г. Челябинск
01 декабря 2008 г. |
N 18АП-6831/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2008
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпусенко С.А., судей Махровой Н.В., Рачкова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хрипиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения администрации Металлургического района г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 августа 2008 по делу N А76-6736/2008 (судья Костарева И.В.), при участии: от Управления социальной защиты населения администрации Металлургического района г. Челябинска - Волковой О.А. (удостоверение 54 от 29.09.2008, доверенность N 80234-У от 18.09.2008), общества с ограниченной ответственностью "Доверие-3" - Яшкевич С.М. (доверенность N 5/3 от 05.03.2008), Министерства социальных отношений Челябинской области - Макаровой Г.Я. (удостоверение N 1228, доверенность N14-ю от 01.11.2007), Министерства финансов Российской Федерации - Бузутовой А.А. (удостоверение 74 N 0016, доверенность N 08-04-2/9449 от 29.12.2007);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Доверие-3" (далее - ООО "Доверие-3", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Металлургического района г. Челябинска (далее - Управление соцзащиты Металлургического района г. Челябинска, ответчик 1), Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - Минсоцотношений Челябинской области, ответчик 2), Министерству финансов Челябинской области (далее - Минфин Челябинской области, ответчик 3), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик 4) о возмещении убытков в виде расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья, за февраль 2008 в сумме 65 583 рубля 68 копеек, обосновывая требования ст. ст. 12, 15, 307-310, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.08.2008 исковые требования удовлетворены. Убытки в виде расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья, за февраль 2008 в сумме 65 583 рубля 68 копеек, а также расходы по государственной пошлине в размере 2 467 рублей 51 копейка взысканы с Управления соцзащиты Металлургического района г. Челябинска. В иске к Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области, Министерству финансов Российской Федерации отказано.
В апелляционной жалобе Управление соцзащиты Металлургического района г. Челябинска просит решение суда отменить, в иске ООО "Доверие-3" отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на то, что при вынесении решения судом не принято во внимание то обстоятельство, что Управление соцзащиты Металлургического района г. Челябинска не имеет собственных средств на возмещение расходов организациям, реализующим населению жилищно-коммунальные услуги, так как основной целью Управления соцзащиты является формирование системы мер по защите интересов льготных и малообеспеченных категорий населения. Предъявленная истцом ко взысканию сумма в размере 65 583 рубля 68 копеек представляет собой НДС, который согласно ст. 154 Налогового кодекса РФ при определении суммы субвенций (субсидий) предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком (в данном случае истцом) льгот, предоставляемых отдельным гражданам в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитывается. Управление соцзащиты полагает, что истцу обоснованно компенсировались фактические расходы, связанные с предоставлением льгот, за вычетом НДС, так как меры социальной поддержки невозможно приравнять к правоотношениям, возникающим из купли-продажи, которыми, по сути, являются оказываемые истцом жилищно-коммунальные услуги, а доходы от продажи ресурсов и услуг, возникающие при оказании жилищно-коммунальных услуг, включаются в налогооблагаемую базу для расчета НДС. Кроме того, Управление соцзащиты не вправе использовать финансовые средства, предназначенные для осуществления переданных государственных полномочий, не по целевому назначению, в связи с чем не представляется возможным возмещение расходов по оплате каких-либо налогов за счет средств бюджета.
Управление социальной защиты населения представило дополнительную апелляционную жалобу, в которой указало, что заявки на перечисление финансовых средств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ООО "Доверие-3" за февраль 2008, выполнены, денежные средства перечислены ООО "Доверие-3" согласно повторно выставленным истцом счетам-фактурам, то есть без НДС.
