г. Челябинск |
|
16 сентября 2008 г. |
Дело N А34-1718/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2008 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Баканова В.В., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Курганской области, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.07.2008 по делу N А34-1718/2008 (судья Шестакова Л.В.), при участии от подателей жалобы - Котович С.С. (доверенность N 01-18 от 11.07.2008), Фоминых О.А. (доверенность от 09.01.2008 N 04-01-04), от истца - Герштанского С.Ю (доверенность от 14.12.2007 N 24),
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Автопромтермообработка" (далее по тексту - ОАО "Автопромтермообработка", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области к Правительству Курганской области (далее по тексту - Правительство, заинтересованное лицо), с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее по тексту Департамент), общества с ограниченной ответственностью "Корпорация "СПЭЛС" (далее по тексту ООО "Корпорация "СПЭЛС") общества с ограниченной ответственностью "АС" (далее по тексту - ООО "АС"), Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курганской области (далее по тексту - УФАКОН) о признании недействительным ненормативного акта органа государственно власти, а именно пункта 1 и пункта 2 распоряжения Администрации (Правительства) Курганской области многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями ООО "Корпорация "СПЭЛС" в части включения 0,0199 га земельного участка, ранее предоставленного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 07.07.2008 исковые требования удовлетворены.
Мотивируя вынесенное решение, суд первой инстанции исходил из того, что заявление подано с соблюдением предусмотренного п. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока на обжалование акта органа местного самоуправления. Формирование земельного участка площадью 0,58 га, предоставленного ООО "Корпорация "СПЭЛС" для размещения многоэтажного жилого дома и включающей в себя часть земельного участка площадью 0,0199 га, находящегося в пользовании ОАО "Автопромпереработка" и предварительное согласование места размещения объекта на данном земельном участке возможно только после прекращения права землепользования заявителя. Согласованный заявителем акт о выборе земельного участка не свидетельствует об его уведомлении об изъятии земельного участка либо отказ заявителя от части земельного участка.
Не согласившись с принятым решением, Правительство Курганской области обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что на стадии предварительного согласования места размещения объекта какое либо изъятие земельного участка не производится. Изъятие земельного участка производится на следующей стадии, стадии формирования земельного участка, то есть выполнения землеустроительных работ. Заявителем дано письменное согласие на предоставление земельного участка ООО "Корпорация "СПЭЛС" путем согласования Акта выборки земельного участка N 152 от 29.06.2005, тем самым ответчик добровольно отказался от права пользования земельным участком.
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области не согласившись с принятым решением, также обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что судом нарушены нормы процессуального права, так как к участию в деле не была привлечена Администрация г. Кургана. Нормы, регулирующие порядок изъятия земельного участка не подлежат применению к процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Статья 53 ЗК РФ, устанавливающая порядок и условия отказа лица от права на земельный участок применению не подлежит, так как установленный ст. 31 ЗК РФ порядок выбора земельного участка не предусматривает отказа пользователей земельных участков от каких-либо прав на находящиеся в их пользовании земельные участки ни на стадии выбора ни на стадии согласования. Решение затрагивает права и обязанности Администрации г. Кургана, так как отмена Распоряжения Правительства, утвердившего акт о выборе земельного участка, влечет обязанность Администрации г. Кургана по отмене постановления "Об утверждении проекта границ и обязанность по разработке нового проекта".
Податели апелляционной жалобы в судебном заседании на доводах жалоб настаивали, изложив их в тезисной форме.
Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционных жалоб не согласился, считает решение законным и обоснованным.
Иные участвующие в деле лица, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, и подтверждено материалами дела, земельный участок площадью 0,554 га по ул. Ленина, 5 в г. Кургане предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование для эксплуатации производственного здания НПО "Автопромтеромообратобтка", правопреемником которого является ОАО "Автопромтермообработка" на основании постановления Администрации г. Кургана от 18.06.1992 N 616.2, о чем выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 25.06.1992 N 211.
Распоряжением мэра города Кургана от 13.05.1999 3 2430-р, от 24.01.2000 N 347-р, от 13.02.2001 N 620-р, от 04.12.2001 N 7087-р с согласия ОАО "Автопромтермообработка" часть земельного участка была изъята. С учетом частичного изъятия площадь участка, находящегося в бессрочном (постоянном) пользовании заявителя составляла 0,5166 га, кадастровый номер земельного участка 45:25:07 03 09:0076.
Постановлением Администрации города Кургана от 24.06.2005 г. N 1197 утвержден проект границ земельного участка площадью 0,58 га. На основании указанного постановления ООО "Корпорация "СПЭЛС" выдан акт о выборе земельного участка для размещения многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по ул. Куйбышева г. Кургане, акт подписан членами комиссии, а также директором ОАО "Автопромтермообработка".
Распоряжением Администрации (Правительства) Курганской области от 23.08.2005 г. N 255-р "О предварительном согласовании места размещения многоэтажного жилого дома со встроенным нежилыми помещениями ООО "Корпорация "СПЭЛС" предварительно согласовано место размещения многоэтажного жилого дома на земельном участке площадью 0,5245 га по ул. Куйбышева в г. Кургане на землях поселений ООО "Корпорация СПЭЛС". Согласно пункту 2 названного распоряжения земельный участок общей площадью 0,58 га по ул. Куйбышева в г. Кургане сформирован из земель поселений, включающий ранее учтенные земельные участки (части земельных участков), в том числе часть земельного участка площадью 0,0199 га с кадастровым номером 45:25:07 03 09:0076 по ул. Ленина, 5.
