г. Челябинск
25 декабря 2008 г. |
N 18АП-8420/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Бабкиной С.А., Сундаревой Г.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Крыловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления социальной защиты населения администрации Курчатовского района города Челябинска и общества с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Сервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.09.2008 по делу N А76-4590/2008 (судья Адначева И.А.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Сервис" - Коротковой П.С. (доверенность N 6 от 19.12.2008), от Управления социальной защиты населения администрации Курчатовского района города Челябинска - Никитиной О.Н. (доверенность N 9 от 12.09.2008), от Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Челябинской области - Бутузовой А.А. (доверенность N 08-04-2/9449 от 29.12.2007), от Министерства социальных отношений Челябинской области - Макаровой Г.Я. (доверенность N 14-Ю от 01.11.2007),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Сервис" (далее - ООО ЖЭУ "Сервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации Курчатовского района города Челябинска (далее - УСЗН Курчатовского района, первый ответчик) и Управлению социального развития администрации города Челябинска (далее - второй ответчик) о взыскании 22 512 руб. 51 коп. убытков, понесенных истцом в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан в январе и феврале 2008 года, а также 10 000 руб. на оплату услуг представителя.
Определением арбитражного суда от 05.06.2008 к участию в деле в качестве других ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее - третий ответчик) и Министерство финансов Челябинской области (далее - четвертый ответчик), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство социальных отношений Челябинской области.
До принятия решения по существу спора истцом заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уменьшении исковых требований до 3 434 руб. 17 коп.
В судебном заседании 18.08.2008 истец уточнил исковые требования к третьему и четвертому ответчикам, попросив взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 2 296 руб. 57 коп. убытков, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных федеральным законодательством, с Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области за счет казны Челябинской области 1 137 руб. 60 коп. убытков, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных законодательством Челябинской области.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.09.2008 с УСЗН Курчатовского района в пользу истца взыскано 3 433 руб. 94 коп. убытков. В удовлетворении исковых требований к другим ответчикам отказано.
В апелляционной жалобе УСЗН Курчатовского района просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к первому ответчику.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что суд при вынесении решения не учел, что УСЗН Курчатовского района не имеет собственных средств на возмещение расходов организациям, оказывающим населению жилищно-коммунальные услуги. Податель жалобы считает, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, и не имеет возможности исполнить решение суда, поскольку не определен источник финансирования. По мнению подателя жалобы, судом не установлено, что взысканные расходы в сумме 3 433 руб. 94 коп. складываются из суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), расчетные документы, представленные истцом в УСЗН Курчатовского района, не содержали суммы НДС. Считает, что истец, ссылаясь на утвержденные тарифы, в состав которых был включен НДС, не доказал осуществление им фактических расходов и наличие права на их возмещение из соответствующего бюджета. Включение НДС в суммы возмещения расходов противоречит статье 154 Налогового кодекса Российской Федерации, так как суммы субвенций не должны учитываться при определении налоговой базы. В соответствии с договорами от 08.02.2008 N N 130, 131, 132 расчет сумм расходов, связанных с предоставлением льготным категориям граждан пятидесяти процентной скидки на оплату жилья и коммунальных услуг производится исходя из утверждаемых в установленном порядке тарифов на жилищно-коммунальные услуги без включения сумм НДС. Договоры подписаны истцом с оговоркой: "с дополнительным соглашением", согласно которым истец настаивал на исключении из текста договоров слов: "без включения сумм НДС". Полагает, что поскольку истцом не соблюден порядок заключения договоров, истец согласился с предложенной УСЗН Курчатовского района редакцией. Фактическая цена услуг по оплате жилья и услуг на отопление, горячее и холодное водоснабжение - это цена, по которой производит оплату потребитель, имеющий право на льготу, а денежные средства, подлежащие передаче истцу из бюджета, являются субвенциями (субсидиями), предоставляемыми на покрытие фактически понесенных убытков, возникших в результате предоставления услуг по ценам ниже государственных, и не связаны с оплатой этих услуг, поэтому не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
ООО ЖЭУ "Сервис" также подана апелляционная жалоба, в которой истец просит отменить обжалуемое решение в части оставления без рассмотрения ходатайства о взыскании 10 000 руб. расходов на оплату услуг представителя. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что в обоснование судебных расходов им представлен в материалы дела договор N 16/08 от 25.03.2008, из которого следовало, что оплата услуг производится в течение трех дней с даты подписания договора, а срок оказания услуг - до 25.06.2008. Платежное поручение N 190 от 21.05.2008, свидетельствующее об оплате истцом услуг общества с ограниченной ответственностью "Интерком-Аудит-Челябинск" направлено им в адрес ответчиков. Суд не исследовал вопрос о взыскании расходов на оплату услуг представителя.