ООО "Доверие-3" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также истец в отзыве пояснил, что обязанность возмещения расходов организаций, реализующих населению жилищно-коммунальные услуги, связанные с предоставлением льгот, возложена на органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Челябинской области Постановлениями Губернатора Челябинской области от 25.01.2008 N 20, 13.08.2007 N 251, 29.03.2006 N 80, 03.02.2005 N 29. Данными постановлениями предусмотрено, что расчет сумм расходов, связанных с предоставлением льгот производится исходя из утверждаемых в установленном порядке цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги. Истцом с Управлением соцзащиты заключены договоры, по условиям которых последнее обязано возмещать расходы, связанные с предоставлением льгот, в соответствии с предоставленными отчетными документами и в пределах объема финансирования текущих расходов, выделяемых из областного бюджета. Истец является налогоплательщиком, которым применяется упрощенная система налогообложения (УСНО), при которой при расчете стоимости оказываемых услуг налог на добавленную стоимость (НДС) в стоимость не включается, поэтому ссылка Управления соцзащиты на гл. 21 Налогового кодекса РФ, регламентирующей порядок начисления и уплаты НДС, неправомерна. ООО "Доверие-3" применяет принятые в установленном порядке тарифы, в которых уже учтены все налоги в соответствии с действующим законодательством, следовательно, и в сумму возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья, НДС не включен.
В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу ООО "Доверие-3" указало, что источники финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья, указаны в договорах, заключенных истцом с Управлением соцзащиты, к которым относятся Федеральный фонд компенсаций и областной фонд компенсаций.
Министерство социальных отношений Челябинской области представило мнение по апелляционной жалобе, в котором указало, что судом первой инстанции неверно истолкованы нормы Налогового кодекса РФ. То обстоятельство, что истец применяет упрощенную систему налогообложения, выражается в замене предусмотренной кодексом совокупности налогов одним налогом, включающим в себя и НДС. Суммы, получаемые из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не является объектом налогообложения по НДС независимо от выбора налогоплательщиком какой-либо системы налогообложения. Министерство социальных отношений полагает, что поскольку НДС является общим режимом налогообложения, он учтен в тарифах, принятых в установленном порядке, поэтому сумма, подлежащая возмещению истцу, в любом случае должна быть уменьшена на сумму НДС.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Челябинской области не явился.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Министерства финансов Челябинской области.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между ООО "Доверие-3" и Управлением соцзащиты Металлургического района г. Челябинска 23.01.2008 заключены договоры N 3/ф-11(д3)108, N 3/в-12(д3)108, N 3/р-13(д3)108, N 3/вд-14(д3)108, предметом которых, в том числе, является возмещение Управлением соцзащиты за счет субвенций, выделяемых на реализацию льгот, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья, установленных Федеральным законом "О ветеранах", Указом Президента РФ N 1235 от 15.10.1992 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделения особого риска", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законом Челябинской области "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", Законом Челябинской области "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области", Законом Челябинской области "О дополнительных мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" (л.д. 6-13).
05.02.2008 между ООО "Доверие-3" и Управлением соцзащиты Металлургического района г. Челябинска заключен договор N 3/втЧО-15(д3)108, по которому Управление соцзащиты возмещает ООО "Доверие-3" за счет субвенций, выделяемых на реализацию льгот, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья, установленных Законом Челябинской области "О звании "Ветеран труда Челябинской области" (л.д. 14-15).
По условиям вышеуказанных договоров возмещение сумм расходов ООО "Доверие-3", связанных с предоставлением социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, производится ежемесячно в соответствии с установленными постановлением Губернатора области лимитами бюджетных обязательств, выделяемыми из Федерального фонда компенсаций, исходя из утверждаемых в установленном порядке тарифов (ставок, цен) на жилищно-коммунальные услуги без включения налога на добавленную стоимость.
Суммы возмещения расходов определяются дополнительными соглашениями, подписанными сторонами - участниками договоров и являющимися неотъемлемой частью договоров.
Перечисление сумм возмещения расходов, определенных дополнительными соглашениями, производится Управлением соцзащиты на счет ООО "Доверие-3" на основании следующих документов: ведомостей учета лиц, которым предоставлена скидка; сводных ведомостей учета категорий лиц, которым предоставлена скидка; дополнительных соглашений; актов сверки между Управлением соцзащиты и ООО "Доверие-3" по возмещению расходов; счетов-фактур на перечисление сумм возмещения расходов, представляемых ООО "Доверие-3" в Управление соцзащиты.
