г. Челябинск
22 сентября 2008 г. |
N 18АП-5303/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2008 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Уфимцевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.06.2008 по делу N А07-6287/2008 (судья Искандаров У.С.), при участии от закрытого акционерного общества "Мелеузовский молочноконсервный комбинат" - Моисеевой Л.С. (доверенность от 29.11.2005 г. N 1771/04),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Мелеузовский молочноконсервный комбинат" (далее общество, налогоплательщик, ЗАО "Мелеузовский молочноконсервный комбинат") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан (далее налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений NN 432, 433, 434, 435 от 08.02.2008 года об отказе в осуществлении зачета (возврата) и обязании произвести возврат незаконно взысканных пени в сумме: 189713 руб. 59 коп. на недоимку во взносам в Пенсионный фонд РФ с начисленными за период с 17.10.2007г. по 17.06.2008г. процентами в сумме 12653 руб. 90 коп.; 32145 руб. 49 коп. на недоимку по взносам в Фонд социального страхования РФ с начисленными за период с 17.10.2007г. по 17.06.2008г. процентами в сумме 2143 руб. 90 коп., 74348 руб. 76 коп. на недоимку во взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования с начисленными за период с 17.10.2007г. по 17.06.2008г. процентами в сумме 4958 руб. 60 коп.; 50746 руб. 86 коп. на недоимку по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ с начисленными за период с 17.10.2007г. по 17.06.2008г. процентами в сумме 3384 руб. 80 коп. (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.06.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказать.
Инспекция считает, что оснований для возврата суммы излишне взысканных пеней не имеется, поскольку за налогоплательщиком числится задолженность по пени, начисленная на недоимку во внебюджетные фонды, образовавшуюся до 01.01.2001. Задолженность во внебюджетные фонды в установленном порядке не списана, пени на данную недоимку продолжают начисляться. На момент поступления заявления о возврате излишне взысканных пени в карточке расчетов с бюджетов (далее КРСБ) переплаты не было, инспекция правомерно вынесла решение об отказе в осуществлении возврата пени.
Налоговый орган поясняет, что инкассовые поручения, по которым взыскивались спорные пени, не признавались недействительными. Инспекцией решение арбитражного суда от 15.11.2007 по делу N А07-14247/07 исполнено в полном объеме, пени, начисление которых признано незаконным стонированы (уменьшены).
По мнению налогового органа, при возврате излишне взысканных сумм проценты не начисляются, поскольку п.5 ст.79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) не содержит положений о возврате пени.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласны, считают решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель инспекции не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя налогового органа.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным действий инспекции по начислению пени в сумме 2623965 руб. 63 коп. на недоимку по взносам в Пенсионный фонд РФ; пени в сумме 253461 руб. 12 коп. на недоимку по взносам в Фонд социального страхования РФ; пени в сумме 292133 руб. 61 коп. на недоимку во взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; пени в сумме 174453 руб. 24 коп. на недоимку по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ.
Решением арбитражного суда от 15.11.2007 по делу А07-14247/2007 (л.д.27-31) заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены, действия инспекции по начислению спорных пени признаны незаконными. Указанный судебный акт вступил в законную силу.
Инспекция во исполнение решения суда по делу А07-14247/2007 стонировала незаконно начисленные пени в КРСБ, что подтверждается выписками операций по расчету с бюджетом (л.д.82-97).
Между тем, незаконно предъявленные пени были взысканы налоговым органом, а также уплачивались налогоплательщиком во исполнение решений о взыскании налогов, сборов, пени за счет денежных средств налогоплательщика (л.д.41-81).
Факт взыскания данных пени в принудительном порядке, и их уплаты налогоплательщиком подтверждается актом сверки, подписанным сторонами (л.д.120-126).
Общество 01.02.2008 обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне взысканных сумм пени в размере 490029 руб. 26 коп (л.д.32-36).
Налоговым органом вынесены решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 08.02.2008 N 435, 434, 433, 432 (л.д. 37-40), мотивированные тем, что зачет (возврат) пени не может быть проведен по причинам отсутствия в КРСБ переплаты (л.д.38-40). Налогоплательщику также предложено провести с налоговым органом сверку по расчетам.
Не согласившись с решениями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными, об обязании инспекции возвратить сумму излишне взысканных пени в общем размере 346954 руб. 70 коп., и о взыскании процентов за просрочку возврата излишне взысканных пеней в общей сумме 23141 руб. 20 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что взысканные пени, начисление которых признано судом незаконным подлежат возврату налогоплательщику с начислением процентов.
Выводы суда являются правильными, соответствуют налоговому законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов, пени и штрафов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В статье 79 НК РФ определен порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пени.
В соответствии с п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с пп. 3, 5 ст. 79 НК РФ в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов на эту сумму в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
При этом ст. 79 НК РФ не ограничивает возможность начисления процентов только в случае принудительного взыскания.
Правила, установленные статьей 79 НК РФ применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (п.9 ст.79 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.11.2007 по делу А07-14247/2007 признаны незаконными действия налогового органа по начислению пени во внебюджетные фонды в общей сумме 3344013 руб. 60 коп.
Пени в сумме 490029 руб. 26 коп, были уплачены налогоплательщиком платежными ордерами во исполнение решения инспекции о взыскании данных сумм в порядке ст.46 НК РФ, а также взысканы инспекцией в принудительном порядке по инкассовых поручениям.
Исходя из положений ст. 46 НК РФ, принятие решения о взыскании налогов, сборов, пени за счет денежных средств налогоплательщика в банке является мерой принудительного характера, в связи с чем перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, сбора и пени. Поэтому перечисление предпринимателем денежных средств во исполнение решения налогового органа носит характер взыскания налоговым органом задолженности.
Таким образом, общество имеет переплату в виде неправомерно взысканных сумм пени.
Доказательств, свидетельствующих о наличии за обществом задолженности по взносам того же бюджетного уровня материалы дела не содержат, инспекцией сообщено, что такие доказательства представлены быть не могут в виду того, что контроль за начислением взносов в государственные социальные внебюджетные фонды налоговые органы стали осуществлять с 01.01.2001г.
Имеющиеся в материалах дела выписки по расчетам с бюджетом (л.д.82-97) являются внутренними документами налогового органа, составлены в одностороннем порядке, и в силу ст.68 АПК РФ не могут являться надлежащими доказательствами наличия недоимки.
Документы, подтверждающие возникновение недоимки (налоговые декларации, расчеты, решения о доначислении взносов) и документы о принятии мер по ее взысканию налоговым органом не представлены.
При таких обстоятельствах, налоговым органом не доказано наличие недоимки, как основание отказа возвратить излишне уплаченные пени, следовательно суд первой инстанции обоснованно обязал налоговый орган возвратить обществу излишне взысканные пени, и взыскал проценты за несвоевременный возврат пеней.
Правильность расчета процентов в сумме 23141 руб. 20 коп. за нарушение срока возврата излишне взысканных пени судом проверена, инспекцией не оспаривается.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.06.2008 по делу N А07-6287/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Г. Степанова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6287/2008
Истец: ЗАО "Мелеузовский молочноконсервный комбинат"
Ответчик: МИФНС России N 38 по РБ
Кредитор: ИФНС РФ по Центральному району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5303/2008