г. Челябинск |
|
"09" декабря 2008 г. |
Дело N А76-5635/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.08.2008 по делу N А76-5635/2008 (судья Забутырина Л.В.), при участии: от заинтересованного лица - Степанова А.В. (доверенность N 5653-2 от 08.08.2007 до 08.08.2010, удостоверение ГПН N 59616 до 07.11.2013), Пиляк Б.Н. (доверенность N9/379 от 25.01.2007 до 25.01.2010, удостоверение ГПН N 14222 до 15.07.2010),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (деле - заявитель, ОАО "ММК", общество) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными пунктов N N 2, 3, 5, 6, 14, 15, 20, 22, 45, 46, 87, 89, 111, 116, 138, 143, 150, 174, 189, 203, 204, 210, 211, 244, 245, 303, 305, 313, 319, 321, 328, 345, 352, 358, 359, 385, 386, 392, 401, 414, 415, 419, 420, 435 Предписания N32, вынесенного 15.02.2008 Управлением государственного пожарного надзора Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, УГПН ГУ МЧС РФ по Челябинской области, Управление) об устранении нарушений требований пожарной безопасности (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.08.2008 года по настоящему делу заявленные требования частично удовлетворены. Признаны недействительными пункты N N 2, 3, 5, 6, 14, 15, 20, 46, 87, 111, 116, 143, 150, 174, 189, 203, 210, 244, 245, 303, 313, 319, 321, 328, 345, 352, 358, 359, 385, 386, 414, 419 Предписания N32, вынесенного 15.02.2008 Управлением государственного пожарного надзора Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В остальной части требований (в части пунктов NN 22, 45, 89, 138, 204, 211, 305, 392, 401, 415, 420, 435) отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указал, что судом не учтено того, что согласно Правилам пожарной безопасности Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), в частности п. 3 ППБ 01-03 предусматрено, что в целях правового регулирования наряду с указанным нормативным актом, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. При этом в силу п. 1.1. СНиП 31-03-2001 "Производственные здания" (далее - СНиП 31-03-2001), принятых и введенных в действие Постановлением Госстроя РФ от 19 марта 2001 N 20, настоящие нормы и правила должны соблюдаться на всех этапах создания и эксплуатации зданий и помещений класса функциональной пожарной опасности Ф5.1 (по СНиП 21-01): производственные здания, лабораторные здания, производственные и лабораторные помещения и мастерские, в том числе встроенные в здания другой функциональной пожарной опасности.
В соответствии с п.5.13. СНиП 31-03-2001 открывание створок фонарей должно быть механизированным (с включением механизмов открывания у выходов из помещений), дублированным ручным управлением.
Однако п.3 Постановления Госстроя РФ от 19 марта 2001 г. N 20 установлено, что производственные здания и помещения, проектная документация на строительство которых разработана до 01.01.2002 (в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85 и СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы"), могут строиться и вводиться в эксплуатацию по указанной утвержденной в установленном порядке проектной документации без ее корректировки на соответствие требованиям СНиП 31-03-01.
В соответствии с п.71 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517, при изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание по устранению нарушений включаются нарушения требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах, соответствующих новому назначению этих зданий и сооружений.
На момент проектирования и сдачи в эксплуатацию, указанных в данных пунктах объектов, требования действующих на момент ввода в эксплуатацию объектов нормативных документов были соблюдены, изменений функционального назначения объектов или отдельных помещений в них не проводилось.
Заявитель полагает, что замечания Управления по невыполнению п.3 ППБ 01-03, п.5.13 СНиП 31-03-2001 необоснованны.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило ее доводы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, поскольку оно является обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель ОАО "ММК" не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии заявителя.
В отсутствие возражений сторон в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой ответчиком части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав явившихся представителей Управления, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Главным государственным инспектором Челябинской области по пожарному надзору 15.01.2008 издано распоряжение N 1 о проведении мероприятий по надзору. В соответствии с данным распоряжением на основании ст. 6, 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 "О государственном пожарном надзоре" определен состав комиссии для проведения внеплановой проверки с целью надзора за исполнением предписания ГПН N 20 от 06.11.2007 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружения ОАО "ММК" в период с 21 января по 01 февраля 2008 (л.д. 100 т.1).
15 февраля 2008 УГПН ГУ МЧС России по Челябинской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
В результате проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, составлен акт (л.д. 102-131 т.1) и выдано предписание N 32 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Обществу предписано выполнить более 620 мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 6-31 т.1).
Письмом от 26.02.2008 исх. N юрН 0094/1 общество представило Управлению возражения по пунктам N N 2, 3, 4, 6, 5, 14, 15, 20, 22, 23, 24, 31, 36, 37, 44, 45, 46, 65-68, 70, 71, 87, 89, 103, 104, 105, 111, 116, 125, 133,137, 138, 143, 150, 152, 153, 164, 166, 174, 177,189, 191, 203, 204, 205, 210, 211, 218, 226, 227, 232, 244, 245, 248, 254, 258, 292, 303, 305, 313, 319, 321, 328, 330, 331, 352, 358, 359, 364, 369, 373, 385, 386, 392, 395, 399, 401, 402, 413, 414, 415, 418, 419, 420, 427, 435, 433, 435, 519, 520, 532, 533, 535, 537, 540, 551, 555, 560, 566, 573, 577, 618 названного предписания (л.д. 72-76 т.1).
Рассмотрев представленные возражения Управление письмом от 25.03.2008 N 1715-2-31 сообщило обществу о снятии с контроля пунктов N N 4, 36, 37, 65-68, 70, 71, 103, 104, 105, 152, 153, 164, 226, 227, 254, 330, 369, 373, 402, 433. В отношении п. 166 возражения общества приняты, вместе с тем указанные мероприятия рекомендованы для исполнения. В отношении остальных пунктов предписания указано о подтверждении их к исполнению (л.д. 1-2 т.2).