Между ООО "Доверие-3" и Управлением социальной защиты населения Металлургического района г. Челябинска 05.03.2008 подписаны дополнительные соглашения к договорам N 3/ф-11(д3)108, N 3/в-12(д3)108, N 3/р-13(д3)108, N 3/вд-14(д3)108, в которых определены суммы расходов, подлежащих возмещению (л.д. 27, 29, 31, 33, 40).
ООО "Доверие-3" Управлению соцзащиты направлены счета-фактуры для возмещения расходов по оплате жилья и коммунальных услуг: N 1-2 от 03.03.2008 на сумму 221 324 рубля 46 копеек без НДС (л.д. 16), N 1-5 от 03.03.2008 на сумму 143 870 рублей 35 копеек без НДС (л.д. 18); N 1-3 от 03.03.2008 на сумму 26 944 рубля 17 копеек без НДС (л.д. 20); N 1-3 от 03.03.2008 на сумму 1 605 рублей 09 копеек без НДС (л.д. 22); N 1-4 от 03.03.2008 на сумму 36 194 рубля 25 копеек без НДС, всего на общую сумму 429 938 рублей 32 копейки.
Управление соцзащиты представленные истцом счета-фактуры на возмещение расходов, связанных с реализацией льгот, не приняло со ссылкой на п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации, указав, что средства федерального и областного бюджета, направляемые на возмещение организациям данных расходов, подлежат расчету без включения сумм НДС (л.д. 43).
На основании указанного требования ООО "Доверие-3" произвело перерасчет подлежащих возмещению расходов, исключив 18% (размер НДС), и повторно выставило счета-фактуры на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг: N 1-2 от 05.03.2008 на сумму 187 563 рубля 24 копейки по Федеральному закону (л.д. 26), N 1-5 от 05.03.2008 на сумму 121 924 рубля 03 копейки по Закону "О мерах социальной поддержки ветеранов Челябинской области" (л.д. 28); N 1-1 от 05.03.2008 на сумму 22 834 рубля 04 копейки по Закону "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (л.д. 30); N 1-3 от 05.03.2008 на сумму 1 360 рублей 24 копейки по Закону "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов Челябинской области" (л.д. 32); N 1-4 от 05.03.2008 на сумму 30 673 рубля 09 копеек по Закону "О звании "Ветеран труда", итого на общую сумму 364 354 рубля 64 копейки (л.д. 34).
Управлением соцзащиты платежными поручениями N 41 от 26.03.2008, N 905 от 31.03.2008, N 904 от 31.03.2008, N 903 от 31.03.2008, N 255 от 01.04.2008 (л.д. 35-39) перечислены денежные средства ООО "Доверие-3" на возмещение расходов по жилищно-коммунальным услугам за февраль 2008 по договорам N 3/ф-11(д3)108, N 3/в-12(д3)108, N 3/р-13(д3)108, N 3/вд-14(д3)108, N 3/втЧО-15(д3)108 на общую сумму 364 354 рубля 64 копейки.
Считая, что Управление социальной защиты не возместило расходы по жилищно-коммунальным услугам за февраль 2008 в сумме 65 583 рубля 68 копеек, что составляет 18% от возмещенной суммы, ошибочно посчитав их суммой НДС, ООО "Доверие-3" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что требование истца основано на законе, ООО "Доверие-3" не является плательщиком НДС, а потому уменьшение расходов, подлежащих выплате истцу на 18%, неправомерно. При этом суд посчитал правильным взыскать убытки в виде реальных расходов по предоставлению льгот населению по оплате жилья в размере 65 583 рубля 68 копеек с Управления соцзащиты населения Администрации Металлургического района города Челябинска, в удовлетворении иска к остальным соответчикам отказано, поскольку истец не состоит с ними в договорных отношениях.
