г. Челябинск |
|
10 ноября 2008 г. |
Дело N А07-12671/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Костина В.Ю., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Башинформсвязь" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2008 по делу N А07-12671/2008 (судья Валеев К.В.), при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций - Домрачеева Ю.В. (доверенность N94 от 10.09.2008); от открытого акционерного общества "Башинформсвязь" - Понитковой Н.А. (доверенность N240 от 26.12.2007),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Республике Башкортостан (далее - заявитель, управление Россвязохранкультуры) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Башинформсвязь" (далее - ОАО "Башинформсвязь") к административной ответственности в соответствии с ч.3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), за осуществление деятельности с нарушением лицензионных условий.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан 16.09.2008 заявленные требования удовлетворены, ОАО "Башинформсвязь" привлечено к административной ответственности в соответствии с ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.
ОАО "Башинформсвязь" не согласилось с решением арбитражного суда и обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что основания привлечения ОАО "Башинформсвязь" к административной ответственности отсутствовали, так как отсутствовали событие и состав правонарушения. Полагает, что выставление счета не является услугой связи. ОАО "Башинформсвязь" не может быть субъектом административной ответственности за несоблюдение п.115 Правил, поскольку оказание услуг междугородней и международной связи осуществляется не ОАО "Башсвязьинформ". Суд в решении не указал, какие положения лицензионных условий, норм права были нарушены обществом. Суд не определил объект и объективную сторону данного правонарушения. Полагает, что протокол об административном правонарушении был составлен без его надлежащего извещения. Из материалов дела, по мнению ОАО "Башинформсвязь", невозможно также точно установить дату совершения административного правонарушения.
В дополнениях к апелляционной жалобе ОАО "Башинформсвязь" дополнительно ссылается на несоответствие выявленного нарушения предмету проводимой управлением проверки и на нарушение судом первой инстанции (в связи с не исследованием акта проверки) Административного регламента федеральной службы в сфере связи по исполнению государственной функции по осуществления лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, а также контроля за соблюдением установленных лицензионных требований и условий. Полагает, что нормативными актами не установлен запрет на объединение счетов за оказанные пользователю местные, внутризоновые, междугородные и международные телефонные соединения. Считает протокол об административном правонарушении составленным с нарушением закона, поскольку он не содержит достоверной даты выявления правонарушения.
В судебном заседании представитель ОАО "Башинформсвязь" на доводах апелляционной жалобы и дополнения к ней настаивал.
Представитель управления Россвязьохранкультуры в судебном заседании против апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Башинформсвязь" имеет лицензию N 43417 на предоставление услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, со сроком действия до 02.08.2011.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Республике Башкортостан в связи с обращением гражданки Ханафиной А.Ф. в период с 30.07.2008 по 20.08.2008 проводилась проверка деятельности ОАО "Башинформсвязь" в области оказания услуг связи. Проверка проводилась в пределах полномочий, предоставленных заявителю Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110 "Об утверждении порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи", в связи с чем содержащиеся в апелляционной жалобе возражения относительно наличия у заявителя соответствующей компетенции в части проведения контрольных мероприятий представляются несостоятельными.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Башинформсвязь" осуществляет деятельность с нарушениями лицензионных требований. В том числе выявлены нарушения п.5 Условий осуществления деятельности, предусмотренных лицензией N 434117, а также пунктов 114 и 115 Правил оказания услуг местной, внутризоновой связи, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310 (далее - Правила), а именно - выставление абонентам единых счетов за услуги местно, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи. Итоги проверки отражены в акте проверки деятельности в области связи N 43417-02-05-0386 от 20.08.2008.
Телеграммой от 20.08.2008 законный представитель ОАО "Башинформсвязь" приглашен в управление Россвязьохранкультуры 22.08.2008 для принятия решения о наличии в действиях ОАО "Башинформсвязь" административного правонарушения. Телеграмма вручена ОАО "Башинформсвязь" 20.08.2008. Поскольку текст телеграммы позволяет однозначно определить причину приглашения законного представителя ОАО "Башинформсвязь" в управление Россвязьохранкультуры, не может быть принят судом довод апелляционной жалобы о составлении протокола об административном правонарушении 22.08.2008 при отсутствии надлежащего извещения ОАО "Башинформсязь".
