г. Челябинск |
|
"14" октября 2008 г. |
Дело N А76-8467/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Чередниковой М.В., Бояршиновой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления внутренних дел г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2008 по делу N А76-8467/2008 (судья Забутырина Л.В.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии" - Шевкунова А.А.(доверенность б/н от 23.06.2008), от управления внутренних дел г. Челябинска - Халаимова А.В. (доверенность N 8 от 08.09.2008),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии" (далее - общество, ООО "Транспортные технологии", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления внутренних дел г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, управление, УВД г. Челябинска) от 25.06.2008 N 74 АА 000646 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. ч.1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 400 000 руб.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, считает, что судом нарушены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы указал на то, что факт нарушения обществом п.5.1.9 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранспорта Российской Федерации от 08 августа 1995 г. N 73 в части отсутствия у водителя в момент осуществления перевозки опасного груза маршрута движения, представляет собой существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в области безопасности дорожного движения, поэтому правонарушение не является малозначительным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии" зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией МНС России по Центральному району г. Челябинска 23.12.2004 за основным государственным регистрационным номером 1047424556585, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 74 N 002188645.
В соответствии с уставом основными видами деятельности общества являются, в том числе деятельность грузового транспорта, транспортная обработка грузов и хранение, организация перевозок грузов (л.д. 22-32).
01.01.2006 между ОАО "Завод ЖБИ Агрострой" (арендодателем) и ООО "Транспортные технологии" (арендатором) заключен договор аренды автотранспорта, в соответствии с условиями которого, арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение пользование технически исправное средство: автомобиль модели ГАЗ 5312-01 рег.N А480 КН 74 на срок до 31.12.2011 (л.д. 20).
Указанное транспортное средство прошло проверку, предусмотренную в маргинальных номерах 10282/10283 приложения В к ДОПОГ, и отвечает предъявляемым требованиям для допущения его к международной дорожной перевозке опасных грузов, предусмотренных в классах ЛВЖ 3.1 (1203, 3.3) 1202, что подтверждается свидетельством о допущении к перевозке транспортных средств, перевозящих некоторые опасные грузы, выданным ГИБДД УВД Курчатовского района 27.11.2007 сроком действия до 30.04.2008 17.06.2008 срок действия свидетельства был продлен до 30.10.2008 (л.д.13).
В соответствии с приказом директора общества от 17.05.2008 водитель Семенов А.Н. на основании полученного свидетельства от 17.05.2008 N 1217202 о подготовке водителей транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, был допущен к перевозке опасных грузов. Срок действия свидетельства до 17.05.2011 (л.д. 10-12).
17.06.2008 водитель Семенов А.Н. в соответствии с путевым листом грузового автомобиля N 758 осуществлял перевозку опасного груза на автомобиле ГАЗ 5312 г.н. N А480КН (л.д. 53).
17.06.2008 в отношении водителя Семенова АН. сотрудником ГИБДД УВД по г.Челябинску составлен протокол об административном правонарушении 74 АУ 063585 по факту перевозки водителем автомобиля - бензовоза (цистерна) опасного груза по N ООН 1202 - дизтопливо по недействительному маршруту перевозки опасных грузов (просроченному), в путевом листе отсутствует запись в графе особые отметки запись ООН 1202, чем нарушен п. 23.4 Правил дорожного движения (далее - ПДД), ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ (л.д. 7).
Маршрут перевозки опасного груза был изъят, что подтверждается протоколом изъятия от 17.06.2008.
19.06.2008 сотрудником ГИБДД УВД по г.Челябинску составлен протокол 74 АА169624 об административном правонарушении по факту нарушения обществом п.5.1.9 Правил перевозки опасного груза, в связи с отсутствием у водителя автомобиля ГАЗ 531201 г.н. N А480КН74 действующего маршрута перевозки опасного груза, отсутствием в путевом листе в графе "Особые отметки" номера по ООН опасного груза, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ (л.д. 8).
В протоколе указано место и время рассмотрения дела об административном правонарушении - 25.06.2008 18.00.
25.06.2008 Заместителем командира полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД по г. Челябинску вынесено постановление 74 АА 000646 по делу об административном правонарушении, которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 т. 12.21.2 КоАП РФ, общество подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в сумме 400 000 руб. (л.д. 9).
Считая постановление УВД г.Челябинска незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для привлечения общества к административной ответственности ввиду его малозначительности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п.2.1, 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утверждены Приказом МТ РФ 08.08.1995 N 73, согласованы МВД РФ 20.10.1994, МЧС РФ 28.02.1995, Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации 02.11.1994, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 31.10.1994) (далее - Правила перевозки опасных грузов) разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372 и определяют основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов.
В силу п.1.5. Правил перевозки опасных грузов опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" и ОПОГ распределяются на классы, в числе которых класс 3 -легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ).
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико - химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы по ГОСТ 19433-88.
В соответствии с п.1.6. Правил перевозки опасных грузов к опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико - химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433-88, далее по тексту "особо опасные грузы" (Приложение 7.2).
В соответствии с п.2.6.1. Правил перевозки опасных грузов разработка маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку.