Выводы суда первой инстанции в части обоснованности заявленных требований являются правильными.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 ГК РФ от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1) оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" были утверждены Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, определяющие основные принципы и методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих цен и тарифов.
В соответствии со статьями 154-156 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений (собственники помещений в многоквартирном доме) вносят плату за жилое помещение (плату за содержание и ремонт жилого помещения) управляющей организации.
Постановлением Правительства N 887 от 02.08.1999 утверждено "Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", по которому субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, имеющими закрепленный за ними государственный жилищный фонд и оказывающими жилищно-коммунальные услуги, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.01.2003 N 32).
Пунктом 7 названного Положения предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги. Распределение субсидий осуществляется пропорционально платежам граждан за жилье и коммунальные услуги в соответствии с платежным документом (счетом-квитанцией). Порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно Положениям, утвержденным Постановлениями Губернатора Челябинской области N 80 от 29.03.2006, N 20 от 25.01.2008, N 29 от 03.02.2005, N 251 от 13.08.2007, о порядке и условиях возмещений организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, возмещение сумм расходов производится исходя из утверждаемых в установленном порядке тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги.
Решением Челябинской городской Думы от 18.12.2007 N 28/8 в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и некоторые законодательные акты Российской Федерации", от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области от 21.09.2007 N 21/2 "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение по муниципальным образованиям Челябинской области на 2008 год" установлена плата за жилое помещение в г. Челябинске на 2008 год.
При этом указаний об утверждении предельного состава затрат на услуги по содержанию и ремонту жилья для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, обслуживаемых жилищными предприятиями, применяющими общий режим налогообложения (с учетом НДС) и упрощенную систему налогообложения (без учета НДС), решение N 28/8 не содержит.
Однако в пункте 2 Примечания к Решению N 28/8 указано, что "в плате за жилое помещение учтены налоги в соответствии с действующим законодательством".
Действующее налоговое законодательство относительно деятельности по управлению многоквартирными домами предусматривает два режима налогообложения: 1) общий, при котором юридические лица уплачивают все установленные Налоговым кодексом РФ налоги при наличии у них соответствующей налогооблагаемой базы; 2) специальный в виде упрощенной системы налогообложения (далее УСНО), который установлен главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.
На основании пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС.
Исходя из положения п. 2 Примечания к Решению N 28/8, а также из норм НК РФ следует, что утвержденные размеры платы Решением N 28/8 применяются любыми организациями вне зависимости от применяемого ими режима налогообложения, которые обязаны соблюдать следующий порядок использования утвержденных размеров плат за содержание и ремонт жилого помещения:
Организация, применяющая общий режим налогообложения:
-обязана предъявить нанимателям и собственникам помещений утвержденный Решением N 28/8 размер платы с учетом НДС путем выделения его обратным счетом, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 168 НК РФ предъявляемая к оплате цена работ, услуг для граждан должна учитывать в своей величине НДС.
-под признанную в соответствии с приказом Минфина России от 06.05.99 N 32-н "Доходы организации ПБУ 9/99" (п. 3) величину дохода (с полученных от граждан платежей) без НДС сформировать расходы соответственно перечня и стоимости соответствующих работ, выполняемых по каждому многоквартирному дому. В состав таких расходов, кроме непосредственных эксплуатационных расходов, которые формируют себестоимость услуг, должны быть включены все подлежащие уплате организацией налоги, в том числе налог на имущество, единый социальный, и налог на прибыль с финансового результата;
Организация, применяющая УСНО:
-обязана предъявить нанимателям и собственникам помещений утвержденный Решением N 28/8 размер платы без выделения НДС, поскольку такая организация не является налогоплательщиком НДС.
-под признанную в соответствии с п. 3 ПБУ 9/99 величину дохода со всей суммы полученных от граждан платежей (без выделения НДС) сформировать расходы соответственно перечня и стоимости соответствующих работ, выполняемых по каждому многоквартирному дому.
