г. Челябинск
26 сентября 2008 г. |
N 18АП-6202/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2008 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Ермолаевой Л.П. и Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Моисеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25 июля 2008 г. по делу N А07-6017/2008 (судья Галимова Н.Г.), при участии: от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан - Салимова Г.Н. (доверенность от 09 января 2008 г. N 0007), от Управления по землеустройству при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан - Ерманова В.И. (доверенность от 15 мая 2008 г. N 01-08-370),
УСТАНОВИЛ
администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан (далее - ТУ ФАУФИ по Республике Башкортостан, податель апелляционной жалобы) о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельные участки общей площадью 320 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельских поселений Уфимского района Республике Башкортостан, с кадастровыми номерами:
- 02:47:040318:0038 площадью 32га,
- 02:47:041301:0084 площадью 182га,
- 02:47:120504:0001 площадью 83га,
- 02:47:120503:0050 площадью 8,8га,
- 02:47:120501:0092 площадью 14,2га (с учетом уточненных исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Башкирское по племенной работе" (далее -ОАО "Башкирское"), Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан и Управление по землеустройству при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25 июля 2008 г. (резолютивная часть объявлена 18 июля 2008 г.) исковые требования удовлетворены.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что утвержденный передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Башкирское" по племенной работе, утвержденный ТУ ФАУФИ по Республике Башкортостан 26 декабря 2005 г., не является документом, подтверждающим возникновение права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки. Распорядительные акты органов местного самоуправления (постановления от 05 декабря 2005 г.) также не являлись законным основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, поскольку свидетельствовали об осуществлении органами местного самоуправления функций по распоряжению землями в качестве собственника земли. Осуществлением государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки нарушены права органа местного самоуправления на самостоятельное распоряжение землями, изначально подлежащими отнесению к муниципальной собственности в соответствии с нормами Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).
ТУ ФАУФИ по Республике Башкортостан с решением суда первой инстанции не согласилось, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований заявителя - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права. В нарушение ч.1 ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация одновременно изменила основания и предмет иска, а именно: сначала заявитель отказался от требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, впоследствии ходатайствовал о замене ответчика на ТУ ФАУФИ по Республике Башкортостан и об уточнении исковых требований в части признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, не указывая оснований для предъявления новых исковых требований к новому ответчику. В нарушение подп.2,3 ч.4 ст.170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не принял во внимание и не отразил все доказательства и доводы, на которые ТУ ФАУФИ по Республике Башкортостан ссылалось в обоснование своих возражений. Суд первой инстанции неправильно истолковал абз.3 ст.3 Закона N 101-ФЗ, указав в мотивировочной части решения (стр.10), что земельные участки предоставлены предприятию после его создания по решению органа местного самоуправления, несмотря на то, что законом данные условия не предусмотрены.
Управление по землеустройству при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению Управления по землеустройству при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан, на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки не представлены надлежащие правоустанавливающие документы. Специальный порядок разграничения государственной собственности на землю, предусмотренный ст.6 Закона N 101-ФЗ, действовавшего на момент разграничения государственной собственности на спорные земельные участки, нарушен. Администрация отказалась от требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, поскольку во время судебного заседания между представителями Администрации и ТУ ФАУФИ по Республике Башкортостан были высказаны намерения о заключении мирового соглашения.
Иные лица, участвовавшие в деле, письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Представитель подателя апелляционной жалобы в судебном заседании поддержал изложенные в ней доводы. Представитель Управления по землеустройству при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя и третьих лиц, участвующих в деле.
Законность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19 января 2006 г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19 января 2006 г. серии 04 АА N N 362563, 362565, 362564, 362561, 362568. В качестве основания для государственной регистрации указан Закон N 101-ФЗ (т.2 л.д. 85, 89, 93, 97, 100).
На государственную регистрацию в качестве подтверждения возникновения права федеральной собственности на спорные земельные участки предоставлены следующие документы: Устав Федерального государственного унитарного предприятия "Башкирское по племенной работе" (далее - ФГУП "Башкирское"), утвержденный 06 апреля 2001 г., свидетельство о государственной регистрации ФГУП "Башкирское" от 24 сентября 2001 г., постановление главы администрации МО Дмитриевский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан от 05 декабря 2005 г. N 145 о передаче земельных участков площадью 182,0 га и 32,0 га в аренду, постановление главы МО Николаевский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан от 05 декабря 2005 г. N 204 о передаче земельных участков площадью 83,0 га, 8,8 га и 14,2 га в аренду (т.2 л.д. 105-112).
