г. Челябинск
29 сентября 2008 г. |
N 18АП-6139/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Логиновских Л.Л., судей Махровой Н.В., Карпусенко С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хрипиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения "Станция переливания крови" и государственного учреждения здравоохранения "Кожновенерологический диспансер" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2008 года по делу N А07-2683/2008 (судья Мавлютов И.Т.), при участии: от Военного комиссариата г.Стерлитамака и Стерлитамакского района Республики Башкортостан - Оснач О.А. (доверенность от 28.04.2008).
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат г.Стерлитамака и Стерлитамакского района Республики Башкортостан (далее - Военный комиссариат, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к государственному учреждению здравоохранения "Станция переливания крови" (далее - ГУЗ "Станция переливания крови", ответчик) и государственному учреждению здравоохранения "Кожно-венерологический диспансер" (далее - ГУЗ "Кожно-венерологический диспансер", ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора Территориальное управление в Республике Башкортостан (далее - третье лицо), Территориального финансового управления Министерства финансов Республики Башкортостан по городу Стерлитамак (далее - третье лицо), о взыскании 291 261 руб.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчиков неосновательное обогащение в той же сумме.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2008 исковые требования удовлетворены. С ГУЗ "Станция переливания крови" взыскано 207 887 руб. неосновательного обогащения, с ГУЗ "Кожно-венерологический диспансер" - 83 374 руб.
С решением суда первой инстанции ответчики не согласились и обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить.
В отзыве на апелляционную жалобу истец с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указал на то, что оказанные медицинские услуги являются бесплатными. Данное обстоятельство подтверждено Постановлением Правительства Российской Федерации N 690 от 26.11.2004, Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 19 от 11.02.2005. Следовательно, договоры являются ничтожными. Денежные средства подлежат возврату.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил.
Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьих лиц.
Проверив в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 11.01.2005 между Военным комиссариатом и ГУЗ "Станция переливания крови" заключен договор N 12 на предоставление медицинских услуг и компенсации расходов, связанных с их проведением (т.1, л.д.10-13), в соответствии с которым ответчик принял на себя обязательства по предоставлению медицинских услуг в отношении граждан призывного возраста, на которых распространяется финансирование из федерального бюджета, используя свою клинико-диагностическую базу.
В соответствии с пунктом 2.1 договора освидетельствование охватывало граждан в связи с призывом на военную службу; поступлением в военно-образовательное учреждение профессионального образования; поступлением на военную службу по контракту.
Согласно пункту 2.3 договора исследования должны были производиться на наличие ВИЧ-инфекции.
Между Военным комиссариатом и ГУЗ "Кожно-венерологический диспансер" был заключен договор N 2 от 11.01.2005 (т.1, л.д.14-17), в соответствии с которым ответчик принял на себя обязательства для той же группы граждан по обследованию на сифилис.
Ответчиками были оказаны выше перечисленные услуги.
На основании актов выполненных работ истец перечислил денежные средства согласно договору N 12 в сумме 207 887 руб., согласно договору N 2 в сумме 83 374 руб. (т.1, л.д.19-23, 95-99).
Полагая, что оказанные медицинские услуги проводятся бесплатно и за счет средств бюджета Республики Башкортостан, районов и городов или местного бюджета, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Военный комиссариат не должен был оплачивать выполненные медицинскими учреждениями работы, согласно заключенных договоров, поскольку данные виды исследований проводятся на бесплатной основе по специальным программам федерального и республиканского уровней. Договоры заключены с нарушением действующего законодательства, что на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет их недействительность. Суммы, перечисленные истцом ответчикам, являются для последних неосновательным обогащением. Поскольку ответчиками добровольно не возвращены неосновательно полученные денежные средства, исковые требования подлежат удовлетворению.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.02.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции от 23.12.2003, действовавшей на момент оказания услуг, далее - Закон) проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому обследованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а также иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляется военными комиссариатами.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона (в редакции от 23.12.2003, действовавшей на момент оказания услуг) гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. В случае невозможности получить медицинское заключение о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья комиссия по постановке граждан на воинский учет направляет его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Пунктом 7 статьи 1 Закона предусмотрено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного Закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи Закона (в редакции, действовавшей до 31.12.2005) установлено, что финансирование медицинского освидетельствования, медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами военной обязанности, осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 690 от 26.11.2004 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год" установлено, что гражданам на территории Российской Федерации предоставляется за счет средств субъектов Российской Федерации специализированная медицинская помощь, оказываемая в специализированных медицинских организациях субъектов Российской Федерации при заболеваниях, передаваемых половым путем, синдроме приобретенного иммунодефицита.