В составе таких расходов, кроме непосредственно эксплуатационных расходов, формирующих себестоимость услуг, должен быть включен единый налог, который организация уплачивает вместо НДС, налога на прибыль, ЕСН и налога на имущество. При этом стоимость эксплуатационных расходов по приобретенным товарам, работам, услугам с учетом НДС увеличит себестоимость услуг по управлению многоквартирным домом такой организации на долю уплаченного НДС в соответствии со ст. 346.16 НК РФ.
Таким образом, если управляющие организации, оказывающие услуги управления в одном муниципальном образовании, применяют в расчетах с собственниками и нанимателями жилых помещений одинаковые цены, но применяют разные налоговые режимы, то у каждой из организаций формируются в соответствии с применяемой одинаковой ценой - разная сумма доходов и соответствующая ей разная сумма расходов, формируемая исходя из применяемого каждой из организаций налогового режима.
При этом у организации, применяющей УСНО, нет оснований снизить утвержденные цены на долю НДС, поскольку вместо НДС и еще трех налогов такая организация уплачивает с учетом полученной ею по утвержденной цене суммы доходов единый налог и, кроме того, увеличивает себестоимость своих услуг на сумму НДС, уплаченного ею при приобретении товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления деятельности по управлению.
Если использование организациями, применяющими разные налоговые режимы, одинаковых цен в оплату за жилье собственниками и нанимателями жилых помещений позволяет определять одинаковый размер платы для всех граждан и одинаковый размер платы для льготной категории граждан в соответствии с размером установленной льготы в процентах к общему размеру платы, то порядок определения сумм компенсации таким управляющим организациям выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот гражданам может отличаться в зависимости от установленного порядка компенсации соответствующих выпадающих доходов.
В Челябинской области порядок компенсации управляющим организациям выпадающих доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате за жилое помещение, устанавливается Постановлениями Губернатора Челябинской области, которыми утверждаются соответствующие Положения по каждой категории льгот.
Так, согласно п. 3 Положений о порядке и условиях возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлениями Губернатора Челябинской области от 25.01.2008 N 20, от 13.08.2007 N 251, от 29.03.2006 N 80, от 03.02.2005 N 29 расчет сумм расходов производится исходя из утверждаемых в установленном порядке тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги". При этом п.п. 2, 3, 4 указанных Положений установлено, что организациям, реализующим жилищно-коммунальные услуги, возмещению подлежат связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан суммы соответствующих расходов.
Следовательно, если у организаций, применяющих разные налоговые режимы, расходы формируются в разном порядке, а именно - соответственно применяемому каждой из организаций налоговому режиму, то и сумма расходов, подлежащая возмещению каждой из организаций, будет определяться в разном порядке. Кроме того, п. 2 ст. 154 НК РФ допускается, что суммы бюджетных средств, связанные с компенсацией льгот по отдельным категориям граждан, предоставляемые организациям-налогоплательщикам НДС не подлежат учету в составе налогооблагаемой базы по НДС. Однако, соответствующие суммы бюджетных средств, получаемые организациями, применяющими УСНО, учитываются в целях исчисления такими организациями единого налога.
Таким образом, разная система налогообложения бюджетных средств, связанных с предоставлением льгот гражданам для организаций, применяющих общий режим налогообложения и УСНО, доказывает необходимость учета этого порядка налогообложения при расчете сумм соответствующих бюджетных компенсаций для организаций с разными налоговыми режимами.
В п. 6 Положений о порядке возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлениями Губернатора Челябинской области, указано, что отношения между организациями, реализующими населению жилищно-коммунальные услуги, и органами социальной защиты по поводу возмещения организациям связанных с предоставлением льгот расходов, регулируются договором.
