г. Челябинск
22 сентября 2008 г. |
N 18АП-5806/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2008 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Уфимцевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.07.2008 по делу N А47-2284/2008 (судья Шабанова Т.В.), при участии от открытого акционерного общества "Оренбургские минералы" - Базарова П.Е. (доверенность от 16.09.2008 N 1681), от Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - Демченко Д. Г. (доверенность от 16.04.2008 N 13-21),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Оренбургские минералы" (далее общество, ОАО "Оренбургские минералы", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее управление, налоговый орган) о признании недействительным решения N 14-29/23332 от 22.11.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 07.07.2008г. заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований налогоплательщику отказать, ссылаясь на то, что судом при рассмотрении дела неправильно применены нормы процессуального права.
По мнению управления, налоговым органом не допущено нарушений процедуры рассмотрения материалов о налоговом правонарушении. Общество извещалось о рассмотрении материалов налоговой проверки. Налоговое законодательство не содержит норм, обязывающих налоговый орган повторно приглашать налогоплательщика на ознакомление с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.
Управление указывает, что по результатам дополнительных материалов налогового контроля иных нарушений, кроме тех, что зафиксированы актом, не установлено.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения, указывая на то, что налоговые органы должны обеспечивать в установленном порядке участие налогоплательщика (лично или через своего представителя) в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали изложенные доводы.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемого решения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, управлением проведена повторная выездная налоговая проверка ОАО "Оренбургские минералы" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, земельного налога, транспортного налога, налога на доходы физических лиц, единого социального налога.
По итогам проверки составлен акт N 14-29/04дсп от 18.09.2007 (т.1, л.д.10-88). Общество 09.10.2007 представило возражения на акт проверки (т.1, л.д.112-143). Рассмотрение возражений налогоплательщика и материалов о налоговом правонарушении назначено управлением на 16.10.2007, о чем общество извещено письмом от 19.09.2007 (т.3, л.д.8). Решением управления от 22.10.2007 N 31 назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.
По результатам рассмотрения акта проверки, иных материалов налоговой проверки, а также материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, управлением принято решение от 22.11.2007 N 14-29/23332 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.2, л.д.2-88). Данным решением общество привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в виде штрафа в сумме 841361 рублей, начислена сумма пени в размере 773606 рублей и предложено уплатить недоимку в сумме 4 208 711 рублей.
Решение от 22.11.2007 N 14-29/23332 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения направлено в адрес общества 22.1.2007 (т.2, л.д.1).
Налогоплательщик не согласился с данным решением и обжаловал его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что управление в нарушение требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не известила общество о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом данных, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и положениям действующего законодательства.
Статьями 22, 31, 32 НК РФ налогоплательщику декларирована защита от неправомерных действий (бездействия) налоговых органов и установлена обязанность налоговых органов соблюдать нормы налогового законодательства и иных законов Российской Федерации при осуществлении налогового контроля.
Гарантии прав налогоплательщика обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.
К числу таких гарантий относится регламентированная НК РФ процедура привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, составной частью которой является ознакомление налогоплательщика с актом выездной налоговой проверки (статья 100 НК РФ), рассмотрение возражений налогоплательщика в его присутствии (пункт 1 статьи 101 НК РФ), принятие налоговым органом обоснованного решения по результатам проверки (пункт 8 статьи 101 НК РФ).
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки установлена ст. 101 НК РФ.
Согласно пункта 1 ст.101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Пунктом 6 статьи 101 НК РФ установлено, что в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
Пунктом 7 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и(или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Из материалов дела следует, что после составления акта проверки N 14-29/04ДСП от 18.09.2007 и получения от налогоплательщика возражений на данный акт, управлением 22.10.2007 вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля N 31 от 22.10.2007 г.
Оспариваемое решение управления N 14-29/23332 от 22.11.2007 принято с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.
Однако после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля управление не известило общество о времени и месте рассмотрения материалов указанных мероприятий налогового контроля и не предоставила налогоплательщику возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить объяснения и возражения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении налоговым органом процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении, влекущем за собой существенные нарушения прав налогоплательщика на свою защиту.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда о несоблюдении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что повлекло нарушение прав налогоплательщика.
Доводы налогового органа об отсутствии необходимости рассмотрения материалов проверки после проведения дополнительных мероприятий ввиду неполучения новой информации после их проведения, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку оспариваемое решение принято в том числе на основании результатов дополнительных мероприятий.
При таких обстоятельствах решение инспекции правомерно признано судом недействительным.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.07.2008 по делу N А47-2284/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Г. Степанова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2284/2008
Истец: ОАО "Оренбургские минералы"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5806/2008