г. Челябинск
01 октября 2008 г. |
N 18АП-6429/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Малышева М.Б., Степановой М.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22 июля 2008 года по делу N А07-9526/2007 (судья М.А. Чаплиц), при участии от: Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Уфы - Захарова А.А. (доверенность от 09.01.2008 N 004-13/79/7,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Башсантехмонтаж" (далее - ОАО "Башсантехмонтаж", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Уфы (далее - ИФНС России по Октябрьскому району г.Уфы, налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо), выразившихся в отказе в списании задолженности по штрафам и пеням, реструктурируемой согласно решению от 18.04.2000 N 90 (в редакции уточненного решения от 05.02.2003 N 90-Ф-У) и дополнительному решению от 30.07.2001 N 2-Ф-Д (в редакции уточненного решения от 05.02.2003 N 2-Ф-Д-У), и обязании налогового органа списать задолженность по штрафам и пеням, реструктурируемую согласно решению от 18.04.2000 N 90 (в редакции уточненного решения от 05.02.2003 N 90-Ф-У) и дополнительному решению от 30.07.2001 N 2-Ф-Д (в редакции уточненного решения от 05.02.2003 N 2-Ф-Д-У) (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 6 - 8, т. 2, л.д. 30)).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2007 (т. 2, л.д. 40 - 48), оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2008 (т. 2, л.д. 103 - 105), требования общества были удовлетворены частично: признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе в списании задолженности по штрафам и пеням, реструктурируемой по решению от 18.04.2000 N 90 (в редакции уточненного решения от 05.02.2003 N 90-Ф-У). Инспекцию обязали списать задолженность по штрафам и пеням, реструктурируемую по указанному решению. В удовлетворении остальной части заявленных обществом требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2008 (т. 2, л.д. 132 - 136) решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2008 было отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе в списании задолженности по штрафам и пеням, реструктурируемой по дополнительному решению от 30.07.2001 N 2-Ф-Д (в редакции уточненного решения от 05.03.2003 N 2-Ф-Д-У), и обязании списать задолженность по штрафам и пеням по указанному решению. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Отменяя в части судебные акты, суд кассационной инстанции указал на ошибочное исчисление судами четырехлетнего срока досрочного погашения реструктурируемой задолженности.
При новом рассмотрении дела в отмененной судом кассационной инстанции части Арбитражный суд Республики Башкортостан решением от 22.07.2008 удовлетворил требования ОАО "Башсантехмонтаж" (т. 3, л.д. 16 - 21).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по Октябрьскому району г.Уфы обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 22.07.2008 отменить. Вынести по делу новый судебный акт (т. 3, л.д. 26 - 28).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что четырехлетний срок погашения реструктурированной задолженности должен исчисляться с момента вынесения налоговыми органами решения, а не с момента начала фактического погашения задолженности, в рассматриваемом случае с момента вынесения решения от 18.04.2000 N 90 и заканчиваться 18.04.2004; общество обязательные платежи по налогу на прибыль уплатило только 30.09.2005, т.е. за пределами четырехлетнего срока; условия о досрочном погашении задолженности обществом не соблюдены.
ОАО "Башсантехмонтаж" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции (т. 3, л.д.39 - 40).
Общество в отзыве пояснило, что четырехлетний срок следует исчислять с даты принятия дополнительного решения - 30.07.2001; несвоевременная уплата дополнительных платежей не является основанием для отказа в списании реструктурируемой задолженности по штрафам и пени.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель общества не явился.
С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ОАО "Башсантехмонтаж".
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Башкортостан от 18.04.200 N 90 дочернему обществу с ограниченной ответственностью "Уфимский завод сантехзаготовок" открытого акционерного общества "Башсантехмонтаж" (правопредшественник заявителя (т. 1, л.д.22 - 27, 29 - 59)) предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности перед республиканским бюджетом согласно постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 23.12.1999 N 389 "О порядках и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом" в сумме 9517000 рублей (т. 1, л.д. 9). Уточненным решением инспекции от 05.02.2003 N 90-Ф-У внесены изменения в решение от 18.04.2000 N 90, обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности по федеральным налогам и сборам в сумме 5095000 рублей, по федеральным пеням и штрафам в сумме 2214000 рублей, по дополнительным платежам в сумме 657000 рублей (т. 1, л.д. 10).
Дополнительным решением инспекции от 30.01.2001 N 2-Ф-Д обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" по федеральным налогам и сборам в сумме 2988000 рублей, по федеральным пеням и штрафам в сумме 4776000 рублей (т. 1, л.д. 11). Уточненным решением инспекции от 05.02.2003 N 2-Ф-Д-У внесены изменения в решение от 30.01.2001 N 2-Ф-Д, обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности по федеральным налогам и сборам в сумме 2988000 рублей, по федеральным пеням и штрафам в сумме 4404000 рублей, по дополнительным платежам в сумме 372000 рублей (т. 1, л.д. 10).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя подателя жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком к взысканию).
Согласно пунктам 7, 8 Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в республиканский бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.
Приказом от 30.04.2002 N БГ-3-29/235 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" утверждены Правила списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решение о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, согласно пункту 2 которых при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения организации производит полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) с момента погашения указанной задолженности.
Таким образом, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что по дополнительному решению от 30.07.2001 четырехлетний срок для досрочного погашения реструктурируемой задолженности истекает 30.07.2005.
Из представленных налоговым органом расшифровок сумм задолженности (т. 1, л.д. 102 - 105, т. 2, л.д. 24 - 27) усматривается, что задолженность по налогу на добавленную стоимость была погашена обществом в срок до 04.06.2004, по налогу на прибыль в федеральный бюджет - в срок до 30.09.2004, по налогу на прибыль в местный бюджет - в срок до 14.05.2004. Следовательно, общество досрочно погасило реструктурируемую задолженность по налогам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела (график погашения задолженности по налогу на прибыль (т. 2 , л.д. 70 - 71), расшифровка сумм задолженности (т. 1, л.д. 102 - 105, т. 2, л.д. 24 - 27), платежные поручения от 07.09.2001 (т. 2, л.д. 67), от 19.10.2001 N 874 (т. 2, л.д. 68), от 31.10.2001 N 952 (т. 1, л.д. 69)), что общество своевременно погашало реструктурируемую задолженности по налогам.
Поскольку обществом выполнены условия о погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет, о полном и своевременном внесении налоговых платеже в республиканский бюджет, требования заявителя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Ссылка налогового органа на то, что дополнительные платежи в полном объеме по налогу на прибыль уплачены только 30.09.2005, т.е. за пределами четырехлетнего срока, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку уплата дополнительных платежей за пределами четырехлетнего срока не является основанием для отказа в списании реструктурируемой задолженности по штрафам и пени.
Доводы налогового органа основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, а потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, ввиду отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, подлежат взысканию с налогового органа.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22 июля 2008 года по делу N А07-9526/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Уфы - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Уфы в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.В. Чередникова |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9526/2007
Истец: ОАО "Башсантехмонтаж"
Ответчик: ИФНС России по Октябрьскому району г. Уфы
Кредитор: ИФНС РФ по Центральному району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8911/2007