Из договоров, заключенных 23.01.2008 между ООО "Доверие-3" и Управлением соцзащиты Металлургического района г. Челябинска N 3/ф-11(д3)108, N 3/в-12(д3)108, N 3/р-13(д3)108, N 3/вд-14(д3)108, договора N 3/втЧО-15(д3)108 от 05.02.2008, следует, что возмещение сумм расходов ООО "Доверие-3", связанных с предоставлением социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, производится ежемесячно в соответствии с установленными постановлением Губернатора области лимитами бюджетных обязательств, выделяемыми из Федерального и областного фонда компенсаций, исходя из утверждаемых в установленном порядке тарифов (ставок, цен) на жилищно-коммунальные услуги без включения налога на добавленную стоимость.
Указанными договорами порядок расчета суммы возмещаемых расходов, подлежащих компенсации из бюджета, с учетом применяемых организацией цен, а также финансовых условий формирования каждой из организаций, реализующей услуги льготной категории граждан, своих доходов и расходов в соответствии с применяемым ею налоговым режимом, не установлен.
Как следует из материалов дела, ООО "Доверие-3", являясь управляющей организацией, оказывающей услуги и выполняющей работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО), что подтверждается уведомлением ИФНС по Металлургическому району г. Челябинска N 441 от 24.12.2007 (л.д. 41).
Согласно ответу Управления экономики администрации г. Челябинска N 828/020-5 от 08.08.2008 плата за жилое помещение в городе Челябинске, установленная решением Челябинской городской Думы от 18.12.2007 N 28/8 рассчитана с учетом заключения ОГУП "Челябоблжилкомхоз" по результатам экспертизы экономического обоснования тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг и предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение (постановление Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области"). В состав затрат включены суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке: федеральные налоги, региональные налоги и сборы, местные налоги (л.д. 78).
По сообщению Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" N 01/975 от 22.05.2008 в расчете оплаты жилья, установленной Решением Челябинской городской Думы от 18.12.2007 N 28/8, для ООО "Доверие-3", применяющего упрощенную систему налогообложения и являющегося плательщиком единого налога, НДС не присутствует (л.д. 44).
При расчете сумм расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, подлежащих возмещению, ООО "Доверие-3" применяло размер платы (тарифа) за жилое помещение, установленный решением Челябинской городской Думы от 18.12.2007 N 28/8, без включения НДС для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Из первоначально выставленных ООО "Доверие-3" на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг счетов-фактур: N 1-2 от 03.03.2008 на сумму 221 324 рубля 46 копеек (л.д. 16), N 1-5 от 03.03.2008 на сумму 143 870 рублей 35 копеек (л.д. 18); N 1-3 от 03.03.2008 на сумму 26 944 рубля 17 копеек (л.д. 20); N 1-3 от 03.03.2008 на сумму 1 605 рублей 09 копеек (л.д. 22); N 1-4 от 03.03.2008 на сумму 36 194 рубля 25 копеек, всего на общую сумму 429 938 рублей 32 копейки, следует, что стоимость товаров (работ, услуг) истцом указана без НДС.
В результате выставления истцом повторных счетов-фактур от 05.03.2008 на сумму 364 454 рубля 64 копейки с уменьшением первоначально заявленной к возмещению суммы 429 938 рублей 32 копейки на 18% (размер НДС), истцом недополучено 65 583 рублей 68 копеек (429 938 рублей 32 копейки - 364 454 рубля 64 копейки).
Суд апелляционной инстанции считает, что уменьшение на сумму НДС органами социальной защиты населения управляющей организации, применяющей УСНО, сумм выпадающих доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате жилого помещения, рассчитанных с утвержденной органом местного самоуправления единой цены на 1 квадратный метр площади помещений, подлежащей применению управляющими организациями вне зависимости от используемой ими системы налогообложения, не соответствует налоговому законодательству и порядку формирования организациями доходов и расходов, установленному приказами Минфина России от 06.05.99 N 32-н "Доходы организации ПБУ 9/99" и N 33-н "Расходы организации ПБУ 10/99".
