N 08/4), Пустоева Н.Ю. (доверенность от 01.09.2008 N 08/1482),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети" (далее - заявитель, общество, ОАО "межрайонные коммунальные электрические сети") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - департамент, административный орган, заинтересованное лицо) от 05.05.2008 N 41 о привлечении заявителя к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде взыскания административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу от 30 июня 2008 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Заявитель не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его по следующим основаниям.
Заявитель не предъявляет плату за услуги по передаче электрической энергии потребителям, а, исполняя финансовую дисциплину, общество выдает потребителям услуг бухгалтерские документы, в связи с чем, в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Потребителям услуг по передаче электрической энергии законодательством Российской Федерации предоставлено право заключать с тем или иным субъектом электроэнергетики договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии, знать о стоимости оказания услуг, получать счета на услуги и использовать установленные для потребителей услуг принятые тарифные решения, а значит, постановление по делу об административном правонарушении от 05.05.2008 N 41 и решение суда первой инстанции будут препятствовать потребителям исполнять обязательства по оплате за оказанные услуги в соответствии с заключенными договорами и статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а, следовательно, нарушать права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, податель апелляционной жалобы указывает на то, что в материалах дела об административном правонарушении и материалах дела арбитражного суда отсутствуют доказательства наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, что свидетельствует о недоказанности при проведении проверки вины общества, а значит, отсутствуют основания для привлечения заявителя в административной ответственности.
Также заявитель считает, что суд первой инстанции необоснованно не привлек к участию в деле ФСТ России, поскольку ФСТ России осуществляет контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов), давала разъяснения, по каким тарифам производить оплату обществу по договору за оказанные6 услуги по передаче электрической энергии, а также ФСТ России издает обязательные к применению методические указания и приказы в сфере установления и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации.
По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод арбитражного суда первой инстанции в части необоснованности довода заявителя о том, что сетевая организация может заключить договор на услуги по передаче электрической энергии с потребителями и самостоятельно предъявлять плату, противоречит п. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 "Об электроэнергетике".
Заявитель взимает плату за услуги по передаче электрической энергии по установленным единым котловым тарифам для всех потребителей Курганской области, с кем заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии и имеющими технологическое присоединение к сетям общества. Какие-либо другие тарифы для потребителей, имеющих технологическое присоединение к электрическим сетям заявителя, установлены быть не могут, т.к. это не обеспечит равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг по передаче электрической энергии расположенных на территории Курганской области.
Вины общества в том, что потребители дважды оплачивают услуги по передаче электрической энергии, нет.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу общества, в котором указал, что постановление по делу об административном правонарушении от 05.05.2008 N 41, а соответственно и решение арбитражного суда первой инстанции являются законными.
В судебном заседании представителю заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, а представители департамента возражали на них.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит основания для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, департаментом на основании распоряжения директора Департамента от 26.03.2008 N 51 в присутствии директора общества Махова Л.П., заместителя генерального директора Криволапова А.А., главного бухгалтера общества Горбуновой Л.В. в связи с поступившими жалобами от ООО "Алеко" (г. Шумиха), ОАО "Энергосбыт", ОАО "НК "Роснефть" - Курганнефтепродукт", Альменевского потребительского общества, проведено мероприятие по контролю соблюдения порядка ценообразования в обществе на услуги в сфере электроснабжения.
В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149 "О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов", установлено, что в период с января по март 2008 года сетевая организация - заявитель незаконно предъявляет плату за услуги по передаче электрической энергии напрямую потребителям, имеющим технологическое присоединение к электрическим сетям общества, по тарифу в размере 1,50089 руб./кВтч (без НДС), установленного для потребителей других юридических лиц (ОАО "Курганская энергосбытовая компания", ОАО "Энергосбыт", ООО "Электрон") приложением 1 к постановлению Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29.10.2007 г. N 22-27 "Об установлении тарифов на покупную электрическую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для потребителей гарантирующих поставщиков, регулируемых энергоснабжающих организаций с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Курганской области, и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством РФ предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность)".
Заявитель по счет - фактуре N 108 от 31.01.2008 предъявило ИП Турковой С.Е. плату за услуги по передаче электрической энергии в размере 13176,61 руб., рассчитанную по котловому тарифу 1,50089 руб./кВтч (без НДС) включающему покупку и продажу электрической энергии, и который установлен для других организаций вышеуказанным постановлением департамента.
Заявитель по счету N 17ц от 14.03.2008 предъявило Целинному потребительскому обществу плату за услуги по передаче электрической энергии в размере 36496,03 руб., рассчитанную по тарифу 1,50089 руб./кВтч (без НДС), который также установлен вышеуказанным постановлением департамента для других предприятий.
Аналогичные нарушения установлены и в 2007 году. В период с июня по декабрь 2007 года в нарушение вышеуказанных нормативных актов сетевая организация - заявитель незаконно предъявляет плату за услуги по передаче электрической энергии напрямую потребителям, имеющим технологическое присоединение к электрическим сетям общества по котловому тарифу в размере 1,51917 руб./кВтч (без НДС), установленного для потребителей других юридических лиц (ОАО "Курганская энергосбытовая компания", ОАО "Энергосбыт", ЗАО "Энергосбыт", ООО "Электрон") постановлением департамента для гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций (ЭСО) Курганской области от 06.03.2007 N 4-1 "Об установлении тарифов на покупную электрическую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для потребителей гарантирующих поставщиков, регулируемых энергоснабжающих организаций, регулируемых энергосбытовых организаций с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Курганской области".
