г. Челябинск
23 декабря 2008 г. |
N 18АП-7972/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бабкиной С.А., судей Ершовой С.Д., Сундаревой Г.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения Администрации Ленинского района г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.10.2008 по делу N А76-9605/2008 (судья А.П.Скобелкин), при участии: от Управления социальной защиты населения Администрации Ленинского района г. Челябинска представителя Фахргалиевой Т.Н. (паспорт, доверенность N 203 от 02.07.2008); от муниципального унитарного предприятия "ГорЭкоЦентр" представителя Трофименко Е.С. (паспорт, доверенность N 186 от 01.11.2008),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "ГорЭкоЦентр" (далее - МУП "ГорЭкоЦентр", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Администрации Ленинского района г. Челябинска (далее - Управление, ответчик) об урегулировании разногласий по пункту 3.1. договоров (типовых) N N 264, 265, 266, 267, 268 от 18.03.2008 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан за услугу вывоз твердо- бытовых отходов, принять пункт 3.1. договоров в редакции ответчика: "3.1. Возмещение сумм расходов "Организации", связанных с предоставлением льгот по оплате за вывод твердых бытовых отходов производится ежемесячно в объеме финансирования из средств областного бюджета, исходя из утвержденных в установленном порядке тарифов (ставок, цен), с учетом налога на добавленную стоимость" (л.д.7 т-1).
Определением суда от 13.08.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Министерство социальных отношений Челябинской области (л.д.118 т-1).
Решением суда от 10.10.2008 исковые требования удовлетворены. Пункт 3.1. договоров N N 264,265,266,267,268 от 18.03.2008 принят в редакции МУП "ГорЭкоЦентр".
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на неправильное толкование судом первой инстанции норм закона. Применяя ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) и относя предоставление мер социальной поддержки к объекту налогообложения по налогу на добавленную стоимость судом не принят во внимание п.2 ст.154 НК РФ . Денежные средства, получаемые предприятием из бюджета и являющиеся субвенциями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных предприятием убытков, вызванных применением убыточных (льготных) цен на услуги по вывозу твердых бытовых отходов, не связаны с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг) и не должны включаться в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость (далее- НДС). Возмещение расходов организациям в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан не является оплатой (реализацией) товаров (работ, услуг), возмещение осуществляется в пределах средств, выделяемых из бюджета в виде субвенций. При вынесении решения судом не исследовалось Положение об Управлении, утвержденное Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Челябинска от 18.11.2002 N 845, согласно которому основной целью деятельности управления является формирование системы мер по социальной защите интересов льготных и малообеспеченных категорий населения, содействия повышению уровня жизни и снижению социальной напряженности на территории ленинского района. Управление не может быть надлежащим ответчиком по делу, решение суда не может быть исполнено, так как не определен источник финансирования.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представил суду протоколы согласования разногласий по спорным договорам, из которых, по мнению заявителя, следует, что 28.11.2008 истец принял редакцию пункта 3.1. по договору, то есть в редакции ответчика (Управления0.
Истец письменный отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил, в судебном заседании представитель истца доводы жалобы отклонил, считает решение законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явились.
С учетом мнения сторон, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Министерства социальных отношений Челябинской области.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пункта 3 части 2, пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ответчик направил истцу договоры N N 264,265,266,267,268 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате за вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с федеральным законодательством (л.д.10-30).
Истец подписал каждый договор, однако письмом от 27.03.2008 возвратил ответчику договоры и направил к каждому договору протокол разногласий по пункту 3.1.
По мнению истца пункт 3.1 договоров должен содержать в конце пункта сведения о возмещении расходов "_ в том числе НДС".
По мнению ответчика возмещение должно производиться " без учета НДС", то есть ответчик считает, что договор должен быть подписан в предложенной редакции без разногласий.
Поскольку стороны не пришли к согласию, спор был передан на рассмотрения суда в отношении пункта 3.1. договоров.
Удовлетворяя исковые требования и принимая пункт 3.1. в редакции истца суд первой инстанции исходил и публичности данного договора в силу ст.445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и обязанности Управления заключить договор в силу постановления Губернатора Челябинской области от 13.08.2007 N 251, а также возможности передачи спора на рассмотрение суда в силу ст.446 ГК РФ и обоснованности доводов истца.
Суд первой инстанции применил положения ст.ст.146,154 НК РФ, квалифицировал получаемые истцом денежные средства как средства выделяемые бюджетом на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых истцом льготной категории граждан, оценил получаемые истцом средства из бюджета как часть выручки за оказанные услуги и сделал вывод об обязанности истца как налогоплательщика уплачивать НДС по соответствующим операциям на общих основаниях.
Данные выводы суда нельзя признать обоснованными и соответствующим нормам материального права.
