г. Челябинск
18 ноября 2008 г. |
N 18АП-7453/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бабкиной С.А., судей Сундаревой Г.А., Серковой З.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.09.2008 по делу N А76-7665/2008 (судья Тиунова Т.В.), при участии: от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска - Хафизова Ф.Ф. (доверенность от 16.07.2008),
УСТАНОВИЛ
Инспекция Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г.Новокузнецка (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска (далее - ответчик) о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы от 07.03.2008 за основным государственным регистрационным номером 2087451021975; обязании исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о государственной регистрации изменений.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в деле участвуют ООО "Универсал-Информ" и Помелов Ю.А.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с названным решением, налоговый орган подал апелляционную жалобу. Просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие его представителя. Податель апелляционной жалобы указал, что юридическим лицом при регистрации предоставлены не соответствующие действительности сведения о своем месте нахождения, что подтверждается произведенным осмотром места нахождения по адресу государственной регистрации (Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул.Циолковского, 4). В ходе осмотра установлено отсутствие названной организации по адресу государственной регистрации, то есть имеется несоответствие сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в отношении которых заявитель дал гарантии достоверности.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г.Новокузнецка - без удовлетворения. Ответчик проводить правовую экспертизу документов неправомочен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители налогового органа, третьих лиц не явились.
С учетом мнения ответчика и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие их представителей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04.07.2005 ООО "Универсал-Информ" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска за основным государственным регистрационным номером 1027402918366 (л.д. 7-12).
Решением N 2 единственного учредителя ООО "Универсал-Информ" от 27.02.2008 (л.д. 18-19) в том числе изменено местонахождение общества (654041, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Циолковская д.4); Помелов Ю.А. выведен из состава учредителей общества; в состав учредителей общества введен Лопарев А.М.;
29.02.2008 ООО "Универсал-Информ" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, приложив весь пакет документов, предусмотренный законом (л.д. 17-25). В связи с чем 07.03.2008 ответчиком принято решение N 902 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (л.д. 26).В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись N 20874551021975 (л.д. 9).
21.03.2008 заявитель в адрес учредителя общества - Лопарева А.М. направил письмо N 16-05-33/02607 о том, что в связи со сменой адреса исполнительного органа общество поставлено на регистрационный налоговый учет в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г.Новокузнецка, однако в ходе проведенной проверки установлено, что по адресу, указанному в учредительных документах, исполнительный орган не находится, в связи с чем просил Лопарева А.М. явиться для дачи пояснений по вопросу местонахождения исполнительного органа ООО "Универсал-Информ" (л.д. 32).
25.03.2008 налоговым органом в адрес ООО "Универсал-Информ" было направлено свидетельство о постановке на учет общества (л.д. 30), которое возвращено почтовым органом в адрес Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г.Новокузнецка по причине "отсутствие адресата по указанному адресу" (л.д. 31).
Проведенным 25.03.2008 осмотром установлено, что по адресу: г.Новокузнецк, ул. Циолковского, 4 ООО "Универсал-Информ" не находится, названное нежилое помещение принадлежит ОАО "Пингвин", в аренду ООО "Универсал-Информ" помещения не сдавались (л.д. 29).
Полагая, что ответчиком в нарушение требований закона осуществлена государственная регистрация изменений вносимых в учредительные документы юридического лица на основании недостоверных сведений, Инспекция Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г.Новокузнецка обратилась с названными требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Правовые основы регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129 ФЗ (далее - Закон).
Федеральная налоговая служба в лице территориальных органов является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющая государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 2 Закона, Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506).
Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица, в том числе должно определяться и место его нахождения.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ).
Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (ст. 52 ГК РФ).
Согласно ст. 1 Закона под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах, а потому государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является неотъемлемой частью понятия государственной регистрации юридических лиц и не требует отдельного полномочия налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 8 Закона).
В соответствии со ст. 18 Закона государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об оплате государственной пошлины.
В силу подпунктов "а" и "б", пункта 1 статьи 23 Закона отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества.
Изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Федерального закона для регистрации общества.
В рассматриваемом случае изменения в учредительные документы общества относительно адреса его места нахождения зарегистрированы на основании пакета документов, представленных заявителем в соответствии с требованиями Закона (л.д. 17-25).
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона за представление недостоверных сведений заявители несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 той же статьи в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Таким образом, с учетом того, что признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах и - обязании исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о государственной регистрации изменений в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице, законодательством не предусмотрены, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения данного заявления.
Кроме того, в силу статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ налоговому органу предоставлено право исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц.
Ссылка заявителя на то, что по месту нахождения юридического лица по адресу: 654041, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, д.4 общество не находится, отклоняется, так как результаты проведенных налоговым органом мероприятий по проверке нахождения организации по юридическому адресу не свидетельствует о недостоверности документов, представленных на регистрацию.
Поскольку при принятии обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права применены правильно, решение суда первой инстанции законно и отмене не подлежит.
Доводы подателя апелляционной инстанции, которые также были предметом исследования суда первой и которым дана надлежащая правовая оценка отклоняются, ввиду их несостоятельности. Следует также отметить, что заявителем не указаны нарушения, которые допустил суд первой инстанции при принятии судебного акта, фактически заявитель повторил доводы заявления, не указав, что нарушено судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции повторно произвел оценку обстоятельств и считает принятый судебный акт законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.09.2008 по делу N А76-7665/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г.Новокузнецка - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
С.А. Бабкина |
Судьи |
З.Н. Серкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-7665/2008
Истец: ИФНС России по Куйбышевскому району г. Новокузнецка Кемеровской области
Ответчик: ИФНС РФ по Советскому району г. Челябинска
Третье лицо: Помелов Юрий Анатольевич, ООО "Универсал-Информ"
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7453/2008