Министерство финансов Челябинской области представило отзыв на апелляционную жалобу УСЗН Курчатовского района, в котором указало, что доводы апелляционной жалобы поддерживает, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене. Поскольку денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных федеральными и областными законами льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), они не учитываются при исчислении налоговой базы по НДС в порядке, определенном подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, и суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения НДС.
Министерство финансов Российской Федерации представило отзыв на апелляционные жалобы, считает, что решение арбитражного суда подлежит изменению, с первого ответчика за счет средств федерального и областного бюджетов подлежат соответственно суммы 2 296 руб. 57 коп. и 1137 руб. 37 коп. Ответчик считает, что истец не доказал разумность судебных расходов на оплату юридических услуг.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Управления социального развития администрации города Челябинска, Министерства финансов Челябинской области не явились.
С учетом мнения ООО ЖЭУ "Сервис", УСЗН Курчатовского района и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании 24.12.2008 объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 25.12.2008.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в отзывах на апелляционные жалобы.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы первого ответчика.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителей истца, ответчиков, третьего лица находит решение арбитражного суда подлежащим частичной отмене.
Как следует из материалов дела, 25.01.2008 ООО ЖЭУ "Сервис" заключило со всеми собственниками многоквартирного жилого дома N 7 А, расположенного по адресу: город Челябинск, улица Кыштымская, договоры о представлении интересов собственников помещений при выборе способа управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 договоров истец обязался совершать от имени собственников и за их счет все необходимые юридические и фактические действия, указанные в пункте 3.1 договора, по содержанию и технической эксплуатации общего имущества многоквартирного дома и его придомовой территории.
Во исполнение указанных договоров истец заключил договоры с поставщиками коммунальных услуг, предусмотрев оплату услуг по тарифам, установленным органами местного самоуправления для населения.
ООО ЖЭУ "Сервис", являясь управляющей организацией, оказывающей услуги и выполняющей работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, применяет упрощенную систему налогообложения. Данное обстоятельство подтверждается уведомлением Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска N 281 от 12.07.2004 (т.1, л.д. 54).
Поскольку истец не является плательщиком НДС, представить к налоговому вычету из стоимости оплаченных поставщикам услуг, приобретенных для цели оказания жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан, он не может.
Между УСЗН Курчатовского района (далее - Управление) и ООО ЖЭУ "Сервис" (далее - Организация) заключены договоры N 130 - N 132 от 08.02.2008 (т.3, л.д. 56-75) о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда, проживающим на территории Курчатовского района и имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Челябинской области от 30.11.2004 N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением ветеранам труда Челябинской области, проживающим на территории Курчатовского района и имеющим право на меры социальной поддержки на основании Закона Челябинской области от 29.11.2007 N 220-ЗО "О звании "Ветеран труда Челябинской области", о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки за счет федерального бюджета по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделения особого риска".
В соответствии с пунктом 2.1 договоров Организация обязалась ежемесячно представлять в Управление отчетные документы: ведомости учета лиц, которым предоставлены льготы, реестры лиц, реализовавших свое право на пятидесятипроцентную скидку с оплаты жилья и коммунальных услуг и сводные отчеты, сводные ведомости учета граждан, акт сверки расчетов, счет-фактуру на перечисление сумм возмещения расходов.
В соответствии с пунктом 2.2 договоров Управление обязалось ежемесячно возмещать Организации расходы, связанные с предоставлением льгот в соответствии с представленными отчетными документами и в пределах объемов финансирования текущих расходов на реализацию законов Челябинской области, выделяемых Курчатовскому району на указанные меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета, а также возмещать расходы Организации, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по плате жилья и коммунальных услуг в соответствии с установленными Законом Челябинской области от 27.09.2007 N 200-ЗО "Об областном бюджете на 2008 год" лимитами бюджетных обязательств, выделяемых местному бюджету из областного бюджета компенсаций на реализацию федеральных законов, в порядке и на условиях, определенных постановлением Губернатора Челябинской области и договором N 132.
Суммы возмещения расходов определяются дополнительными соглашениями, подписанными сторонами - участниками договоров и являющимися неотъемлемой частью договоров (пункты 3.2 договоров).