Выбранный маршрут в силу п. 2.6.2 Правил перевозки опасных грузов подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГАИ МВД России в следующих случаях: при перевозке "особо опасных грузов"; при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.)); при перевозке, выполняемой колонной более 3-х транспортных средств, следуемых от места отправления до места назначения.
Согласованный с подразделениями ГАИ МВД России маршрут транспортировки действителен на срок, указанный в разрешении. В случаях, когда такой срок не указан (за исключением случаев, указанных в п. 2.6.2), опасный груз может перевозиться по согласованному маршруту в течение 6 месяцев со дня согласования (п.2.6.7. Правил перевозки опасных грузов).
Первый экземпляр согласованного маршрута перевозки хранится в ГАИ МВД России, второй - в автотранспортной организации, третий - находится во время перевозки груза у ответственного лица, а при его отсутствии - у водителя (п.2.6.9. Правил перевозки опасных грузов).
Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ письмом от 15.02.2007 N 13/2-21 в целях совершенствования деятельности Госавоинспекции по контролю за перевозками опасных грузов предложил исключить из практики требование об обязательном согласовании с подразделениями Госавтоинспекции маршрутов перевозки опасных грузов, не являющихся "особо опасными", за исключением их перевозки колонной более 3-х транспортных средств (л.д.48).
В соответствии с п. 2.8.1. Правил перевозки опасных грузов система информации об опасности (СИО) включает в себя следующие основные элементы: информационные таблицы для обозначения транспортных средств; аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий; информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице; специальную окраску и надписи на транспортных средствах.
Организация СИО в силу п. 2.8.2 Правил перевозки опасных грузов в соответствии с требованиями настоящих Правил возлагается на автотранспортные организации, выполняющие перевозки опасных грузов, и грузоотправителей (грузополучателей).
Аварийная карточка системы информации об опасности заполняется организацией - изготовителем опасного груза по единой форме и прилагается в дополнение к путевому листу.
Аварийная карточка должна находиться у водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы. В случае сопровождения опасного груза ответственным лицом - представителем грузоотправителя (грузополучателя) (см. п. 2.3.5) - аварийная карточка должна находиться у него.
В соответствии с п.2.8.3. Правил перевозки опасных грузов в случае возникновения инцидента при перевозке опасных грузов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществляются согласно указаниям, приведенным в аварийной карточке, или коду экстренных мер по информационной таблице СИО.
Согласно п.2.8.4. Правил перевозки опасных грузов полная идентификация перевозимого опасного груза осуществляется согласно нумерации по списку ООН, имеющейся в информационной таблице и аварийной карточке системы информации об опасности, а также в заявке (разовом заказе) на перевозку этого груза.
Приложение 7.3 к Правилам перевозки опасных грузов содержит перечень опасных грузов, допущенных к перевозкам автомобильным транспортом, с указанием наименования опасного груза, номер вещества по списку ООН, класс, подкласс опасного груза, номер класса, подкласса, характеризующий дополнительный вид опасности.
В соответствии с указанным приложением дизельное топливо относится классу 3 опасного груза, имеет номер вещества по списку ООН 1202.
Приложение 7.1 к Правилам перевозки опасных грузов содержит классификацию опасных грузов по характеру и степени опасности, в соответствии с которым к 3 Классу относятся легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61 град. C и ниже.
Приложение 7.2 к Правилам перевозки опасных грузов содержит перечень групп "особо опасных грузов" по ГОСТ 19433-88.
Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, в соответствии с п. 5.1.9. Правил перевозки опасных грузов должен иметь при себе следующие транспортные документы: лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой "Перевозка ОГ"; путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой "Опасный груз", выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе "Особые отметки" N опасного груза по списку ООН; свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов; аварийную карточку системы информации об опасности; товарно - транспортную накладную; адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.
Приложение 7.11 к Правилам перевозки опасных грузов содержит образцы транспортной документации, в том числе бланк маршрута перевозки опасного груза.
Материалами дела подтвержден факт нарушения обществом п. 5.1.9 Правил перевозки опасных грузов в части отсутствия действующего маршрута опасного груза.
Согласно толкованию ч.2 ст. 2.1. КоАП РФ объективную сторону данного правонарушения образует противоправное действие. Противоправность поведения заявителя подлежит оценке с точки зрения нарушения установленных правом требований, конкретных элементов его поведения, поддающихся внешнему контролю и имеющих социальное значение. При этом необходимо учитывать характер самого деяния (действие или бездействие), способ его совершения и, как следствие, действительный или возможный негативный результат.
Установленные факты свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Правил перевозки опасных грузов.
Между тем, согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению.
Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд первой инстанции, установив факт совершения вменяемого обществу правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ правомерно пришел к выводу о его малозначительности.
Арбитражный апелляционный суд с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания (отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям, непричинение вреда третьим лицам), а также характер правонарушения, отсутствие вредных последствий, также полагает, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, а потому считает обоснованным применение судом первой инстанции ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности ООО "Транспортные технологии".
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2008 по делу N А76-8467/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу УВД по г. Челябинску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8467/2008
Истец: ООО "Транспортные технологии"
Ответчик: Управление внутренних дел г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6348/2008