г. Челябинск |
|
15 октября 2008 г. |
Дело N А76-9957/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарём судебного заседания Уфимцевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 августа 2008 года по делу N А76-9957/2008 (судья Т.Н. Васильева),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска (далее - ГУ УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска, управление, пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес - Строй - Индустрия" (далее - ООО "Бизнес - Строй - Индустрия", общество, страхователь, заинтересованное лицо) о взыскании штрафа за нарушение срока предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета в размере 10980 руб. 90 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.08.2008 в удовлетворении заявления пенсионного фонда отказано.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что в соответствии со статьями 8, 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные службы Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, сведения индивидуального персонифицированного учета о каждом работающем у него застрахованном лице. Заинтересованным лицом указанная обязанность исполнена не надлежащим образом, сведения персонифицированного учета направлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда лишь 12.03.2008.
Заявитель считает, что материалы проверки были рассмотрены начальником управления в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в 10-дневный срок - 29.04.2008. Тем самым вывод суда о необеспечении возможности участия страхователя в процессе рассмотрения материалов проверки и нарушении управлением пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несостоятелен. Кроме того, неявка извещенного надлежащим образом страхователя или его представителя не лишает возможности рассмотреть акт в их отсутствие. Доказательства извещения общества о времени рассмотрения материалов проверки были представлены управлением и приобщены к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и заинтересованного лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 12.03.2008 ООО "Бизнес - Строй - Индустрия" направило в ГУ УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска сведения индивидуального персонифицированного учета за 2007 год, то есть после 1 марта 2008 года.
По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, выразившегося в непредоставлении в установленный срок сведений персонифицированного учета за 2007 год, 24.03.2008 составлен акт камеральной проверки N 31 (л.д. 5). В акте страхователю указано явиться в управление для участия в рассмотрении материалов проверки 14.04.2008. Экземпляр акта камеральной проверки направлен в адрес общества, что подтверждается копией списка на отправление заказной корреспонденции (л.д. 6) и копией квитанции об отправке (л.д. 6).
На основании акта камеральной проверки 29.04.2008 начальником управления рассмотрены материалы проверки и принято решение N 14, которым общество привлечено к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета за расчетный период 2007 года в виде штрафа в размере 10980 руб. 90 коп. (л.д. 7 - 8).
Предложение об уплате штрафа в добровольном порядке, указанное в решении N 14 от 29.04.2008 и требовании от 29.04.2008, оставлено обществом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ГУ УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия процессуальных нарушений при привлечении заинтересованного лица к ответственности.
В силу статей 1, 8, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон) общество является страхователем и обязано предоставлять в территориальные органы страховщика сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи Федерального закона правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Внебюджетные фонды пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 34.1). Следовательно, положения статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат применению к данным правоотношениям.
Согласно пункту 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов указанных требований может явиться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (пункт 6 указанной статьи).
Как усматривается из материалов дела, согласно акту камеральной проверки от 24.03.2008 рассмотрение материалов проверки назначено на 14.04.2008. Материалы проверки фактически рассмотрены и вынесено решение по результатам их рассмотрения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете 29.04.2008 в отсутствие представителя общества. Об изменении даты рассмотрения материалов проверки общество не извещено.
Таким образом, заинтересованное лицо не было уведомлено о рассмотрении материалов проверки по факту нарушения законодательства 29.04.2008, то есть о времени, дате и месте рассмотрения материалов проверки.
Следовательно, решение от 29.04.2008 N 14 вынесено с нарушением положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу пункта 6 указанной статьи несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество не было извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки 29.04.2008, что управление лишило его возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, представить письменные объяснения и возражения по выявленному правонарушению и, следовательно, нарушило права общества.
Доказательств соблюдения требований, установленных статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, при вынесении оспариваемого решения управлением не представлено.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что им была обеспечена возможность участия страхователя в процессе рассмотрения материалов проверки, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 августа 2008 года по делу N А76-9957/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.В. Чередникова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9957/2008
Истец: ГУ - УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска
Ответчик: ООО "Бизнес-Строй-Индустрия"
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6861/2008