г. Челябинск
08 октября 2008 г. |
N 18АП-6671/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Уфимцевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 августа 2008 года по делу N А76-6642/2008 (судья Н.А. Кунышева), при участии от закрытого акционерного общества "ТГИ - Транс" - Щипицына Я. В. (доверенность от 19.05.2008 б/н), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска - Зарубиной А. В. (доверенность от 10.04.2008 N 03-21/5972),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ТГИ-Транс" (далее - ЗАО "ТГИ - Транс", налогоплательщик, общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Челябинска (далее - ИФНС России по Ленинскому району г.Челябинска, налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо):
1) о признании недействительным решения N 840 от 22.04.2008 в части доначисления в карточку расчетов с бюджетом налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) ЗАО "ТГИ-Транс" по сроку уплаты 20.06.2007 суммы в размере 82135 руб. (п. 2.1 решения); предложения ЗАО "ТГИ-Транс" зачесть из переплаты НДС по сроку уплаты 20.06.2007 сумму в размере 82135 руб. (п. 3.1 решения); внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 4 решения); недопущения подобных нарушений (п. 5. решения).
2) о взыскании с налогового органа судебных издержек на оплату услуг представителя в сумме 15 000 руб. (т.1 л.д. 7).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11.08.2008 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд неправильно истолковал нормы закона и не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает неверным вывод суда о том, что для применения нулевой ставки по НДС обязательным условием является оказание услуг (выполнение работ) в отношении экспортируемого товара, а также о том, что налоговое законодательство не содержит обязательного требования, что одной из сторон по договору обязательно должен быть экспортер.
ЗАО "ТГИ - Транс" в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Поясняет, что представленные в налоговый орган документы имеют все необходимые реквизиты и по содержанию отвечают требованиям статей 164, 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Считает необоснованным вывод налогового органа о том, что представленный пакет документов не позволяет установить связь между ЗАО "ТГИ - Транс" и экспортируемым товаром. Данная связь прослеживается по квитанциям о приеме груза, договором аренды N 22А/06 от 30.11.2006 между ЗАО "ТГИ - Транс" и ЗАО "Актор - Транс", поручением N 407/1 на отгрузку экспортных грузов.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей налогового органа и налогоплательщика, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка по вопросам обоснованности и правомерности применения по НДС нулевой налоговой ставки и налоговых вычетов по экспортным поставкам за октябрь 2007 года и по вопросу превышения налоговых вычетов по НДС по внутреннему рынку над суммой налога, исчисленной к уплате за октябрь 2007 года.
По результатам рассмотрения акта проверки от 05.03.2008 N 1617 (т. 1 л.д. 19 - 41) налоговым органом принято решение N 840 от 22.04.2008 (т.1 л.д.42 - 51) об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности ввиду отсутствия события налогового правонарушения (п.1.1 решения), о доначислении в карточку расчетов с бюджетом налогоплательщика по НДС ЗАО "ТГИ-Транс" по сроку уплаты 20.06.2007 сумму в размере 82135 руб. (п. 2.1 решения). В указанном решении налогоплательщику также предложено зачесть из переплаты НДС по сроку уплаты 20.06.2007 сумму в размере 82135 руб. (п. 3.1 решения), внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 4 решения), не допускать подобных нарушений (п. 5. решения).
Налогоплательщик не согласился с пунктами 2.1, 3.1, 4, 5 решения инспекции и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в вышеуказанной части.
Принимая решение об удовлетворении требований налогоплательщика, суд первой инстанции установил, что налогоплательщиком соблюден порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, оказываемые транспортные услуги непосредственно связаны с реализацией товаров, помещенных под таможенный режим экспорта. Товар, в отношении которого обществом осуществлялись работы, фактически вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, как того требует пункт 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд пришел к выводу, что общество представило полный пакет документов, предусмотренный пунктом 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, выполненные обществом работы (услуги) подпадают под действие абзаца 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
Также суд указал, что налоговым органом установлена переплата обществом налога на добавленную стоимость по карточке лицевого счета в сумме 13102495 руб. по сроку уплаты 20.06.2007. На дату составления акта проверки 05.03.2008 и вынесения оспариваемого решения 22.04.2008 переплата составляет - 30947091 руб., и превышает сумму доначисленного налога (стр. 9 решения налогового органа, т. 1 л. д. 50). Руководствуясь разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 42 Постановления от 28.02.2001 N 5, суд пришел к выводу, что при наличии переплаты, перекрывающей сумму доначисленного налога, предложение уплатить обществу НДС в сумме 82135 руб. или зачесть из имеющейся переплаты неправомерно.
На основании представленных заявителем документов, подтверждающих размер понесенных им расходов на услуги представителя, и в соответствии со статьями 65, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал обоснованными расходы заявителя в сумме 6500 руб. и взыскал их с налогового органа.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги) подлежат обложению НДС по налоговой ставке 0 процентов.
