г. Челябинск |
|
"06" октября 2008 г. |
Дело N А07-9740/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Костина В.Ю., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природопользования , лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан Курмановское лесничество на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2008 по делу N А07-9740/2008 (судья Аспанов А.Р.), при участии: от открытого акционерного общества "Амзинский лесокомбинат" - Кузьмичевой О.Р. (доверенность) N348 от 11.02.2008),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Амзинский лесокомбинат" (далее - заявитель, ОАО "Амзинский лесокомбинат", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан Курмановское лесничество (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Курмановское лесничество ) от 07.06.2008 N 9 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.08.2008 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Административный орган не согласился с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указал на то, что о рассмотрении дела об административном правонарушении на 02.06.2008 ОАО "Амзинский лесокомбинат" было извещено через канцелярию, однако 02.06.2008 никто на рассмотрение дела не явился, в связи с этим они на законном основании рассмотрели дело 07.06.2008.
Представитель ОАО "Амзинский лесокомбинат" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Курмановским лесничеством проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, лесных ресурсов и природопользования разработки лесосеки в квартале N 15 выделах 63, 63, 66 (делянки 10,12,13 и в квартале N 133 выделе 21 (делянки 1,2, 4,5) Николо-Березовского лесничества.
В ходе указанной проверки выявлена не очистка ОАО "Амзинский лесокомбинат" мест рубок от порубочных остатков (хвороста, сучьев) на общей площади 7,1 га, в том числе на площади 5,5 га от зимней заготовки древесины; делянки захламлены, хворост не собран в кучи и от зимней заготовки не сожжен до наступления пожароопасного сезона, чем нарушены пункты 16, 17, 17в правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением правительства Российской федерации от 20.06.2007 N 417.
По результатам проверки в отношении ОАО "Амзинский лесокомбинат" составлен акт проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, лесных ресурсов и природопользования от 26.05.2008 N 66, протокол об административном правонарушении от 26.05.2008 N 9.
07.06.2008 Министерством природопользования лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан Курмановское лесничество вынесено постановление N 9 о привлечении ОАО "Амзинский лесокомбинат" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей .
Считая постановление административного органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из нарушения административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 8.32 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Заготовка древесины как вид использования лесов (статья 25 Лесного кодекса Российской Федерации; далее - ЛК РФ) представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (пункт 1 статьи 29 ЛК РФ).
Согласно пункту 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Материалами дела подтвержден факт совершения обществом административного правонарушения, указанное обстоятельство обществом не оспаривается.
Вместе с тем судом при вынесении решения обоснованно указано, что инспекцией нарушена процедура порядка привлечения к административной ответственности.
При отсутствии надлежащего извещения юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении к участию в составлении протокола об административном правонарушении было допущено лицо, не имеющее на то полномочий.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суду необходимо проверять соблюдение административным органом положений ст.28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, так как их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, подлежат выяснению обстоятельства: было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица может быть составлен только в присутствии его законного представителя, либо без его участия при надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В силу ч.2, ч.3, ч.4 ст. 25.5 КоАП РФ, в качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
На основании ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Под надлежащим извещением следует понимать такое извещение, которое позволяет юридическому лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени рассмотрения материалов административного дела.
Согласно представленных в суд административным органом материалов протокол об административном правонарушении от 26.06.2008, с указанием даты назначения рассмотрения дела на 02.06.2008 был передан заявителю через канцелярию 29.05.2008, однако постановление по делу об административном правонарушении вынесено 07.06.2008. Доказательств надлежащего извещения общества на 07.06.2008 заинтересованным лицом не представлено.
Судом первой инстанции со ссылкой на пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", правомерно сделан вывод о существенных нарушениях со стороны административного органа порядка производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем, вынесенное в его отношении общества постановление не может считаться принятым с соблюдением закона.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 августа 2008 года по делу N А07-9740/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан Курмановское лесничество - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б.Тимохин |
Судьи |
В.Ю.Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9740/2008
Истец: ОАО "Амзинский лесокомбинат"
Ответчик: Министерство природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ Кармановское лесничество
Кредитор: Рукавишников П.А.
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6485/2008