Совместным приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации N 240/168 от 23.05.2001 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования (лечение) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет (далее - инструкции).
Согласно пункту 7 указанной Инструкции подлежащие учету граждане должны проводить анализ крови на СОЭ, лейкоциты и гемоглобин, анализ мочи, флюрографическое исследование, электрокардиологическое исследование. Финансирование данных анализов должно осуществляться из федерального бюджета. Забор крови на RW и ВИЧ в список этих анализов не входит.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в Республике Башкортостан" N 589-Д и N 190 от 12.09.2003 проведение исследований на наличие ВИЧ инфекции граждан при призыве на воинскую службу должны оплачиваться из республиканского бюджета.
Правительство Республики Башкортостан в пункте 1 статьи 7 Закона Республики Башкортостан от 21.12.1998 N 209-з "О предупреждении распространения на территории Республики Башкортостан заболевания, вызываемого вирусом имуннодефицита человека финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых государственным учреждением здравоохранения Республики Башкортостан, отнесено к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
В связи с этим истец как государственное учреждение вышел за пределы правоспособности, использовав денежные средства федерального бюджета на медицинские услуги, которые должны оплачиваться из республиканского бюджета.
Оценив, заключенные между сторонами договоры N 12 и N 2 от 11.01.2005, суд первой инстанции правильно сделал вывод о том, что указанные договоры заключены с нарушением действующего законодательства, что на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет их недействительность.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Поэтому перечисленные истцом ответчикам денежные средства, являются для последних неосновательным обогащением.
Ответчиками неосновательно полученные денежные средства не возвращены истцу. В связи с этим суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требований.
Судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка ответчиков на Постановление Правительства Российской Федерации N 704 от 01.12.2004 "О порядке компенсации расходов понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и воинской службе", так как оказанные услуги (серологическое исследование на сифилис (реакция Вассермана) и исследование на наличие ВИЧ- инфекции) под действия данного постановления не попадают.
Данное обстоятельство подтверждено актом ревизии N 92-07 от 06.04.2007 Территориальным управлением Федеральной службы Финансово- бюджетного надзора по Республике Башкортостан, письмом ВК РБ N 2/2187 от 28.10.2005, в котором прямо указано на то, что во избежание двойного финансирования не следует включать в смету расходов виды медицинского обследования, входящих в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год, и в Программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан.
Кроме того, в письме Министра здравоохранения Республики Башкортостан N 02-05/212 от 02.07.2008 указано, что вышеуказанные исследования не должны возмещаться за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Ссылка заявителей апелляционной жалобы на то, что предметом договоров являлось оказание медицинских услуг в отношении граждан призывного возраста, обязательства по договору учреждениями были выполнены в полном объеме, работы оплачены истцом, претензий от Военного комиссариата по качеству и количеству оказанных медицинских услуг не поступило, в связи с чем договоры являются исполненными сторонами, не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку указанные договоры заключены с нарушением действующего законодательства, что влечет их недействительность.
Ссылка заявителей апелляционной жалобы на то, что судом первой инстанции не правильно применено Постановление Правительства Российской Федерации N 690 от 26.11.2004 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год", несостоятельна, поскольку основана на неверном толковании норм действующего законодательства.
Довод о том, что истцом не выполнены требования статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, не указана в исковом заявлении ссылка на нарушение норм Гражданского кодекса Российской Федерации, что не позволяет определить основания для удовлетворения заявленных требований, необоснованна, поскольку в ходе судебного разбирательства истцом уточнялись исковые требования, уточнение иска правомерно принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего истец просил взыскать неосновательное обогащение в указанной ранее сумме.
Ссылка заявителей на статью 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, несостоятельна.
Довод заявителей о том, что статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не применима, необоснован, поскольку в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры N 12 и N 2 признаны судом недействительными.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителей апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2008 года по делу N А07-2683/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения "Станция переливания крови" и государственного учреждения здравоохранения "Кожно-венерологический диспансер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.Л.Логиновских |
Судьи |
Н.В.Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2683/2008
Истец: Военный комиссариат г. Стерлитамака и Стерлитамакского района
Ответчик: ГУЗ "Станция переливания крови", ГУЗ "Кожно-венерологический диспансер"
Третье лицо: ТУ ФС ФБН в Республике Башкортостан, Территориальное финансовое управление Министерства финансов РБ по г. Стерлитамаку
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6139/2008