г. Челябинск |
|
11 сентября 2008 г. |
Дело N А34-826/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.09.2008.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Серковой З.Н., Сундаревой Г.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Лысцевой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Курганской области отделение по Куртамышскому району на решение Арбитражного суда Курганской области от 05.06.2008 по делу N А34-826/2008 (судья Шестакова Л.П.), при участии: от Управления федерального казначейства по Курганской области отделение по Куртамышскому району - Печенова С.В. (доверенность от 23.04.2008); от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе Курганской области - Захаровой Е.В. (доверенность от 17.03.2008),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куртамышском районе Курганской области (далее - заявитель, ГУ УПФР в Куртамышском районе) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий отделения по Куртамышскому району Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее - УФК), выразившихся в отказе в принятии к исполнению и в возврате без исполнения постановления от 19.11.2007 N 201 о взыскании с федерального государственного учреждения "Куртамышский государственный сортоиспытательный участок" (далее - ФГУ "Куртамышский государственный сортоиспытательный участок") недоимки по страховым взносам и пеням в размере 5732 руб. 57 коп. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено ФГУ "Куртамышский государственный сортоиспытательный участок".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.06.2008 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФК просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, поскольку в силу статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится исключительно на основании исполнительного листа и судебного приказа, действия УФК по возвращению постановления ГУ УПФР в Куртамышском районе без исполнения соответствуют требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель УФК доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ГУ УПФР в Куртамышском районе в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель ФГУ "Куртамышский государственный сортоиспытательный участок", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем арбитражный апелляционный суд считает возможным рассмотреть жалобу без его участия.
От ФГУ "Куртамышский государственный сортоиспытательный участок" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу. Не содержащий мнения третьего лица по поводу заявленных в жалобе оснований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, не находит оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением Учреждением в добровольном порядке требования по состоянию на 19.11.2007 об уплате недоимки по пени, ГУ УПФ в Куртамышском районе вынесло решение от 19.11.2008 N 201 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя и постановление от 19.11.2007 N201 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Постановление от 19.11.2007 N201 направлено в Отдел судебных приставов Куртамышского района Курганской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 24.12.2007 исполнительный документ - постановление от 19.11.2007 N201 возвращен в связи с тем, должник является получателем бюджетных средств как бюджетное учреждение, его счет находится в ОФК Куртамышского района, других денежных средств не имеет. Исполнительное производство окончено.
29.02.2008 ГУ УПФР в Куртамышском районе направило постановление от 19.11.2007 N201 с приложением копий иных документов в адрес УФК.
Письмом от 04.03.2008 УФК возвратило без исполнения исполнительный документ по тем основаниям, что обязанность по исполнению данного исполнительного документа в соответствии с главой 24.1 БК РФ на него не возложена.
ГУ УПФР в Куртамышском районе, считая действия УФК по возврату постановления от 19.11.2007 N201 не соответствующими закону и нарушающими его права, обратилось с заявлением в суд.
Суд, удовлетворяя заявление, указал, что у УФК отсутствовали правовые основания для отказа в принятии постановления от 19.11.2007 N201 к исполнению, поскольку заявителем соблюден порядок его предъявления.
Вывод суда является правильным.
В соответствии с положениями п.7 ст.161, ст.162 БК РФ, бюджетное учреждение является получателем средств федерального бюджета, использующим бюджетные средства исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством.
В силу ст.243 БК РФ, при казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятых бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета, возлагаются на Федеральное казначейство.
Статьей 254 БК РФ предусмотрено, что исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемым в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
Порядок исполнения органами Федерального казначейства исполнительных документов о взыскании денежных средств с бюджетного учреждения регулируется положениями главы 24.1 БК РФ, содержащих исчерпывающий перечень исполнительных документов, являющихся основанием для принятия органами Федерального казначейства мер по обращению взыскания на средства бюджетной системы - исполнительный лист и судебный приказ (ст.242.1 БК РФ).
Однако, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда РФ, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N167 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Поскольку у ФГУ "Куртамышский сортоиспытательный участок" отсутствовали имущество или доходы, на которое может быть обращено взыскание, то возвращенный судебным приставом-исполнителем исполнительный документ правильно направлен для исполнения в казначейство, через открытые счета в котором осуществляется финансирование учреждения из бюджета, в связи с чем суд пришел к правомерному выводу о признании незаконными действий УФК по возврату постановления от 19.11.2007 N 201 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы следует признать основанными на неверном толковании закона.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Решение суда законно, обоснованно и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы УФК госпошлина не оплачивалась, и принимая во внимание несостоятельность доводов апелляционной жалобы, в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пп.12 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с УФК подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 1000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 05.06.2008 по делу N А34-826/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Курганской области отделение по Куртамышскому району - без удовлетворения.
Взыскать с отделения по Куртамышскому району Управления Федерального казначейства по Курганской области в доход федерального бюджета госпошлину 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
З.Н. Серкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-826/2008
Истец: ГУ УПФ РФ в Куртамышском районе Курганской области
Ответчик: Отделение по Куртамышскому району Управления Федерального казначейства по Курганской области
Кредитор: МИФНС России N 4 по Курганской области
Третье лицо: ФГУ "Куртамышский государственный сортоиспытательный участок"
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4515/2008