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об обоснованности исковых требований ООО "Доверие-3" о взыскании 65 583 рублей 68 копеек, поскольку в плате за жилое помещений для организаций, применяющих УСНО, НДС не присутствует, в связи с чем истцом правомерно заявлены требования о возмещении расходов в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что предъявленная истцом к взысканию сумма в размере 65 583 рубля 68 копеек представляет собой НДС, включение которого в суммы возмещения расходов противоречит ст. 154 Налогового кодекса РФ, так как суммы субвенций не должны включаться при определении налоговой базы, подлежит отклонению по изложенным выше основаниям.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что оказываемые истцом жилищно-коммунальные услуги, по сути, являются правоотношениями купли-продажи, а доходы от продажи ресурсов и услуг, возникающие при оказании жилищно-коммунальных услуг, включаются в налогооблагаемую базу для расчета НДС, несостоятельны, поскольку данная глава 21 Налогового кодекса применяется в отношении налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения и не применяется в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Однако дальнейшие выводы суда первой инстанции о взыскании убытков по предоставлению льгот населению по оплате жилья в размере 65 583 рубля 68 копеек с Управления социальной защиты населения администрации Металлургического района г. Челябинска, состоящего в договорных отношениях с ООО "Доверие-3", и отказе истцу в иске к Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области, Министерству финансов Российской Федерации являются неверными.
В соответствии с законом Челябинской области от 24.11.2005 N 430-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по социальной поддержке отдельных категорий граждан имеют право получать финансовые средства из областного фонда компенсаций, предназначенные для осуществления переданных государственных полномочий.
Руководствуясь статьей 6 вышеназванного закона осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.
Размер субвенций определяется на основании методик расчета размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке отдельных категорий граждан.
Распределение субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного фонда компенсаций, утверждается законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год по каждому муниципальному району, городскому округу.
Возмещение расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки льготным категориям граждан осуществляется за счет средств субвенций Федерального фонда компенсаций и областного фонда компенсаций, выделенных бюджетам различных уровней.
В соответствии с Положением об Управлении социальной защиты населения администрации Металлургического района города Челябинска, утвержденное Постановлением главы администрации Металлургического района от 24.12.2002 N 1530 основной целью деятельности Управления является формирование системы мер по защите интересов льготных и малообеспеченных категорий населения, содействие повышению уровня жизни и снижению социальной напряженности на территории Металлургического района.
Согласно п. 2.2 договоров N 3/ф-11(д3)108 от 23.01.2008, N 3/в-12(д3)108 от 23.01.2008, N 3/р-13(д3)108 от 23.01.2008, N 3/вд-14(д3)108 от 23.01.2008, N 3/втЧО-15(д3)/08от 05.02.2008, заключенных между истцом и УСЗН Металлургического района, заявки на перечисление финансовых средств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ООО "Доверие-3" за февраль 2008 направлены в Управление социального развития администрации г. Челябинска, которым заявки направлены в Министерство социальных отношений Челябинской области для выделения из федерального и областного бюджета соответствующих выплат.
Министерство финансов Челябинской области ежемесячно на основании представленных Министерством социальных отношений Челябинской области документов осуществляет перечисление средств областного бюджета Челябинской области в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Таким образом, Управлением социальной защиты населения Администрации Металлургического района г. Челябинска произведено перечисление финансовых средств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ООО "Доверие-3" за февраль 2008 в полном объеме в соответствии с повторно выставленным истцом счетов-фактур от 05.03.2008, что подтверждается материалами дела (т. 2, л.д.5-14).
При указанных обстоятельствах, с учетом избранного законодателем способа реализации льгот, предусматривающего последующую компенсацию организациям неполученной платы, а также отсутствие у данного ответчика собственных средств на возмещение расходов организациям, реализующим населению жилищно-коммунальные услуги, у суда первой инстанции не было оснований взыскивать с Управления социальной защиты населения Администрации Металлургического района г. Челябинска расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья за февраль 2008 в сумме 65 583 рубля 68 копеек.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части являются обоснованными.
