г. Челябинск
29 сентября 2008 г. |
N 18АП-6143/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2008 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Махровой Н.В., судей Карпусенко С.А., Логиновских Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Логиновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице Оренбургского отряда ведомственной охраны структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Южно-Уральской железной дороге на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.07.2008 по делу N А47-7773/2007 (судья Бабина О.Е.), при участии: от закрытого акционерного общества "Орский мясокомбинат" - Пенькова С.А. (доверенность от 01.01.2008),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Орский мясокомбинат" (далее - ЗАО "Орский мясокомбинат", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице Оренбургского отряда ведомственной охраны структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Южно-Уральской железной дороге (далее - ФГП ВО ЖДТ, ответчик) о взыскании 8 775 руб. убытком, причиненных в результате ненадлежащего исполнения обязательств по договору N 11/1-10р-4/343/301 от 06.04.2006.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.07.2008 исковые требования ЗАО "Орский мясокомбинат" удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФГП ВО ЖДТ просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что истцом не доказан факт понесенных им убытков. Также ссылается на то, что истцом не представлено надлежащих доказательств его расходов по возмещению обществу с ограниченной ответственностью "Лефорт-С" стоимости недопоставленного груза на сумму 8 775 руб.
ЗАО "Орский мясокомбинат" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также истец в отзыве пояснил, что в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе не были представлены ответчиком в качестве доказательств по делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явился.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между истцом (Заказчик) и ответчиком (Охрана) был заключен договор N 11/1-10р-4/343/301 от 06.04.2006 на обеспечение сохранности вагонов (контейнеров) с грузами при перевозке железнодорожным транспортом, согласно условиям которого Заказчик поручает и оплачивает, а Охрана принимает на себя обязательство по обеспечению сохранности вагонов (контейнеров) с грузами, перевозимым железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации.
Пунктом 1.3. указанного договора предусмотрено, что вагоны (контейнеры) с грузами принимаются под охрану на железнодорожных путях (местах) общего пользования после оформления в установленном порядке перевозочных документов. Непосредственная передача вагонов (контейнеров) с грузами уполномоченных Заказчиком лиц Охране и Охраной уполномоченным лицом Заказчика осуществляется по наружному осмотру , наличию и соответствию перевозочным документам номеров запорно-пломбировочных устройств (далее - ЗПУ) и оформляется актом приема-передачи.
Согласно п. 2.3. спорного договора Охрана обязана обеспечить, в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей грузополучателей, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 38 сохранность вагонов (контейнеров) в пути следования.
На основании п. 4.2, 4.3 спорного договора, в случае хищения, повреждения груза при утрате, повреждении ЗПУ или их несоответствия перевозочным документам по вине Охраны, Охрана возмещает заказчику стоимость похищенного, поврежденного груза на основании обоснованной письменной претензии Заказчика, с приложением подтверждающих документов, в том числе, коммерческого акта. Стоимость утраченного груза определяется из расчета его цены, указанной в счете продавца, либо из расчета цены, предусмотренной договором. В случае отсутствия счета и (или) указания цены в договоре, стоимость утраченного груза определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Согласно акту передачи вагонов (контейнеров) с грузами охраняемых ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации от 29.05.2007, истец передал ответчику вагоны N 24604969 и N 26563999 с консервами мясными в жестяных банках "тушенка" с 4 ЗПУ спрут 7777 РЖД N 1221342, N 1221341, N 1221340, N 1221339 и соответственно 4 ЗПУ Спрут 7777 РЖД N 1221343, N 1221344, N 121345, N 1221436, ЗПУ соответствует перевозочным документам, наложено на штатное место (т.1, л.д.18).
Вагон N 26563999 следовал в составе транзитного поезда N 2978 по маршруту Орск - Хабаровск-2 (т.1, л.д. 27).
По прибытию указанного вагона 02.06.2007 на станцию 85000 Инская Западно-Сибирской, железной дороги на перегоне "Входная", приемщиками поездов Катышевой Л.В., Мальчиковой А.В. и стрелком ВОХР Ешакиным, ЛОВД Маршал был составлен акт общей формы N 85000-3-ДТ/835, согласно которому выявлена коммерческая неисправность, а именно: в транзитном поезде парка Д обнаружено по заявке ВОХР Ешакина, что ЗПУ Спрут 777 РЖД N 121343 и ЗПУ Спрут 77 РЖД 121344 исправны, у ЗПУ Спрут 777 РЖД N 12211345 перебит трос на 90%, дополнительно наложено ЗПУ Спрут 777 ЗСБ ЖД N 9560837, ЗПУ Спрут 777 РЖД N 1221346, которая числится в контрольных петлях, отсутствует. Доступа к грузу нет, вагон отправлен по назначению, с комиссионной выгрузкой сдан под охрану (т.1, л.д. 128).
Согласно акту общей формы N 621118 от 10.06.2007, составленному в присутствии стрелка Кулакова Ю.В. (т.1, л.д.127), на станции Хабаровск-2 с вагона N 26563999 были сняты ЗПУ, при сличении их с вагонным листом было установлено, что слева по ходу подачи на запад на основном запорном устройстве имеется 1 ЗПУ Спрут 777 6 ЗСБ 9560837, с торца на скобе левой створки двери в средней части имеется одна механическая закрутка из проволоки, диаметром 6 мм. Справа на основном запорном устройстве имеется 1 ЗПУ Спрут 777 РЖД N 1221343 и механическая закрутка из проволоки, диаметром 6 мм. На верхних дополнительных ушках имеется 1 исправное ЗПУ Спрут 777 7 РЖД N 1221344 и 1 механическая закрутка из проволоки диаметром 6 мм. На скобах, по торцам створок дверей в средней части 2 механические закрутки диаметром 6 мм, все ЗПУ и закрутки исправны, тогда как в вагонном листе указано 4 пломбы Спрут 7777 РЖД N 1221343, N 1221344, N 121345, N 1221436.
