г. Челябинск |
|
13 октября 2008 г. |
Дело N А07- 5645/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2008 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Фотиной О.Б., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан, общества с ограниченной ответственностью строительно-монтажная компания "Баштерра" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2008 по делу N А07-5645/2008 (судья Валеев К.В.), при участии от истца - Гарифуллина Р.А. (доверенность от 21.12.2007 N 1/3153-13) от третьих лиц: КУМС администрации ГО г. Уфа - Гарифуллина Р.А.(доверенность от 25.12.2007 N КС 7177), ООО "СМК "Баштерра" - ГазизовойА.Р. (доверенность от 08.10.2008)
УСТАНОВИЛ
Администрация городского округа г. Уфа (далее по тексту - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан (далее по тексту - УФРС по РБ), с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа (далее по тексту - Комитет), общества с ограниченной ответственностью строительно-монтажной компании "Баштерра" (далее по тексту - ООО СМК "Баштерра"), индивидуального предпринимателя Снарского Михаила Климентьевича (далее по тексту - ИП Снарский М.К.) о признании незаконным действий регистрационной службы по регистрации права хозяйственного ведения за МУП "Ремонтно-строительное управление" Советского района городского округа г. Уфа РБ на нежилые помещения, расположенные по адресу г. Уфа, ул. Бессонова, 2 "б".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2008 требования удовлетворены.
Мотивируя вынесенное решение, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств передачи спорных объектов недвижимости в хозяйственное ведение МУП РСУ Советского района городского округа г. Уфы, либо МУП ХРСУ Советского района г. Уфы не представлено. УФРС по РБ произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения при отсутствии каких-либо правовых оснований. Муниципальное образование ГО г. Уфа обладал правом собственности на спорные объекты, в силу чего является заинтересованным лицом. Срок обжалования заявителем не пропущен, так как о нарушении прав и интересов узнал в день поступления в администрацию города письма ООО СМК "Баштерра" - 03.03.2008.
Не согласившись с принятым решением, ООО СМК "Баштерра" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что суд не учел, что на момент рассмотрения дела право собственности на имущество зарегистрировано за ООО СМК "Баштерра" на основании торгов, результаты которых в судебном порядке не оспорены. Заявитель в силу ст. 4 АПК РФ не является заинтересованным лицом, которому предоставлено право оспаривать действия регистрирующего органа. При наличии не оспоренного права собственности ООО СМК "Баштерра" и договора купли-продажи от 21.01.2008, удовлетворение заявления не влечет восстановления прав заявителя. Заявителем пропущен срок обжалования действий регистрирующего органа, так как администрация, являясь собственником имущества унитарного предприятия МПК "РСУ" Советского района ГО г. Уфа, участвовало в арбитражном процессе по делу о несостоятельности МУП "РСУ" Советского района ГО г. Уфа, извещалось о времени и месте собраний кредиторов последнего, где и узнало о реализации спорных объектов. Функции по преставлению интересов Администрации городского округа г. Уфа были возложены на Комитет. Суд не указал, каким образом, действия ФРС нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Также суд не указал, по каким основаниям отвергает доводы ответчика и третьего лица о несоответствии площадей литера А и литера Б, указанных свидетельствах о государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП "РСУ" Советского района г. Уфы и право собственности муниципального образования городского округа г. Уфа, ООО СМК "Баштерра".
УФРС по Республике Башкортостан не согласившись с решением суда обратилось в суд с апелляционной жалобой в которой просит отменить решение суда. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам жалобы ООО СМК "Баштерра".
Представитель подателя апелляционной жалобы ООО СМК "Баштерра" в судебном заседании доводы жалобы поддержал, изложив их в письменной форме.
Представитель УФРС по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца и Комитета в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение законным и обоснованным.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, и подтверждено материалами дела, Постановлением главы администрации г. Уфы от 13.01.1997 года N 170 в муниципальную собственность приняты строения военного городска N 32 Уфимской КЭЧ. При этом Управлению жилищно-коммунального хозяйства Советского района предписано подготовить договор с КЭУ при ВО об условиях передачи жилых домов в Советском районе Уфимской КЭЧ на взаимоприемлемых условиях в обмен на передачу строений военного городка N 32 (медицинские склады), Комитету по управлению муниципальной собственностью г. Уфы принять в муниципальную собственность строения военного городка N 32 Уфимской КЭЧ КЭУ При ВО и передать на баланс УЖКХ Советского района по акту (л. д. 89 т. 1).
