город Ростов-на-Дону |
дело N А32-2902/2010 |
12 апреля 2011 г. |
15АП-1966/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция строительства МЖК"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2011 г. по делу N А32-2902/2010
принятое в составе судьи Лесных А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дирекция строительства МЖК"
к Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края
об оспаривании постановления N 002/158 от 24.12.2009 г. о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дирекция строительства МЖК" (далее - ООО "Дирекция строительства МЖК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления N 002/158 от 24.12.2009 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Решением суда от 17.01.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Дирекция строительства МЖК" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 17.01.20011 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что управление не обладает полномочиями требовать от общества внесения изменений в его бухгалтерскую документацию. Полученные от дольщиков денежные средства фактически отражены в балансе.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая, что в бухгалтерской отчетности общества не отражена информация о суммах обязательств застройщика и участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве. Предписание управления об устранении указанных нарушений, признанное соответствующим Закону в судебном порядке, обществом не исполнено в установленный срок.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От общества и управления поступили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением по надзору в области долевого строительства Краснодарского края в ходе проверки представленной ООО "Дирекция строительства МЖК" бухгалтерской отчетности за 4 квартал 2008 года, 1 и 2 квартал 2009 года установлено, что в форме бухгалтерской отчетности N 1 "Бухгалтерский баланс" на отчетные даты: 31.12.2008г., 31.03.2009 г. и 30.06.2009 г. не раскрыта информация о суммах обязательств застройщика и участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика.
По результатам проверки управлением вынесено предписание от 15.09.2009г. N 83-2510/09-14 об устранении нарушений законодательства о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, которым на общество возложена обязанность в срок до 30.10.2009 г. предоставить в управление бухгалтерские балансы на 31.12.2008 г., 31.03.2009 г. и 30.06.2009 г., раскрыв в них информацию о суммах обязательств застройщика и участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве.
По факту неисполнения предписания управления от 15.09.2009 г. в установленный в нем срок в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 03.12.2009 г., на основании которого вынесено постановление от 24.12.2009 г. N 002/158 о привлечении ООО "Дирекция строительства МЖК" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб.
Считая постановление управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с Законом N 214-ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее контролирующий орган).
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.12.2007 г. N 1191 функциями соответствующего уполномоченного органа на территории Краснодарского края наделено Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края.
Контролирующий орган вправе направить застройщикам предписание об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и определить сроки устранения таких нарушений.
Выставленное соответствующим органом в пределах своей компетенции предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации презюмируется законным, пока иное не будет установлено вступившим в законную силу решением суда по заявлению лица, оспорившего соответствующее предписание.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующему органу предоставлено право ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 г. N 645, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных этими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовую) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1.2. Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной Приказом ФСФР от 30.11.2006 г. N 06-137/пз-н, предусмотрена необходимость отражения информации, необходимой для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, формируемой на основании данных его бухгалтерского учета, в бухгалтерской отчетности застройщика.
Аналитический учет активов и обязательств должен обеспечить получение необходимой информации у застройщика по каждому участнику долевого строительства и договорам долевого строительства, связанным с привлечением денежных средств (включая жилищные сертификаты) участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по активам застройщика, считающимся находящимися в залоге, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства и обязательствам участников долевого строительства перед застройщиком по внесению платежей в предусмотренный договором период, об оплате жилых помещений после завершения и признании выручки от продажи.
В силу п. 2.2 названной Инструкции при расчете нормативов оценки финансовой устойчивости используется в том числе информация об общей сумме обязательств застройщика и сумме обязательств участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве. При этом обязательства застройщика перед участником долевого строительства определяются исходя из цены договора участия в долевом строительстве.
Основанием для вынесения управлением предписания от 15.09.2009г. N 83-2510/09-14 послужило неотражение обществом "Дирекция строительства МЖК" в представленной контролирующему органу бухгалтерской отчетности сведений об обязательствах застройщика и участников долевого строительства.
Предписание управления от 15.09.2009г. N 83-2510/09-14 было обжаловано обществом в судебном порядке в рамках дела N А32-48860/2009. Суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о законности предписания управления, указав, что обязанность застройщика отражать в бухгалтерской отчетности сведения об обязательствах застройщика и дольщика установлена нормативно (Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, и Инструкцией о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика). Сумма обязательств участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве используется при расчете нормативов оценки финансовой устойчивости общества как застройщика и участника долевого строительства. На основе этой информации лица, рассматривающие вопрос о долевом участии в проводимом обществом строительстве дома, в том числе получают представление о финансовой устойчивости общества, данный показатель для потенциальных участников долевого строительства может быть решающим при принятии решения о внесении или невнесении денежных средств в строительство.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку при рассмотрении дела N А32-48860/2009 участвовали те же лица, что и по настоящему делу, судебные акты по указанному делу имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
ООО "Дирекция строительства МЖК" не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
Судебной коллегией не принимаются доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у заинтересованного лица полномочий требовать от общества внесения исправления в документы бухгалтерской отчетности и невозможности внесения указанных изменений, поскольку указанные доводы были предметом оценки в рамках дела об оспаривании законности предписания и обосновано отклонены судами двух инстанций.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения.
Неисполнением законного предписания управления заявитель посягает на общественные отношения в сфере порядка управления, игнорируя, как застройщик, обязательные для исполнения указания органа по надзору в области долевого строительства.
При таких обстоятельствах, основания к отмене обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2011 г. по делу N А32-2902/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5242/2008
Истец: ИП Вовк В.В., Вовк В.В., Вовк Владимир Васильевич
Ответчик: МИФНС России N 3 по Челябинской области
Третье лицо: ООО "Уралпромснаб"
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6177/2008