По результатам проверки в отношении ОАО "Башинформсвязь" без участия его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ от 22.07.2008. В соответствии с протоколом правонарушение выразилось в нарушении п.5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 43417, ввиду невыполнения требований п.п.114 и 115 Правил, выразившегося в выставлении абонентам единого счета за услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, что повлекло нарушение п.119 Правил, так как разнесение произведенной абонентом оплаты по всем услугам ведет к возникновению у него общего долга и приостановление доступа абонента ко всем услугам телефонной связи. Протокол составлен управлением Россвязьохранкультуры в пределах полномочий, предоставленных ему ч.3 ст.28.2 КоАП РФ.
27.08.2008 управление Россвязохранкультуры обратилось с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по подведомственности в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.1 ст.29 Закона N 126-ФЗ, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В силу п. 1, 2 ст. 44 Закона N 126-ФЗ, на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 43417, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с Правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ.
Пункты 114 и 115 Правил содержат требования, предъявляемые соответственно к счетам, выставляемым абонентам за услуги местной, а также за услуги внутризоновой или (и) междугородной и международной телефонной связи.
В соответствии с пунктом 118 указанных Правил, в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных Федеральным законом "О связи", настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи до устранения нарушения, уведомив об этом абонента.
Согласно пункту 119 Правил, оператор связи вправе приостановить оказание абоненту только тех услуг телефонной связи, по которым этим абонентом допущены нарушения требований, указанных в пункте 118 указанных Правил.
Как следует из материалов дела и не отрицается ОАО "Башинформсвязь", между Ханафиной А.Ф. и ОАО "Башинформсвязь" заключен договор на предоставление услуг телефонной связи. Ввиду выставления ОАО "Башинформсвязь" в адрес Ханафиной А.Ф. единых счетов на оплату услуг местной и внутризоновой связи за период с апреля 2008 года по июнь 2008 года, без определения размера задолженности по этим видам связи в отдельности, в указанный период за Ханафиной А.Ф. числилась общая задолженность по состоянию на 01.04.2008 - в сумме 712,71 руб., по состоянию на 01.05.2008 - в сумме 821,51 руб., по состоянию на 01.06.2008 - в сумме 829,56 руб., и по состоянию на 01.07.2008 - 819,56 руб. Наличие указанной задолженности послужило основанием для полного отключения Ханафиной А.Ф. телефонного соединения в период с 25.07.2008 по 28.07.2008.
Поскольку ОАО "Башинформсвязь", имея лицензию на оказание услуг местной телефонной связи, осуществляет такую лицензируемую деятельность с нарушением лицензионных требований, представляется несостоятельным содержащийся в апелляционной жалобе довод об отсутствии у ОАО "Башинформсвязь" признаков субъекта правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, а также об отсутствии в его действиях объективной стороны этого правонарушения.
Учитывая, что допущенное ОАО "Башинформсвязь" правонарушение характеризуется активными действиями этого лица, и доказательств невозможности неосуществления им таких действий в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о доказанности вины ОАО "Башинформсвязь" в совершении вмененного ему правонарушения (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Указанные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности вывода суда первой инстанции относительно наличия в действиях ОАО "Башинформсвязь" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Мотивировочная часть решения суда первой инстанции содержит сведения о начале и окончании срока полного отключения телефонного соединения Ханафиной А.Ф. (с 25.07.2008 по 28.07.2008), подтверждаемые заявлением Ханафиной А.Ф. от 24.07.2008 и письмом ОАО Башинформсвязь от 18.08.2008 N 3526, в связи с чем довод апелляционной жалобы о неустановлении судом даты совершения правонарушения является неоснованным на материалах дела.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на необоснованное указание в протоколе об административном правонарушении даты выявления нарушения - 19.08.2008 принимается судом, поскольку доказательств, подтверждающих факт выявления правонарушения именно в это время, материалы дела не содержат.
Между тем, это обстоятельство не свидетельствует о незаконности составления протокола об административном в целом, а следовательно, не является основанием для его исключения из числа доказательств по делу.
На основе анализа материалов дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о подтверждении факта совершения административного правонарушения привлекаемым лицом, о наличии достаточных оснований для составления протокола, а также о наличии соответствующей компетенции у административного органа. Оснований для переоценки таких выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2008 по делу N А07-12671/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Башинформсвязь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12671/2008
Истец: Управление РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРЫ
Ответчик: ОАО "Башинформсвязь"
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7063/2008