16.07.1998 года Постановлением главы администрации Советского района г. Уфы N 1731 постановлено Управлению жилищно-коммунального хозяйства Советского района г. Уфы в срок до 20.07.1998 года передать помещения, принятые от Уфимской КЭЧ КЭУ при ВО на баланс Хозрасчетному ремонтно-строительному участку Советского района.
03.08.1998 года по акту приема-передачи муниципального имущества Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Уфы передал, а муниципальное предприятие Хозрасчетный ремонтно-строительный участок советского района г. Уфы принял в хозяйственное ведение муниципальное имущество, согласно паспорта имущественного комплекса, являющееся неотъемлемой частью настоящего акта приема-передачи. Передаваемое имущество является муниципальной собственностью г. Уфы в соответствии с Указом ПВС РБ N 6-2/264 от 04.06.1992.
Паспорт имущественного комплекса ХРСЭУ Советского района по состоянию на 01.07.1998 года, являющийся неотъемлемой частью акта приема-передачи, содержит акт оценки стоимости зданий, сооружений,
Из текста справки главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Уфы о присвоении почтового адреса от 05.04.1999 года следует: "Административному зданию в Советском районе ХРСУ Советского района _.. Бессонова 2 "а", __Бессонова 2 "б" ".
Постановлением главы администрации г. Уфы от 07.06.2002 года N 2497 муниципальное предприятие "Хозрасчетный ремонтно-строительный участок Советского района" переименовано в муниципальное унитарное предприятие "Ремонтно-строительное управление" Советского района г. Уфы".
07.11.2006 года зарегистрировано право собственности муниципального образования Городской округ г. Уфа Республики Башкортостан на Мастерскую, Нежилое, 1 - этажный, подвал, общая площадь 526,10 кв.м., инв. N 348772, лит. Б, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Бессонова, 2 "б" и на административное здание, нежилое, 2-этажный, общей площадью 378,50 кв.м., инв. N 348772, лит. А., расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Бессонова, 2 "Б" инв. N 348772. Существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы (л. д. 39-40 т. 1).
28.06.2007 года решением Арбитражного суда Республики Башкортостан МУП "Ремонтно-строительное управление" признано несостоятельным (банкротом), в открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев.
20.09.2007 года на основании акта приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение предприятия б/н от 03.08.1998 и Постановления Главы администрации Советского района г. Уфы Республики Башкортостан от 16.07.1998 N 1731 за МУП "Ремонтно-строительное управление" Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан зарегистрировано право хозяйственного ведения на Мастерскую, Нежилое, 1 - этажный, подвал, общая площадь 489,50 кв.м., инв. N 80:401:002:000002830:000:20000, лит. Б, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Бессонова, 2 "б" и на административное здание, нежилое, 2-этажный, общей площадью 366,10 кв.м., инв. N 80:401:002:000002830:0001:20000, лит. А., расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Бессонова, 2 "Б" инв. N 348772. Существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы.
29.02.2008 ООО СМК "Баштерра" направило письмо главе Администрации городского округа, согласно которого просила предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: РБ г. Уфа, Советский район, ул. Бессонова, 2 "б", общей площадью 2925 кв.м.
02.04.2008 года ГУ ФРС по РБ уведомило ООО СМК "Баштерра" и МУП "Ремонтно-строительное управление" Советского района городского округа г Уфа РБ об исправлении технической ошибки в записях, допущенной при государственной регистрации прав, по делу правоустанавливающих документов, согласно которым записи о праве муниципальной собственности городского округа города Уфы прекращены, техническая ошибка исправлена.
Полагая, что государственная регистрация права хозяйственного ведения произведена с нарушением действующего законодательства, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, как принятое с нарушением норм процессуального и материального права.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу указанной нормы для признания недействительными действий (бездействия) государственных органов требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемых действий закону и нарушения данными действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу п. 5 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1, 5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в судебном порядке могут быть оспорены отказ в государственной регистрации и (или) уклонение от нее, а также само зарегистрированное право.