В январе 2008 года ООО ЖЭУ "Сервис" представило в УСЗН Курчатовского района счета-фактуры и документы на возмещение произведенных расходов по обслуживанию граждан на общую сумму 10 829 руб. 36 коп., в том числе во исполнение федерального законодательства по счету-фактуре N 0000003 от 01.02.2008 г. на сумму 7 461 руб. 67 коп.; во исполнение законодательства субъекта РФ по счету-фактуре N 00000002 от 01.02.2008 г на сумму 836 руб. 08 коп.; по счету-фактуре N 00000001 от 01.02.2008 г. на сумму 2531 руб. 61 коп.
В феврале 2008 года ООО ЖЭУ "Сервис" представило в УСЗН Курчатовского района счета-фактуры и документы на возмещение произведенных расходов по обслуживанию граждан на общую сумму 11 683 руб. 55 коп., в том числе во исполнение федерального законодательства по счету-фактуре N 0000008 от 28.02.2008 г. на сумму 7 593 руб. 64 коп.; во исполнение законодательства субъекта РФ по счету-фактуре N 00000010 от 03.03.2008 на сумму 2 685 руб. 83 коп.; по счету-фактуре N 00000011 от 03.03.2008 г. на сумму 1 404 руб. 08 коп.
Письмом N 72 от 05.03.2008 ООО "ЖЭУ Сервис" направило УСЗН Курчатовского района города уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска N 281 от 12.07.2004 о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 03.07.2004.
Письмом N 05-149 от 07.04.2008 УСЗН Курчатовского района отклонило требования истца о возмещении расходов в полной сумме, ссылаясь на то, что перечисление сумм возмещения расходов, определенных дополнительными соглашениями, производится на основании сводных ведомостей учета, дополнительных соглашений, акта сверки, счета-фактуры, а в отчетных документах, по мнению УСЗН Курчатовского района, представленных к возмещению включена сумма с НДС (18%).
Расходы истца в связи с оказанием им жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан УСЗН Курчатовского района возмещены истцу в сумме 19 078 руб. 74 коп. с уменьшением суммы, подлежащей уплате за январь, февраль 2008 года 22 512 руб. 91 коп на 18%.
В связи с отказом в возмещении расходов в сумме 3 433 руб. 94 коп., связанных с предоставлением льгот, ООО "ЖЭУ "Сервис" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования за счет первого ответчика и отказывая в удовлетворении исковых требований к другим ответчикам, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истец состоит с первым ответчиком в договорных отношениях по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот, ООО "ЖЭУ "Сервис" не является плательщиком НДС, а потому уменьшение на 18% расходов, подлежащих выплате истцу, неправомерно. Ходатайство истца о взыскании 10 000 руб. на оплату услуг представителя не рассмотрено арбитражным судом, поскольку истец не представил доказательства приема и оплаты оказанных ему услуг.
Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что из суммы взыскиваемых убытков НДС исключению не подлежит, суд апелляционной инстанции считает правомерным.
Законом Челябинской области от 30.11.2004 N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", Законом Челябинской области от 29.11.2007 N 220-ЗО "О звании "Ветеран труда Челябинской области", Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделения особого риска" предусмотрены льготы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг соответствующим категориям граждан.
В соответствии со статьями 154-156 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений (собственники помещений в многоквартирном доме) вносят плату за жилое помещение (плату за содержание и ремонт жилого помещения) управляющей организации.
Решением Челябинской городской Думы от 18.12.2007 N 28/8 с 20.01.2008 года установлена плата за жилое помещение. В пункте 2 Приложения к Решению Челябинской городской Думы от 18.12.2007 N 28/8 указано, что в плате за жилое помещение учтены налоги в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Положений, ограничивающих включение НДС в расчет понесенных убытков, действующее гражданское законодательство не содержит.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. Поэтому довод ответчиков о том, что предъявленная истцом к взысканию сумма представляет собой НДС, включение которого в суммы возмещения расходов противоречит статье 154 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть принят во внимание.
Вместе с тем, вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по делу является УСЗН Курчатовского района, поскольку именно с ним заключены договоры о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, является неверным.
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование
В пункте 19 вышеназванного постановления разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно статье 2 Закона Челябинской области от 30.11.2004 N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" меры социальной поддержки ветеранов, установленные настоящим законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.
В силу пункта 2 статьи 4 указанного закона порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, указанных в настоящей статье, определяются Губернатором Челябинской области.