Правомерность применения налоговой ставки 0 процентов подтверждается направлением в налоговый орган документов в соответствии со статьей 165 Кодекса, а именно: контрактом (копией контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг); выпиской банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке; грузовой таможенной декларацией (ее копией) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Перечень документов, приведенный в пункте 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим.
В соответствии со статьями 168 и 169 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации услуг по транспортировке перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога, выставив счет-фактуру с указанием соответствующей налоговой ставки - 0 процентов. В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.11.2007 N7205/07, налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Из материалов дела усматривается, что заявителем был заключен договор N ЕТК/ТГИТ-01/06 от 29.12.2006 с ООО "Евразийский Трубопроводный Консорциум" (т.1 л.д. 53 - 58), предметом которого является оказание услуг по организации перевозок грузов ООО "Евразийский Трубопроводный Консорциум" по железным дорогам Российской Федерации в собственном, арендованном или принадлежащем на ином законном основании ООО "ТГИ-Транс" подвижном составе - полувагоны, в направлениях и в объемах, указанных в приложении к договору.
Пунктом 1.2 дополнительного соглашения N 29 от 28.05.2007 к договору N ЕТК/ТГИТ-01/06 от 29.12.2006 (т.1 л.д.59-60) предусмотрена обязанность ЗАО "ТГИ-Транс" организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг по железнодорожным перевозкам труб большого диаметра по маршрутам: ст. Навашино Горьковской ж.д. - ст. Новый Порт Эксп. Октябрьской ж.д.; и ст. Новый Порт Эксп. Октябрьской ж.д. -Лена Восточно-Сибирской ж.д.
В качестве доказательства факта оказания налогоплательщиком услуг, предусмотренных договором N ЕТК/ТГИТ-01/06 от 29.12.2006, маршрута следования и номенклатуры экспортируемого груза судом обоснованно приняты копии квитанций о приеме груза (т.1 л.д. 66-107), акт N 144 от 31.05.2007 (т.1 л.д. 111) и документ-основание к акту (т.1 л.д. 110). Из указанных документов следует, что груз со станции Навашино Горьковской ж.д. проследовал до станции Новый порт Октябрьской ж.д. в вагонах, принадлежащих ЗАО "ТГИ-Транс" на праве аренды по договору N22А/06 от 30.11.2006, получатель груза ОАО "Морской порт С.-Петербург" (т.1 л.д.119-122).
В качестве документов, подтверждающих фактический вывоз товаров в таможенном режиме экспорта, судом обоснованно приняты: грузовые таможенные декларации N 11474976 и N 11474973 с указанием пункта отправки - Перу и отметкой таможни "Выпуск разрешен" (т.1 л.д. 61-62); поручение на отгрузку экспортируемых товаров N 407/1 с указанием порта выгрузки (CALLAO, PERU) и отметками получателя груза ОАО "Морской порт С.-Петербург" и Балтийской таможни - "Погрузка разрешена" (т.1 л.д. 63-64); спецификации к поручению N 407/1 с указанием номеров вагонов; коносамент N 201 на перевозку экспортируемого товара с указанием порта разгрузки (CALLAO, PERU).
Оплата услуг налогоплательщику ООО "Евразийский трубопроводный консорциум" по договору от 29.12.2006 подтверждена платежным поручением N 925 от 05.06.2007, выпиской с расчетного счета ОАО "Внешторгбанк" по состоянию на 06.06.2007 (т.1 л.д.108-109).
Таким образом, суд первой инстанции, оценив согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность имеющихся в деле доказательств, пришел к правильному выводу о том, что услуги по организации и сопровождению перевозки осуществлялись заявителем в отношении экспортируемого товара и им соблюдены все требования, установленные статьями 164, 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС.
На основании указанного суд первой инстанции установил, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права налогоплательщика, и в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к обоснованному выводу о признании оспариваемого решения N 840 от 22.04.2008 недействительным в части пунктов 2,1, 3.1, 4, 5.
Довод налогового органа в оспариваемом решении и апелляционной жалобе о том, что из представленного налогоплательщиком пакета документов невозможно установить связь между оказанными услугами и экспортом является необоснованным, поскольку основан на ошибочном толковании действующего законодательства и не находит подтверждения в материалах дела.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации перечень работ (услуг), облагаемых по ставке 0 процентов не является исчерпывающим. Налогообложению по этой ставке подлежат также иные подобные работы (услуги), критерий определения которых указан в абзаце 1 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации: непосредственная связь с производством и реализацией экспортируемых и импортируемых товаров. Как указывалось, суд первой инстанции установил, что услуги по организации и сопровождению перевозки осуществлялись налогоплательщиком в отношении экспортируемого груза. Налоговое законодательство не содержит обязательного требования о том, что одной из сторон по договору обязательно должен быть экспортер.
Совокупность вышеизложенных обстоятельств свидетельствует о том, что доводы налогового органа противоречат фактическим обстоятельствам, опровергаются материалами дела и основаны на ошибочном толковании законодательства о налогах и сборах, а потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 августа 2008 года по делу N А76-6642/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.В. Чередникова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6642/2008
Истец: ЗАО "ТГИ-Транс"
Ответчик: ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6671/2008