Общество по счет - фактуре N 17 от 30.10.2007 предъявило Целинному потребительскому обществу плату за услуги по передаче электрической энергии в размере 6094,91 руб., рассчитанную по тарифу 1,51917 руб./кВтч (без НДС), который установлен для других организаций вышеуказанным постановлением департамента.
Аналогичные факты нарушения установлены на основании бухгалтерских документов, представленных ОАО "Шумихинские МКЭС" и их потребителями: счетов-фактур N 2 от 30.08.2007, N 002 А от 29.12.2007, N 002А от 30.11.2007, N 002А от 28.09.2007, N 002А от 30.10.2007, N17 от 30.10.2007, N 61А от 29.12.2007, N 108 от 28.12.2007, N 108 от 30.11.2007, N 108 от 31.10.2007, N 108 от 28.09.2007, N 108 от 31.08.2007, N 17 от 30.09.2007, N 17 от 31.08.2007, N 17 от 29.12.2007, N 17 от 30.11.2007, N 61А от 30.11.2007, N 61А от 30.10.2007, N 61А от 28.09.2007, N 44 от 30.08.2007, N 44 от 30.09.2007, N 44 от 30.10.2007, N 44 от 30.11.2007, N 44 от 29.12.2007, N 108 от 29.06.2007, N 108 от 31.07.2007, N 119 от 30.11.2007, N 002А от 30.01.2008, N 17 от 31.01.2008, N 17ц от 14.03.2008, N 61А от 30.01.2008, N 61 А от 29.02.2008, N 108 от 31.01.2008, N 44 от 31.01.2008, N 061 от 31.01.2008, N 039 от 31.01.2008, N 039 от 31.01.2008, N 039 от 30.01.2008, N 039 от 29.02.2008, N 039 от 29.02.2007, N 039 от 29.02.2008, N 039 от 31.03.2008, N 11 от 29.02.2008, N 040 от 29.02.2008, приходного кассового ордера N 67 от 01.02.2008, квитанции к приходному кассовому ордеру от 14.03.2008.
В результате сумма, рассчитанная по тарифам, установленным для потребителей других юридических лиц, и предъявленная обществом потребителям за передачу электрической энергии за 2007 г., 2008 г. выборочно составила 657094,52 руб.
По итогам проверки составлен акт проведения мероприятия по контролю соблюдения порядка ценообразования в обществе от 21.04.2008 N 15/08-05.
Постановлением департамента заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 50 000 руб., что послужило поводом для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом факта наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, а также отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, обоснованными и основанными на правильном применении норм права.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и пр.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определяются экономические, организационные и правовые основы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены соответствующие перечни, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, - гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями.
В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 20.05.2003 N 149 "О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов" департамент имеет право проводить мероприятия по контролю соблюдения действующего законодательства по ценообразованию и применению регулируемых цен и тарифов и регулирует тарифы на электрическую энергию.
В 2008 году департаментом проведено мероприятие по контролю соблюдения порядка ценообразования на услуги в сфере электроснабжения, оказываемые обществом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35 осуществляемая в условиях естественной монополии деятельность по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию и контролю (п.1. ст.22); цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям подлежат государственному регулированию (п.2.ст.23); установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям в рамках устанавливаемых федеральным органам исполнительной власти предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.4 ст. 21).
В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 Кодекса завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что незаконные действия общества, выразившиеся в предъявлении потребителям, имеющим технологическое присоединение к его электрическим сетям, счетов-фактур на оплату услуг по передаче электрической энергии по тарифам (в размерах 1519,17 руб./кВтч (без НДС), 1,50089 руб./кВтч (без НДС)), установленных для потребителей других юридических лиц, привели к двойной оплате потребителями услуг по передаче электрической энергии, так как потребители оплачивают по котловому (единому) тарифу за полученную электрическую энергию ОАО "Энергосбыт". В расчет данных тарифов кроме затрат сетевой организации по передаче электрической энергии включены также расходы гарантирующего поставщика на куплю - продажу электрической энергии.
Вывод арбитражного суда первой инстанции в части неправомерности применения заявителем вышеуказанных тарифов, поскольку законодательством Российской Федерации не предоставлено право собственникам электрических сетей самостоятельно устанавливать тариф (плату) за услугу по передаче электрической энергии, является обоснованным.
Такие действия заявителя в рассматриваемых отношениях не обеспечивают равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей, расположенных на территории Курганской области.
Согласно приказу ФСТ от 13.02.2007 N 22-Э/1 в отношении Курганской области введен правовой режим, опосредованный предельными максимальными уровнями тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории субъектов РФ, установленными с учетом обеспечения равенства тарифов на одном уровне напряжения для всех потребителей услуг, принадлежащих к одной группе, независимо от того к сетям какой организации они присоединены.
Во исполнение вышеуказанного приказа ФСТ России департамент направлял заявителю письмо, в котором разъяснил правовые основания и необходимые мероприятия, опосредующие исполнение действующего законодательства при государственном регулировании тарифов.
Постановлениями департамента от 06.03.2007 N 4-1, от 29.10.2007 N 22-27 "Об установлении тарифов на покупную электрическую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для потребителей гарантирующих поставщиков, регулируемых энергоснабжающих организаций с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Курганской области, и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством РФ предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность)" приняты тарифные решения, обеспечивающие выполнение требований действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы административного органа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30 июня 2008 года по делу N А34-1882/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1882/2008
Истец: ОАО "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети"
Ответчик: Департамент государственного регулирования цен и тарифов урганской области
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5333/2008