08.11.2005 года распоряжением Администрации (Правительства) Курганской области N 363-р ООО "Корпорация "СПЭЛС" предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 0,5245 га для размещения многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по ул. Куйбышева в г. Кургане.
Согласно плана границ земельного участка, земельный участок, предоставленный ООО "Корпорация "СПЭЛС", частично налагается на земельный участок ОАО "Автопромтермообработка", то есть в состав вновь образуемого участка включена часть земельного участка, находящегося в пользовании заявителя, в связи с чем оставшаяся площадь земельного участка находящаяся в пользовании заявителя составляет 0,4973 га, кадастровый номер 45:25:070309:174.
Полагая, что распоряжения Администрации (правительства) Курганской области от 23.08.2005 N 255-р "О предварительном согласовании места размещения многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями ООО "Корпорация "СПЭЛС", является основанием для последующего предоставления земельного участка, что фактически влечет изъятии части земельного участка, принадлежащего заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования, считая, что оспариваемое распоряжение не соответствует нормам Земельного кодекса РФ и нарушает права общества как пользователя земельным участком, истец обратился с настоящим иском в суд.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают прав и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из смысла названных норм следует, что для применения последствий, предусмотренных данными статьями, истцу следует доказать незаконность обжалуемого акта и нарушение его гражданских прав.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Курганской области от 06.06.2003 N 312 "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми гражданам и юридическим лицам для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в муниципальном образовании город Курган осуществляется Правительством Курганской области, за исключением случаев, установленных п. 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЗК РФ (в редакции от 24.07.2007, действующей на момент вынесения оспариваемых распоряжений), предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Согласно ст. 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указанны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы) содержащие сведения о местоположении земельных участков предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (ч. 2).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (ч. 3).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч. 5).
Исполнительный орган государственной власти ли орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительного согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (ч. 6).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (ч. 8).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (ч. 9).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает информирование правообладателей земельных участков до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с п. 2 ст. 63 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, ответчиком доказательств обратного не представлено, что у заявителя изъята часть земельного участка, находящаяся на праве постоянного (бессрочного) пользования, информирование о планируемом изъятии части земельного участка не осуществлялось, доказательств отказа заявителя от спорного земельного участка не представлено, то вывод суда первой инстанции о нарушении порядка, предусмотренного ч. 5 ст. 31 ЗК РФ при принятии оспариваемого распоряжения, что в свою очередь нарушает законные права и интересы заявителя, является верным.
Довод жалобы о том, что на стадии предварительного согласования места размещения объекта какое либо изъятие не производится, является несостоятельным.
В силу действующего законодательства решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Оспариваемым распоряжением ООО "Корпорация "СПЭЛС" предоставлен земельный участок, который налагается на земельный участок ОАО "Автопромпереработка", который находится в его пользовании, в связи с чем площадь земельного участка, находящаяся в пользовании заявителя уменьшилась на 0, 0199 га и составила 0,2973 га.
Довод подателя жалобы о том, что заявителем дано письменное согласие на предоставление земельного участка ООО "Корпорации СПЭЛС" путем согласования Акта выборки земельного участка N 152 от 29.06.2005 года, тем самым добровольно отказалось от права пользования земельным участком является несостоятельным, повторяет доводы ответчика изложенные в возражениях на заявление, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка. Суд первой инстанции правомерно указал на то, что согласованный заявителем акт о выборе земельного участка не свидетельствует о его уведомлении об изъятии земельного участка, либо об отказе заявителя от части земельного участка.
Довод жалобы о том, что нормы регулирующие порядок изъятия земельного участка не подлежат применению к процедуре предварительного согласования места размещения объекта, ст. 53 ЗК РФ не предусматривает отказ пользователей земельных участков от каких-либо прав на находящийся в их пользовании земельный участок ни на стадии выбора, ни на стадии согласования, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Исходя из смысла действующего земельного законодательства (ст. 30, 31), выбор земельного участка, является неотъемлемой самостоятельной стадией процедуры предоставления земельного участка для строительства, включающей в себя получение заявления от заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, определение возможных вариантов размещения объекта, проведение процедур согласования.
Поскольку ст. 53 ЗК РФ содержит порядок и условия отказа лица от права на земельный участок, то суд первой инстанции констатируя факт отсутствия такого отказа, правомерно сослался на указанную норму права.
Довод жалобы о том, что судом допущены процессуальные нарушения, так как к участию в деле не привлечена Администрация г. Кургана, подлежит отклонению. В оспариваемом заявителем Распоряжении Правительства Курганской не содержится положений касающихся прав и обязанностей администрации г. Кургана, в силу чего довод жалобы о нарушении прав Администрации г. Кургана принятым судебным актом несостоятелен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 руб., уплаченная ответчиком и третьим лицом при подаче апелляционной жалобы, относится на них.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.07.2008 по делу N А34-1718/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.П.Ермолаева |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1718/2008
Истец: ОАО "Автопромтермообработка"
Ответчик: Правительство Курганской области
Третье лицо: УФАКОН по Курганской области, ООО "Корпорация "СПЭЛС", ООО "АС", Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области