г. Челябинск |
|
"14" октября 2008 г. |
Дело N А76-7216/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Чередниковой М.В., Бояршиновой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2008 по делу N А76-7216/2008 (судья Ваганова В.В.), при участии: от муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" - Плаксина М.Ю. (доверенность N 1 от 28.02.2007); от государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" - Зинченко В.С. (доверенность N 05/960 от 20.05.2008);
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Челябинские коммунальные тепловые сети" (далее - заявитель, МУП "ЧКТС", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - ГК ЕТО, заинтересованное лицо) от 04.05.2008 N 06/860 в открытии дела об установлении экономически обоснованного тарифа на услуги МУП "ЧКТС" в 2009 году методом экономически обоснованных расходов (затрат) на основании заявления МУП "ЧКТС" от 30.04.2008 N 619.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не указал, какие именно нормы законодательства нарушены заинтересованным лицом.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил ее доводы, просит оставить без изменения решение суда, считает, что отсутствие документов о государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП "ЧКТС" на теплотрассы, переданные от Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, не могут являются причиной отказа в открытии дела.
В судебном заседании представители поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела муниципальное унитарное предприятие "Челябинские тепловые коммунальные сети" зарегистрировано Администрацией г. Челябинска 02.12.1996 за регистрационным номером 6916, юридическому лицу присвоен основной государственный регистрационный номер 1037402537875, и в соответствии с лицензией N 65-ЭТ-001334 (К), срок действия с 30.11.2004 по 30.11.2009, осуществляет деятельность по эксплуатации: приёму, передаче, распределению тепловой энергии; техническому обслуживанию и ремонту тепловых сетей.
Данная деятельность осуществляется путем оказания услуг по передаче через тепловые сети, находящиеся на балансе МУП "ЧКТС", тепловой энергии от ОАО "ТГК-10" (ОАО "УТСК") непосредственно к потребителям (абонентам) г. Челябинска.
Письмом N 698 от 30.04.2008 с приложением документов, указанных в перечне, МУП "ЧКТС" обратилось с заявлением в ГК ЕТО по Челябинской области об открытии дела по установлению экономически обоснованного тарифа на услуги МУП "ЧКТС" в 2009 году (л.д. 6).
ГК ЕТО по Челябинской области извещением N 06/860 от 04.05.2008 отказало МУП "ЧКТС" в открытии дела по установлению экономически обоснованного тарифа на услуги МУП "ЧКТС" в 2009 году, по тем основаниям, что в нарушение установленного порядка предприятие не представило акты приёма-передачи тепловых сетей к договору о закреплении на праве хозяйственного ведения N П-83/102 от 23.08.2005 и соглашениями о внесении дополнений и изменений в данный договор.
Считая отказ заинтересованного лица незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
При этом арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса России Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть признано незаконным в случае его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" (далее - Закон) государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Предельные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются Правительством Российской Федерации и вводятся в действие с начала года. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. При регулировании тарифов на тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за тепловую энергию.
Постановлением Правительства РФ N 516 от 22.08.2003 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию" право ежегодно определять максимальные и предельно минимальные уровни тарифов делегировано федеральному органу исполнительной власти в области государственного регулирования.
На основании п.2, п.3, п. 66 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), к регулирующим органам относятся Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. Тарифы (размер платы) и (или) их предельные уровни на услуги, оказываемые на розничном рынке тепловой энергии организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, относятся к регулируемым тарифам (ценам). Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
Статьей 6 Закона установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов. Согласно п. 7 Положения о Государственном комитете "Единый тарифный орган Челябинской области", утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 N 477, в функции Комитета, в том числе, входит установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования (п.8).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N130-э утвержден Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности) (далее - Регламент), который определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением тарифов, а также принятия решений по указанным вопросам.
В соответствии с п.18 Регламента для установления тарифов (цен) организация, осуществляющая регулируемую деятельность направляет на имя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов письменное заявление об открытии дела по установлению тарифов (цен), подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя. К заявлению прилагаются материалы (в подлиннике или заверенных заявителем копиях), согласно перечню, установленному пунктом 10 Правил регулирования тарифов, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что требования п.18 Регламента были выполнены заявителем в необходимом объеме.
В соответствии с п. 20 Регламента, в случае, если представленные документы не соответствуют требованиям, указанным в пунктах 18, 19 настоящего Регламента, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов имеет право возвратить заявителю документы на доработку с письменным указанием оснований, по которым они возвращаются.
На основании п. 21 Регламента по результатам рассмотрения заявления руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (лицо, исполняющее обязанности руководителя) принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела. Единственным основанием для отказа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в открытии дела об установлении тарифов является отсутствие каких-либо материалов либо их части, предусмотренных настоящим Регламентом.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заинтересованного лица о том, что при подаче заявления для установления тарифов заявителю необходимо предоставить в регулирующий орган правоустанавливающие документы, в том числе акты приема - передачи имущества, поскольку указанные документы не включены в перечень материалов, прилагаемых к заявлению об открытии дела по установлению тарифов, установленный пунктом 10 Правил регулирования тарифов, следовательно, у заявителя не возникает обязанность предоставить регулирующему органу при подаче заявления для установления тарифов правоустанавливающие документы.
Согласно п.19 Регламента при рассмотрении дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются положения пунктов 7 - 10, 13 настоящего Регламента.
В соответствии с п. 13 Регламента ФСТ России вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.
Таким образом, у заинтересованного лица имелась установленная законом возможность запросить у предприятия дополнительные документы.
На основании изложенного правильным является вывод суда первой инстанции о несоответствии отказа в открытии дела по установлению тарифов (цен) Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке и Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности) утверждённому Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N130-э. Данный отказ может нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2008 по делу N А76-7216/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" - без удовлетворения.
Взыскать с государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-7216/2008
Истец: МУП "Челябинские коммунальные тепловые сети"
Ответчик: Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области"
Кредитор: ИФНС РФ по Центральному району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6696/2008