Администрацией Уфимского района Республики Башкортостан были направлены в Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан перечни земельных площадей по Уфимскому району Республики Башкортостан в целях проведения разграничения земель в соответствии с письмом от 16 февраля 2003 г. (т.3 л.д. 3).
Башкирское республиканское государственное производственное объединение по племенному делу было создано на территории Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 02 августа 1972г. N 448 "О дополнительных мерах по улучшению племенного дела в животноводстве", на основании приказа Министерства совхозов РСФСР от 04 сентября 1972г. N 542/77 "О дополнительных мерах по улучшению племенного дела в животноводстве", во исполнение Приказа Министерства сельского хозяйства РСФСР (Росплемобъединение) от 18 декабря 1972 г. N 82-П "Об организации Башкирского республиканского государственного производственного объединения по племенному делу" и приказа Министерства сельского хозяйства БАССР от 28 декабря 1972 г. N 284 "Об организации Башкирского республиканского государственного производственного объединения по племенному делу" (т.1 л.д. 109-125).
В последующем Уставы и наименования указанного юридического лица неоднократно менялись. Последнее наименование Башкирского республиканского государственного производственного объединения по племенному делу - федеральное государственное унитарное предприятие "Башкирское по племенной работе" (2000 г.) (т.1 л.д. 126-131, 132-137, 138-142, 143, 144).
Представленными в материалы дела документами (актами выбора земельных участков, государственными актами на права пользование землей) подтверждается, что при создании федерального государственного унитарного предприятия "Башкирское по племенной работе" ним были закреплены земли общей площадью 326 га, в том числе по Уфимскому району Республики Башкортостан площадью 255 га (т.1 л.д. 2-3, 54-55, 112-125, 143, 144, 149, т.2 л.д. 118, 119, 131-135, т.3 л.д. 28-32).
Согласно представленным в материалы дела землеустроительным делам, спорные земельные участки общей площадью 320 га на момент образования ФГУП "Башкирское" в 2000 году находились в постоянном (бессрочном) пользовании муниципальных сельскохозяйственных предприятий района, из них два участка входили в административные границы сельского поселения - деревни Ушаково. Указанные земельные участки не вошли в состав земель, на базе которых было образовано указанное федеральное государственное унитарное предприятие (т.1 л.д. 56, 57, т.2 л.д.18-20, 21-23, 52-58, 65, 66, 69-84, 125, 126)
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение подателя апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности, путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица. Следовательно, в этом случае надлежащий способ защиты состоит в доказывании оснований недействительности или незаключенности сделки либо незаконности административного акта, являющегося основанием для регистрации права.
В силу положений ст. 2 Закона N 101-ФЗ, утратившего силу 30 июня 2006 г., на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки (19 января 2006 г.) надлежащими правоустанавливающими документами, подтверждающими возникновение права федеральной собственности на земельные участки, являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникало право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Как следует из материалов дела, указанные выше документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки не представлены, в материалах дела отсутствуют.
Согласно положений ст. 5 Закона N 101-ФЗ до 30 июня 2006 г. одним из оснований внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, являлось, в том числе, включение этих земельных участков в состав земель сельскохозяйственного назначения, если эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в ст.ст. 3 и 4 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 3.1. Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (в редакции федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии у муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан оснований для возникновения права муниципальной собственности на спорные земельные участки в порядке разграничения государственной собственности на землю.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит довод апелляционной жалобы о неправильном истолковании судом первой инстанции абз.3 ст.3 Закона N 101-ФЗ несостоятельным.
Согласно ч.3 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, отклоняется судом первой инстанции, поскольку по существу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25 июля 2008 г. по делу N А07-6017/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6017/2008
Истец: Администрация МР Уфимский район РБ
Ответчик: ТУ Росимущества по РБ
Третье лицо: УФРС по Республике Башкортостан, Управление по землеустройству при Министерстве сельского хозяйства РБ, ОАО "Башкирское" по племенной работе
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6202/2008