Не согласившись с требованиями, содержащимися в предписании, полагая, что они не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы, общество обратилось в суд с требованием о признании частично недействительным предписания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части пунктов 22, 45, 89, 138, 204, 211, 305, 392, 401, 415, 420, 435 обжалуемого предписания, суд первой инстанции исходил из соответствия в этой части действий Управления по требованию устранения нарушений правил пожарной безопасности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со ст. 1 Закона о пожарной безопасности под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1 Закона).
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1 Закона)
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности -установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (ст. 20 Закона).
На основании ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ППБ 01-03).
В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны в силу п. 4 ППБ 01-03 иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.
В соответствии с п. 10. ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Строительные нормы и правила 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7. В соответствии с п. 1.1. указанных правил данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
В соответствии с п.1. Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N517 (далее - Административный регламент) определяет последовательность и сроки действий (административные процедуры) по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности (далее - государственный пожарный надзор или ГПН).
В силу п. 7 Административного регламента организация и проведение мероприятий по надзору в отношении лиц, указанных в п. 6 настоящего Административного регламента, осуществляются в соответствии с принципами законности и презумпции их добросовестности.
Выполнение административных процедур исполнения государственной функции может быть закончено, в том числе составлением и вручением акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности, возбуждением дела об административном правонарушении; вынесением постановления или решения по делу об административном правонарушении; выдачей предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности (п. 20 Административного регламента).
Форма предписания установлена в приложении N 6 к указанному регламенту. При этом в предписании по устранению нарушений требований пожарной безопасности должны быть указаны вид нарушения требований пожарной безопасности с указанием мероприятия по его устранению и конкретного места выявленного нарушения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с обжалуемыми пунктами N N 22, 45, 89, 138, 204, 211, 305, 392, 401, 415, 420, 435 предписания обществу в производственных корпусах ЛПЦ-3, ЛПЦ-5, ЛПЦ-7, ЛПЦ-8, ЛПЦ-10, цеха покрытий; отделении средних ремонтов, на стоянке локомотивов, вагонном участке, производственном участке электровозного депо Управления железнодорожного транспорта; в сортопрокатном цехе обществу предложено выполнить открывание створок фонарей механизированным (с включением механизмов открывания у выходов из помещений) и дублированным ручным управлением. Указанные требования основаны на положениях п.3 ППБ 01-03, п.5.13 СНиП 31-03-2001.
Доводы заявителя о том, что п.3 ППБ 01-03 предусматривает, что в целях правового регулирования наряду с указанным нормативным актом, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, а на момент проектирования и сдачи в эксплуатацию, указанных в данных пунктах объектов, требования действующих нормативных документов были соблюдены, изменений функционального назначения объектов или отдельных помещений в них не проводилось, поэтому указанные пункты предписания, по мнению заявителя, противоречат п. 71 Административного регламента, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Пункт 71 Приказа МЧС РФ N 517 не противоречит требованиям строительных норм, изложенных в п. 5.13 СНиП 31-03-2001, который предусматривает открывание створок фонарей механизированным способом с дублированным ручным управлением. В п. 1.1 указанного СНиПа предусмотрено, что нормы и правила должны соблюдаться на всех этапах создания и эксплуатации зданий и помещений класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, к которым относится производственный корпус ЛПЦ-5 (п.5.21 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений) (л.д. 78 т.1).
Судом учтено, что общество письмом от 28.07.2008 N РО-335 обращалось к Управлению с просьбой о переносе сроков выполнения пунктов NN 22, 45, 89, 138, 204, 211, 305, 392, 401, 415, 420, 435 предписания на период до 2013 года в соответствии с графиком капитальных ремонтов фонарей по цехам (л.д. 145 Т.1).
На основании п.5.21* СНиП 21-01-97 здания и части зданий - помещения или группы помещений, функционально связанных между собой, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества, в том числе класс Ф5 - производственные и складские здания, сооружения и помещения (для помещений этого класса характерно наличие постоянного контингента работающих, в том числе круглосуточно) - (Ф5.1 Производственные здания и сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские). При этом производственные и складские помещения, в том числе лаборатории и мастерские в зданиях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4, относятся к классу Ф5.
В порядке п. 1.1. СНиП 31-03-2001 "Производственные здания" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 19 марта 2001 г. N 20) настоящие нормы и правила должны соблюдаться на всех этапах создания и эксплуатации зданий и помещений класса функциональной пожарной опасности Ф5.1 (по СНиП 21-01): производственные здания, лабораторные здания, производственные и лабораторные помещения и мастерские, в том числе встроенные в здания другой функциональной пожарной опасности.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что при установленных обстоятельствах открывание створок фонарей должно быть механизированным (с включением механизмов открывания у выходов из помещений), дублированным ручным управлением, поскольку это предусмотрено действующим п. 5.13 СНиП 31-03-2001.
В порядке, установленным п. 71 Административного регламента, при изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание по устранению нарушений включаются нарушения требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах, соответствующих новому назначению этих зданий и сооружений.
Суд первой инстанции на основании анализа приведенных норм действующего законодательства правильно пришел к выводу о необоснованности требований заявителя в части признания недействительными пунктов N N 22, 45, 89, 138, 204, 211, 305, 392, 401, 415, 420, 435 предписания, указав также на то, что невозможность выполнения указанных пунктов в сроки, установленные предписанием, не может свидетельствовать об их незаконности, поскольку вопрос об изменении сроков выполнения противопожарных мероприятий решается в ином предусмотренном законодательством порядке.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.08.2008 по делу N А76-5635/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5635/2008
Истец: ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"
Ответчик: Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7930/2008