г.Челябинск
16 сентября 2008 г. |
Дело N А07-9155/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Серковой З.Н.. Сундаревой Г.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Башкортостанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2008 по делу N А07-9155/2008 (судья Кутлина Р.К.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Салаватнефтеоргсинтез"- Ишмуратовой Е.А. (доверенность N 028-374-Д от 29.10.2007), от Башкортостанской таможни - Кравцевой О.В. ( доверенность N 01-14/6275 от 19.05.2008),
УСТАНОВИЛ
открытое акционерное общество "Салаватнефтеоргсинтез" (далее - ОАО "Саватнефтеоргсинтез", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлениями о признании незаконным и отмене постановлений Башкортостанской таможни от 02.06.2008 N 10401000-269/2008, N 10401000-265/2008, N104011000/263/2008, N104011000/263/2008 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.3 ст.16.12 КоАП РФ.
Определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2008 заявления были приняты к производству и возбуждены производства о делам N А07-9155/2008-А-КРК, N А07-9157/2008-А-КРК, N А07-9158/2008-А-КРК, N А07-9162/2008-А-КРК.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.07.2008 дела N А07-9155/2008-А-КРК, N А07-9157/2008-А-КРК, N А07-9158/2008-А-КРК, N А07-9162/2008-А-КРК объединены в одно производство, с присвоением номера дела N А07-9155/2008-А-КРК.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2008 (резолютивная часть от 22.07.2008) в удовлетворении требований заявителя отказаны.
В апелляционной жалобе Башкортостанская таможня просит решение арбитражного суда от 22.07.2008 отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Башкотостанская таможня ссылается на ошибочное применение судом положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Отметки об обязательствах декларанта делаются в графе 44 декларации. Также указали, что с момента принятии таможенная декларация становится документом, свидетельствующих о фактах имеющих юридическое значение. С момента утверждения декларации срок для предоставления недостающих сведений считается утвержденным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что декларантом ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" были подана неполные грузовые таможенные декларации N 10401040/240108/0000296, N 10401040/130108/0000125, N 10401040/110108/0000103, N 10401040/240907/0003590 для оформления товара, в которой не был указан номер железнодорожной накладной.
При подаче деклараций декларант в письменной форме принял на себя обязательство предоставить недостающие сведения о номере железнодорожной накладной 10401040/240108/0000296 в срок не позднее 08.03.2008, по накладной N 10401040/130108/0000125 в срок не позднее 26.02.2008, N 10401040/110108/0000103 в срок не позднее 24.02.2008, N 10401040/240907/0003590 в срок не позднее 07.11.2007
Таможенным органом грузовые таможенные декларации были приняты к оформлению с отметкой о предоставлении сведений соответственно до указанных сроков : до 07.11.2007, 24.02.2008, 08.03.2008, 26.02.2008.
В связи с тем, что листы корректировки с указанием недостающих сведений о номере железнодорожной накладной были представлены обществом на Салаватский таможенный пост 22.05.2008, Бакшкортостанской таможней были составлены протоколы об административных правонарушениях от 19.05.2008 N 10401000-269/2008, N 10401000-265/2008, N104011000/263/2008, N104011000/263/2008
На основании материалов проверки и протоколов об административном правонарушении 02.06.2008 Башкортостанской таможней вынесены постановления по делу об административном правонарушении о привлечении ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" к административной ответственности по ст. 16.12 КоАП РФ.
Не согласившись с указанными постановлениями общество, обратилось в суд с заявлениями об их отмене.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования пришел к выводу, что оспариваемые постановления подлежат отмене в связи с отсутствием оснований для привлечения к административной ответственности .
Однако указанный вывод суда нельзя признать правильным.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии со статьей 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом, перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 127 ТК РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан, в том числе подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, предусмотренные статьей 131 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 131 ТК РФ при декларировании товаров представляются следующие основные документы:
договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок;
имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
транспортные (перевозочные) документы;
разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса;
платежные и расчетные документы;
документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
Согласно пункту 1 статьи 135 Таможенного кодекса Российской Федерации, если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.
При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом.
Согласно письменным обязательствам общества, в указанных таможенных декларациях, общество обязалось представить сведения о железнодорожных накладных соответственно до 07.11.2007, 24.02.2008, 08.03.2008, 26.02.2008.
Фактически номера данных железнодорожных накладных представлены обществом только 22.05.2008.
Обязанность по представлению документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, установлена Таможенным кодексом Российской Федерации. За неисполнение указанной обязанности установлена административная ответственность. Принятие обществом письменного обязательства о представлении железнодорожных накладных в указанный в обязательстве срок в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 135 ТК Российской Федерации не может рассматриваться в качестве обстоятельства, отменяющего административную ответственность за непредставление соответствующих документов в установленный срок.
В соответствии с частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершается путем деяния в форме бездействия, выражающееся непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией.
Таможенным органом доказан факт непредставления обществом в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Исходя из смысла нормы статьи 135 ТК РФ, декларант, представив в таможенный орган неполную ГТД (ВПД), приняв гарантийным письмом на себя обязательство по представлению недостающих сведений в определенный срок , что отражено в таможенной декларации, в случае нарушения этого срока несет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, непредставление обществом в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, условиями признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения является установление факта наличия у лица возможности для соблюдения соответствующих правил и норм и факта непринятия всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих мер по соблюдению установленного срока представления железнодорожных накладных и отсутствия указанной возможности.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении оформлен в соответствии с правилами статьи 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным органом, процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, что подтверждено документально.
Таким образом, бездействие общества в виде непредставления в виде непредставления в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права в соответствии с п.3 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22 июля 2008 года по делу N А07-9155/2008 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Салеватнеоргсинтез" о признании незаконными и отмене постановлений Башкортостанской таможни от 02 июня 2008 года N N10401000-269/2008, N 10401000-265/2008, N104011000/263/2008, N104011000/263/2008 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса об административных правонарушениях, отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б.Тимохин |
Судьи |
З.Н.Серкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9155/2008
Истец: ОАО "Салаватнефтеоргсинтез"
Ответчик: Башкортостанская таможня Приволжского таможенного управления ФТС России
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5945/2008