Согласно статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса, либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно ст.2 Закона Челябинской области "О мерах по социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" N 327-ЗО от 30.11.2004, в редакции действовавшей в момент заключения договоров, меры социальной поддержки ветеранов, являются расходными обязательствами Челябинской области.
В силу пункта 2 ст. 3 названного закона порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, указанных в настоящей статье, определяются Губернатором Челябинской области.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 13.08.2007 N 261 "О порядке и условиях предоставления ветеранам труда и ветеранам военной службы мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" утверждено положение о порядке и условиях возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением ветеранам труда и ветеранам военной службы мер социальной поддержки по оплате жилья, в пункте 6 которого предусмотрено возмещение расходов на основании договоров. Договоры заключаются сроком на один финансовый год по инициативе организаций, реализующими населению жилищно-коммунальные услуги.
Как следует из текста договора N 265 (п.1.1, л.д.14 т-1), настоящим договором регулируются отношения, возникающие по поводу: - предоставления организацией (МУП "ГорЭкоЦентр") Управлению прилагаемой отчетности о расходах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за вывоз твердых бытовых отходов гражданам из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся радиационному воздействию, проживающим на территории Ленинского района г. Челябинска и имеющим право на реализацию льгот, в соответствии со ст.5,7 Закона Челябинской области от 14.02.1996 N 16-ОЗ "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области" и в соответствии с Законом Челябинской области от 24.11.2005 N 430-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан с последующими изменениями.
Аналогичного содержания, за исключением категории граждан, которым предоставлена социальная поддержка, имеется пункт 1.1. в договорах N N 264,266,267,268.
В каждом договоре в пункте 1.1 есть абзац следующего содержания: "возмещение Управлением Организации расходов производится за счет средств областного бюджета в пределах объемов финансирования текущих расходов, установленных постановлением Губернатора Челябинской области на реализацию льгот по оплате за вывоз твердых бытовых отходов.
Следовательно, отношения между сторонами по возмещению расходов являются гражданско-правовыми, а, исходя из точного смысла п. 6 положения, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области N 251 от 13.08.2007, органы социальной защиты обязаны заключить с организацией, реализующей населению жилищно-коммунальные услуги соответствующий договор.
Принимая во внимание характер и содержание представленных на оценку суда договоров, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о публичности правоотношений сторон договоров и обязанности Управления заключить спорные договоры.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно приняты к рассмотрению разногласия по пункту 3.1. каждого договора.
Как следует из текстов договоров, пункт 3.1. предложен Управлением в следующей редакции: "Возмещение сумм расходов Организации, связанных с предоставлением дополнительных мер социальной защиты по оплате за вывод твердых бытовых отходов производится ежемесячно в пределах объема финансирования из средств областного бюджета, исходя из утверждаемых в установленном порядке тарифов (ставок, цен) на жилищно-коммунальные услуги, без учета налога на добавленную стоимость".
Истцом данный пункт в протоколе разногласий предложен в редакции : "_ в том числе налог на добавленную стоимость", то есть разногласия сторон возникли только в части применения налога на добавленную стоимость при определении суммы подлежащей возмещению из бюджета.
Принимая условие пункта 3.1 в редакции истца суд первой инстанции посчитал, что Управлением производится возмещение истцу стоимости оказанных ранее услуг, значит с учетом п.2 ст.154 НК РФ величина суммы возмещения должна быть сформирована с учетом НДС. Суд пришел к выводу, что в данном случае бюджетные средства выделяются на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых истцом, а не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для применения НДС и фактической оплатой Управлением жилищно-коммунальных услуг противоречат положению ст.146, п.2 ст.154 НК РФ, а также цели и существа заключенных договоров.
Согласно пункту 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Из смысла п.4 ст.421 ГК РФ следует, что определение содержания условий договора является правом этих сторон и требует согласия всех лиц, заключающих договор.
В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Принимая во внимание, что ответчиком не принята предложенная редакция спорного пункта 3.1. договоров, то истец должен доказать обоснованность и законность предложенной им редакции.
Между тем, по своей правовой природе представленные на оценку суду договоры являются договорами определяющими порядок возмещения истцу расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, то есть возникших в результате исполнения законов Российской Федерации убытков у истца, обязанность по возмещению которых возложена на федеральные органы за счет средств федерального бюджета (с передачей полномочий местным органам власти).
В силу ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Как следует из непосредственного содержания договоров, а также пункта 1.1. предметом деятельности сторон является возмещение организации (истцу) Управлением (ответчиком) из областного бюджета за счет субвенций из федерального бюджета расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за вывоз ТБО определенной категории граждан.
В пункте 2.2. Управление приняло на себя обязанность возмещать организации названные расходы.