Оспаривание акта государственной регистрации прав по правилам, определенным гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возможно, если оно не связано с оспариванием основания возникновения права.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, по смыслу названной статьи Закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации.
Из содержания предъявленного Администрацией в арбитражный суд заявления следует, что заявителем оспаривается не правильность производства органом по государственной регистрации действий по регистрации права (порядка регистрации), а само зарегистрированное право, поскольку в основание требований положен довод об отсутствии решения собственника о закреплении спорного объекта на праве хозяйственного ведения за лицом, чье право было зарегистрировано.
Поскольку Администрация ссылается на отсутствие оснований для регистрации права, данный спор имеет гражданско-правовой характер и подлежит рассмотрению в порядке искового производства, тогда как заявителем предъявлено требование в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ к лицу, не являющемуся надлежащим ответчиком по иску об оспаривании зарегистрированного права.
Доказательств того, что действиями регистрирующего органа по регистрации права (вне связи с фактом возникновения у МУП "Ремонтно-строительное управление" права хозяйственного ведения на спорное имущество) нарушены какие-либо права администрации в области экономической и иной хозяйственной деятельности заявителем не представлено.
Доказательств нарушения регистрирующим органом при проведении регистрационных действий требований Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" так же не представлено.
Согласно имеющейся в деле расписке в получении документов представителем МУП "РСУ", учреждению юстиции на государственную регистрацию права хозяйственного ведения были представлены: акт приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение предприятия от 03.08.1998 г., постановление главы Администрации Советского района г. Уфы РБ N 1731 от 16.07.1998, выписка из ЕГРЮЛ от 20.08.2007, кадастровый план земельного участка N 2255/07-02-0209 от 01.08.2007, выданного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан, письмо N 11-20//888 от 13.03.2007, Постановление главы администрации г. Уфы РБ N 2497 от 07.06.2002 г., решение арбитражного суда РБ от 28.06.2007, технический паспорт от 12.07.2007 года, выданный филиалом ФГУП "Ростехинвентарихация" по Республике Башкортостан.
При проведении правовой экспертизы, представленных документов, государственная регистрация права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимого имущества в силу п. 1 и 2 ст. 19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" была приостановлена, так как имелись расхождения в характеристиках объекта, а также необходимо было предоставить документ, подтверждающий изменение почтового адреса объекта, и справку об идентификации объектов недвижимости.
13.09.2007 года МУП "РСУ" в регистрирующий орган представлено заявление о внесении в ЕГРП записи об изменениях.
Дополнительно представленные документы были оценены регистрирующим органом как необходимые и достаточные для государственной регистрации права на объект. В силу наличия требуемых Законом документов, оснований для отказа, приостановления государственной регистрации прав у регистрирующего органа не имелось.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Администрации городского округа г. Уфа, отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оплаченная госпошлина при подаче иска в размере 2000 рублей, а также госпошлина оплаченная УФРС по РБ и ООО СМК "Баштерра" при подаче апелляционных жалоб относится на истца.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2008 по делу N А07-5645/2008 отменить.
В удовлетворении заявления Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан по регистрации права хозяйственного ведения за МУП "Ремонтно-строительное управление" Советского района городского округа г. Уфы Республики Башкортостан на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Бессонова, 2 "б", литеры А и Б, как противоречащие ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отказать.
Взыскать с Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в пользу Управления федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан и ООО СМК "Баштерра" госпошлину по апелляционным жалобам по 1000 рублей каждому.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.П.Ермолаева |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-5645/2008
Истец: Администрация ГО г. Уфа
Ответчик: УФРС по Республике Башкортостан
Третье лицо: Снарский М.К., ООО СМК "Баштерра", МУП "РСУ Советского района городского округа г. Уфы, КУМС Администрации городского округа г. Уфы, КУМС администрации ГО г. Уфа, ИП Снарский Михаил Клементьевич
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9616/08-С6
24.12.2008 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-5645/08
13.10.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6546/2008
09.10.2008 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-5645/08