В соответствии с коммерческим актом БК 566435 Г-462 от 10.06.2007(т.1, л.д.125-126), при выгрузке и одновременной выдаче груза из вагона N 26563999, прибывшего по отправке, указанной на обороте, оказалось: по железнодорожной накладной N ЭГ25512 (т.1, л.д. 13) значится груз консервы мясные в жестяных банках "тушенка", количество мест 2590. Фактически из вагона выгружен груз консервы мясные "Говядина тушеная "Слава" в количестве 2586 коробок. Недостача составила 5 коробок, по факту которой 01.08.2007 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием погасить понесенный ущерб в размере 8 775 руб. (т.1, л.д.15-18).
Обращаясь в арбитражный суд, истец указал, что в результате неисполнения обязательств со стороны ФГП ВО ЖДТ предусмотренных договором N 11/1-10р-4/343/301 от 06.04.2006 на обеспечение сохранности вагонов (контейнеров) с грузами при перевозке железнодорожным транспортом, понес убытки в размере 8 775 руб.. В качестве нормативного правового обоснования исковых требований указал ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт нарушения обязательств контрагентом, наличие и размер понесенных убытков, причинная связь между нарушением обязательств и убытками доказаны.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, а доводы заявителя апелляционной жалобы подлежащими отклонению, по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Предметом доказывания по требованию о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору, являются нарушение ответчиком принятых по договору обязательств; причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; размер убытков, возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств.
В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что по условиям договора N 11/1-10р-4/343/301 от 06.04.2006 ответчик принял на себя обязательство по оказанию на возмездной основе услуг по обеспечению сохранности вагонов (контейнеров) с грузами перевозимыми железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
При передаче груза грузополучателю в пункте назначения выявлено несоответствие количества мест груза (2 585 коробок) данным о количестве мест груза, указанным в железнодорожной накладной (2 590 коробок), установлена недостача 5 коробок (45 банок в 1 коробке) по цене 39 руб. за 1 банку. Данные обстоятельства удостоверены коммерческим актом от 10.06.2007 N БК566435, в котором также зафиксирован порядок расположения ЗПУ, наличие механических закруток, неполная загруженность вагона и разрыв упаковочной бумаги со стороны правой створки двери в нижней части (т.1, л.д. 125-126).
Согласно ст. 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, основанием для возникновения ответственности перевозчика, других юридических лиц при несоответствии количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе, а также о повреждении (порче) груза и возможные причины такого повреждения при осуществлении перевозок грузов, является коммерческий акт.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, документом, подтверждающим утрату, недостачу, либо порчу груза, перевозимого железнодорожным транспортом, может являться только коммерческий акт.
Пунктом 7 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 38 (зарегистрированы в Минюсте России 30.06.2003 N 4864) предусмотрено, что в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз. В этом случае в пути следования на основании письменного заявления проводников перевозчиком совместно с проводниками составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
При необходимости перевозчик может предоставлять проводникам новые ЗПУ по договору, которые учитываются как ЗПУ грузоотправителя. Предоставление новых ЗПУ отражается в акте общей формы с указанием номера ЗПУ и его стоимости.
Согласно ст. 118 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если, в том числе, перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).
Пунктом 4.2 спорного договора предусмотрено, что в случае хищения, повреждения груза при утрате, повреждении ЗПУ или их несоответствия перевозочным документам по вине Охраны, Охрана возмещает заказчику стоимость похищенного, поврежденного груза на основании обоснованной письменной претензии Заказчика с приложением подтверждающих документов, в том числе, коммерческого акта.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был составлен акт приема-передачи спорного вагона от 29.05.2007, который свидетельствует, что ответчик принял под охрану груженый вагон N 265639999 с 4 ЗПУ, а по прибытии спорного вагона на станцию назначения 10.06.2007 было обнаружено, что вагон имеет 3 исправные пломбы, одна из которых не соответствует пломбе грузоотправителя, о чем свидетельствует коммерческий акт БК566435 от 10.06.2007.
Таким образом, в период нахождения груза под охраной ответчика произошла утрата части груза, общей стоимостью 8 775 руб.
Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по договору N 11/1-10р-4/343/301 от 06.04.2006 по охране груза.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон, установил, что утрата имущества произошла в период осуществления ответчиком охраны вагона в связи с ненадлежащим исполнением условий договора, что привело к причинению убытков.
Ответчик не представил доказательств отсутствия ее вины в несохранности груза, принятия всех необходимых мер для исполнения обязательств по договору N 11/1-10р-4/343/301 от 06.04.2006 надлежащим образом.
Исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, установив причинную связь между нарушением ответчиком обязанности по договору и убытками, возникшими у истца, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом не доказан факт понесения убытков в размере 8 775 руб., подлежит отклонению, поскольку противоречит согласованным сторонами в договоре N 11/1-10р-4/343/301 от 06.04.2006 обстоятельствам возмещения стоимости похищенного груза.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.07.2008 по делу N А47-7773/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице Оренбургского отряда ведомственной охраны структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Южно-Уральской железной дороге - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Махрова Н.В. |
Судьи |
Карпусенко С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7773/2007
Истец: ЗАО "Орский мясокомбинат"
Ответчик: ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" в лице Оренбургского отряда ведомственной охраны - Структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на ЮУЖД, ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6143/2008