В пункте 3.1. договоров стороны согласны, что возмещение расходов производится исходя из утверждаемых в установленном порядке тарифов (ставок, цен). При этом истец применяет тариф с учетом НДС, ответчик считает с учетом тарифа без НДС.
В соответствии с решением Челябинской городской Думы N 18/12 от 25.12.2006 установлен тариф на услуги МУП "ГорЭкоЦентр" по выводу ТБО из индивидуального жилищного фонда города Челябинска 16,51 руб. с учетом НДС с одного человека в месяц. Решением Челябинской городской Думы N 29/10 от 26.02.2008 установлен тариф 19,15 руб. (с учетом НДС) в месяц.
Таким образом, при оказании услуг населению, в том числе льготной категории граждан истец формирует цену оказанной услуги на основании тарифа, в состав которого включен НДС.
Между тем, разрешая возникший спор, суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории г. Челябинска и Челябинской области, в том числе предоставление им скидок по вывозу ТБО, являются расходными обязательствами бюджета Челябинской области (ст.2 Закона Челябинской области N 327-ЗО от 30.11.2004 "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области").
Истец, который является организацией, предоставляющей гражданам, проживающим в жилом фонде услугу по вывозу ТБО фактически предоставляет определенным категориям граждан скидки на предоставленные им услуги. Возмещение указанных расходов в 2008 году должно осуществляться в соответствии с Законом Челябинской области от 27 сентября 2007 года N 200-ЗО "Об областном бюджете на 2008 год" и пунктом 4 положения, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области N 251 от 13.08.2007, в пределах объемов финансирования предоставляемых местным бюджетам в виде субвенций из областного фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по социальной поддержке ветеранов.
Заключая с истцом договор о возмещении понесенных им в 2008 году расходов, ответчик, не наделенный правом изменять назначение бюджетных средств, обязан был руководствоваться положениями указанного Закона и положениями статей 6, 138 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые закрепляют принцип адресности и целевого характера расходования бюджетных средств, и не вправе был включать в указанный договор положения, противоречащие названным нормативным актам.
Поскольку лимит бюджетных обязательств на возмещение организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки населения по оплате коммунальных услуг, установленный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год", Законом Челябинской области N 200-ЗО от 27.09.2007 "Об областном бюджете на 2008 год" не предусматривают возможность возмещения указанным организациям сумм налога на добавленную стоимость, уплаченную ими при расчетах с непосредственными поставщиками коммунальных услуг, ответчик не вправе был включать в пункт 3.1 данного договора соответствующее условие. Он правомерно оговорил в указанном пункте договора то обстоятельство, что понесенные исполнителем (истцом) расходы в связи с предоставлением скидки по оплате услуги по вывозу ТБО отдельным категориям граждан, возмещаются ему без учета налога на добавленную стоимость.
С учетом изложенных выше обстоятельств, указанный пункт договора должен быть принят в редакции ответчика.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов халога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
В п. 13 ст. 40 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Таким образом, фактическая цена реализации услуг - это цена, по которой производит оплату потребитель, имеющий право на льготу. Денежные средства, которые получит общество из бюджета, являются субвенциями (субсидиями), предоставляемыми на покрытие фактически полученных убытков, возникших в результате предоставления услуг по ценам ниже государственных; они не включаются в стоимость оказанных услуг и соответственно не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Выводы суда первой инстанции об отнесении получаемых из бюджета средств в виде субвенций в качестве компенсаций понесенных организацией расходов, связанных с реализацией законов о социальной поддержке отдельных категорий граждан к объектам налогообложения, прямо противоречат части 3 пункта 2 ст.154 НК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, требования истца о принятии пункта 3.1. в его редакции являются несостоятельными, пункт 3.1. подлежит принятию в редакции ответчика, то есть по договору.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы судебные расходы в сумме 1000 руб. подлежат возмещению Управлению за счет истца (ст.110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.10.2008 по делу N А76-9605/2008 отменить.
Принять в редакции Управления социальной защиты населения Администрации Ленинского района г. Челябинска пункт 3.1. договоров N N 264,265,266,267,268 от 18.03.2008 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за вывоз твердых бытовых отходов:
"3.1 "Возмещение сумм расходов Организации, связанных с предоставлением дополнительных мер социальной защиты по оплате за вывод твердых бытовых отходов производится ежемесячно в пределах объема финансирования из средств областного бюджета, исходя из утверждаемых в установленном порядке тарифов (ставок, цен) на жилищно-коммунальные услуги, без учета налога на добавленную стоимость".
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "ГорЭкоЦентр" в пользу Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Челябинска судебные расходы по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
С.А. Бабкина |
Судьи |
Г.А. Сундарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9605/2008
Истец: муниципальное унитарное предприятие "ГорЭкоЦентр"
Ответчик: УСЗН администрации Ленинского района г. Челябинска
Третье лицо: Министерство социальных отношений Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7972/2008