При определении надлежащего ответчика по данному делу суд апелляционной инстанции исходит из следующего. Настоящий спор является спором о взыскании убытков (пункт 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
Согласно пункту 10 статьи 158 БК РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета (абзац 2 части 1 статьи 158 БК РФ).
Министерство финансов Челябинской области согласно Постановления Губернатора Челябинской области N 6 от 23.01.2006 включено в перечень главных распорядителей средств областного бюджета (в ред. Постановлений Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 N 390, от 16.01.2007 N 8, от 12.02.2007 N 50, от 19.03.2007 N 83, от 23.04.2007 N 132, от 21.04.2008 N 126).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает правильным расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья за февраль 2008 года в размере 31 822 рубля 46 копеек, в том числе:
- по договору N 3/в-12(д3)108 от 23.01.2008 в размере 21 946 рублей 32 копеек (субвенции из областного фонда компенсаций, выделяемых на реализацию льгот, установленных Законом Челябинской области "О мерах, социальной поддержки ветеранов в Челябинской области";
- по договору N 3/р-13(д3)108 от 23.01.2008 в размере 4 110 рублей 13 копеек (субвенции из областного фонда компенсаций, выделяемых на реализацию льгот, установленных Законом Челябинской области "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области";
- по договору N 3/вд-14(д3)108 от 23.01.2008 в размере 244 рублей 85 копеек (субвенции из областного фонда компенсаций, выделяемых на реализацию льгот, установленных Законом Челябинской области "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области";
- по договору N 3/Вт ЧО-15-(д3)108 от 05.02.2008 в размере 5 521 рубля 16 копеек (субвенции из областного фонда компенсаций, выделяемых на реализацию льгот, установленных Законом Челябинской области "О звании "Ветеран труда Челябинской области",
взыскать в пользу истца с Министерства финансов Челябинской области за счет казны Челябинской области.
В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделения особого риска", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", расходы на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам и инвалидам ВОВ, лицам, подвергшимся радиационному воздействию, в связи с оплатой жилья и коммунальных услуг, производятся за счет средств федерального бюджета.
Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" и других законов).
Поскольку государство имело финансовое обязательство перед организациями, реализующими населению жилищно-коммунальные услуги, связанные с предоставлением пятидесяти процентной скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, а расходы истца в указанной части остались не возмещенными, суд апелляционной инстанции считает правильным расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья за февраль 2008 года по договору N 3/ф-11(д3)08 от 23.01.02 в размере 33 761 рубль 22 копейки (средства, выделяемые областному бюджету в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций) взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований с Министерства финансов Российской Федерации в размере 1 274 рублей 52 копейки, Министерства финансов Челябинской области в размере 1 192 рубля 99 копеек.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе подлежат взыскании в пользу Управления социальной защиты населения Металлургического района г. Челябинска с Министерства финансов Российской Федерации в размере 500 рублей, с Министерства финансов Челябинской области в размере 500 рублей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 августа 2008 по делу N А76-6736/2008 отменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Доверие-3" о возмещении убытков удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Доверие-3" в возмещение убытков 33 761 рубль 22 копейки, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 1 274 рублей 52 копейки.
Взыскать с Министерства финансов Челябинской области за счет казны Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Доверие-3" в возмещение убытков 31 822 рубля 46 копеек, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 1 192 рубля 99 копеек.
Обществу с ограниченной ответственностью "Доверие-3" в иске к Управлению социальной защиты населения администрации Металлургического района г. Челябинска, Министерству социальных отношений Челябинской области о возмещении убытков отказать.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Управления социальной защиты населения администрации Металлургического района г. Челябинска судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 500 рублей.
Взыскать с Министерства финансов Челябинской области за счет казны Челябинской области в пользу Управления социальной защиты населения администрации Металлургического района г. Челябинска судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6736/2008
Истец: ООО "Доверие-3"
Ответчик: Управление социальной защиты населания администрации Металлургического района г. Челябинска, Министерсто финансов Челябинской области, МИнистерство финансов Челябинской области, Министерство финансов РФ, Министерство социальных отношений Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6831/2008