г. Челябинск |
|
15 сентября 2008 г. |
Дело N А07-3957/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 15.09.2008 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Баканова В.В., Тимохина О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2008 по делу N А07-3957/2008 (судья Хайдаров И.М.) от подателя жалобы - Исмагиловой Г.М. (доверенность от 16.07.2008 N1043), от истца - Кашапова Р.Х. (по доверенности от 17.08.2006 N 112, удостоверение адвоката от 28.02.2003 N495), от третьего лица: Григорьев Д.С. (доверенность от 20.08.2008)
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Завод по добыче и розливу минеральных вод Башкортостана "Красноусольский" (далее Завод, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Комитета по управлению собственностью МЗиИО РБ по Гафурийскому району (далее Комитет, третье лицо) с заявлением к Администрации муниципального района Гафурийский район РБ (далее Администрация, ответчик) о признании незаконным бездействия Администрации и обязании её подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 7 977 кв.м. с кадастровым номером 02:19:16 02 01: 0200, расположенного по адресу Республика Башкортостан, Гафурийский район, МО Зареченский сельсовет, вблизи санатория "Красноусольск" и направить его в месячный срок со дня вступления решения в законную силу в адрес Завода.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2008 года требования заявителя удовлетворены.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал, что заявителем представлены доказательства наличия у него права на приобретение спорного земельного участка, а именно документы о праве собственности на нежилые помещения, распложенные на данном участке и доказательства направления необходимых документов в уполномоченный орган, в силу чего основания для отказа в предоставлении земельного участка у администрации отсутствовали, так как на момент подачи заявления и рассмотрения спора судом решения о резервировании участка в установленном законом порядке не принято.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на те обстоятельства, что спорный земельный участок на основании Постановления Совета Министров РСФСР N 376 от 18.09.1987 г. отнесен к землям особо охраняемых территорий, в силу чего не может быть предоставлен заявителю в частную собственность.
Представитель Администрации в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, изложив их в тезисной форме.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился, поскольку спорный земельный участок не изъят из хозяйственного оборота, решение о его резервировании в установленном законом порядке не принято, полагает, что доводы ответчика являются несостоятельными, решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица поддержал позицию администрации, полагая, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Завод по добыче и розливу минеральных вод Башкортостана "Красноусольский" 17.06.2004 г. зарегистрирован в качестве юридического лица, за основным государственным регистрационным номером 1040201526970.
14 июня 2006 г. на основании Актов приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов от 04.01.06 за Заводом зарегистрировано право собственности на нежилые строения: - одноэтажное производственное здание, площадью 1006,3 кв.м. и хозяйственный блок с мансардой, площадью 214,1 кв.м., расположенные по адресу Республика Башкортостан, Гафурийский район, с. Курорт, ул. Мира, д. 1 "А".
14.11.2005г. между Комитетом по управлению собственностью Гафурийского района и Заводом заключен договор аренды земельного участка, на основании которого Заводу предоставлен земельный участок из категории земель - земли промышленности, имеющий кадастровый номер 02:19:16 02 01:0200, площадью 7 977 кв.м., расположенный по адресу Республика Башкортостан, Гафурийский район, МО Зареченский сельсовет, вблизи санатория "Красноусольск" для размещения и обслуживания линии по розливу минеральной воды. Сроком на 49 лет с 30.03.2005 по 30.03.2054 г.
14.02.2008 Завод обратился в администрацию Гафурийского района с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Поскольку ответ на заявление получен не был, полагая, что Администрацией допущено бездействие, нарушающее его права и законные интересы, Завод обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу неправильного применения судом норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно пункту 2 статьи 27 Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В пункте 5 приведенной статьи к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).
Действующее законодательство не предусматривает порядок предоставления в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий. На основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" на такие земельные участки упомянутый закон не распространяется.
В пункте 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, указано, что земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Включение в их состав участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 сентября 1987 г. N 376 установлены границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта Красноусольск Башкирской АССР.
Согласно п. 3 и 4 "Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (далее Положение об округах), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7.12.1996г. N 1425 округа санитарной и горно-санитарной охраны устанавливаются в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах федерального значения.
Представленными в материалы дела документами - выкопировкой из плана района курорта Красноусольск (л.д.70-71) подтверждается и Заводом не оспаривается, факт нахождения испрашиваемого земельного участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта.
Поскольку спорный земельный участок находится в границе лечебно-оздоровительной местности, курорта, относящейся к землям особо охраняемых природных территорий, данный земельный участок не подлежит приватизации в силу закона.
Довод заявителя об отсутствии у земельного участка статуса земель особо-охраняемых территорий в силу отсутствия решения государственного органа об изъятии второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта из хозяйственного оборота несостоятелен, противоречит фактическим обстоятельствам. Согласно п. 2 Положения об округах создание округа горно-санитарной охраны свидетельствует об установлении в границах округа регламентированного законом режима хозяйствования, проживания и природопользования.
Необходимость резервирования земельных участков, отнесенных к землям особо-охраняемых территорий, для ограничения их оборота земельным законодательством не предусмотрена, в силу чего соответствующий довод заявителя так же несостоятелен.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок, со дня поступления заявления лица о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении данному лицу земельного участка на соответствующем праве, готовит проект договора и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. По смыслу нормы указанной статьи закона обращение лиц, указанных в п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ не может быть оставлено орган Ом государственной власти или органом местного самоуправления без ответа, в силу чего бездействие Администрации противоречит п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Вместе с тем, в связи с отсутствием у заявителя прав на получение в собственность спорного земельного участка бездействием Администрации права и охраняемые законом интересы заявителя нарушены не были, в силу чего требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 руб., от уплаты которой ответчик освобожден на основании п.п. 1 п. 1 ст. 33337 Налогового кодекса РФ, возлагается на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2008 по делу N А07- 3957/2008 отменить, в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Завод по добыче и розливу минеральных вод Башкортостана "Красноусольский", отказать.
Взыскать с ООО "Завод по добыче и розливу минеральных вод Башкортостана "Красноусольский" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.П.Ермолаева |
Судьи |
В.В.Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3957/2008
Истец: ООО "Завод по добыче и розливу минеральных вод Башкортостана "Красноусольский"
Ответчик: Администрация МР Гафурийский район РБ
Кредитор: МИФНС России N 15 по РБ
Третье лицо: Комитет по управления собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Гафурийскому району
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5586/2008