В соответствии со статьей 6 Закона Челябинской области от 29.11.2007 N 220-ЗО "О звании "Ветеран труда Челябинской области" меры социальной поддержки ветеранов труда Челябинской области, установленные настоящим законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.
Порядок предоставления мер социальной поддержки определяется Губернатором Челябинской области (пункт 2 статьи 4 указанного закона).
Согласно пунктам 4 Положений о порядке и условиях возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлениями Губернатора Челябинской области от 25.01.2008 N 20, от 13.08.2007 N 251, от 29.03.2006 N 80 расходы организаций, реализующих населению жилищно-коммунальные услуги, связанные с предоставлением 50 % скидки (дополнительных мер социальной поддержки) с оплаты жилья и коммунальных услуг, возмещаются органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Челябинской области.
Меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделения особого риска" являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению предоставленных гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с условиями договоров N 130-132 УСЗН Курчатовского района обязалось ежемесячно возмещать истцу расходы, связанные с предоставлением льгот в пределах объемов финансирования текущих расходов на реализацию законов Челябинской области, выделяемых Курчатовскому району на указанные меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета, а также возмещать расходы истца, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по плате жилья и коммунальных услуг в соответствии с установленными Законом Челябинской области от 27.09.2007 N 200-ЗО "Об областном бюджете на 2008 год" лимитами бюджетных обязательств, выделяемых местному бюджету из областного бюджета компенсаций на реализацию федеральных законов.
Лица, участвующие в деле, не представили в материалы дела доказательства, свидетельствующие о выделении УСЗН Курчатовского района. из областного бюджета, из областного бюджета компенсаций на реализацию федеральных законов соответственно 1 137 руб. 60 коп и 2 296 руб. 57 коп. для возмещения истцу расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот.
Поскольку доказательства нарушения первым ответчиком договорных обязательств (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не представлены, оспоренное решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований за счет УСЗН Курчатовского района, отказа в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области.
На основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в пользу истца с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации подлежит взысканию 2 296 руб. 57 коп. убытков, с Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области за счет казны Челябинской области - 1 137 руб. 60 коп. убытков.
Поскольку УСЗН Курчатовского района, Управление социального развития администрации города Челябинска являются ненадлежащими ответчиками, в удовлетворении исковых требований к ним следует отказать.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом заявлено ходатайство об отнесении на ответчиков 10 000 руб. судебных издержек, связанных с оплатой юридических услуг. В обоснование ходатайства в материалы дела представлены следующие документы: договор на оказание юридических услуг от 25.03.2008 N 16/08 с обществом с ограниченной ответственностью "Интерком-Аудит Челябинск", акт N 00391 от 25.06.2008, платежное поручение N 190 от 21.05.2008 на оплату юридических услуг (т.4, л.д. 21-24).
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку доказательства чрезмерности судебных расходов ответчиками не представлены, на основании статей 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца подлежит взысканию 6 687 руб. 86 коп. расходов на оплату услуг представителя, с Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области за счет казны Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Сервис" подлежит взысканию 3 312 руб. 14 коп. расходов на оплату услуг представителя.
В связи с уменьшением цены иска на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО ЖЭУ "Сервис" из федерального бюджета подлежит возвращению государственная пошлина в размере 400 руб. 52 коп., уплаченная платежным поручением N 133 от 09.04.2008.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.09.2008 по делу N А76-4590/2008 отменить в части удовлетворения иска к Управлению социальной защиты населения администрации Курчатовского района города Челябинска и отказа в иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Сервис" 2 296 руб. 57 коп. убытков, 6 687 руб. 86 коп. расходов на оплату услуг представителя, 334 руб. 39 коп. расходов на оплату госпошлины за подачу иска.
Взыскать с Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области за счет казны Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Сервис" 1 137 руб. 60 коп. убытков, 3 312 руб. 14 коп. расходов на оплату услуг представителя, 165 руб. 61 коп. расходов на оплату госпошлины за подачу иска.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Управления социальной защиты населения администрации Курчатовского района города Челябинска 668 руб. 79 коп. расходов за подачу апелляционной жалобы.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Сервис" 668 руб. 79 коп. расходов за подачу апелляционной жалобы.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Управления социальной защиты населения администрации Курчатовского района города Челябинска 331 руб. 21 коп. расходов за подачу апелляционной жалобы.
Взыскать с Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области за счет казны Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Сервис" 331 руб. 21 коп. расходов за подачу апелляционной жалобы.
В иске к Управлению социальной защиты населения администрации Курчатовского района города Челябинска, Управлению социального развития администрации города Челябинска отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью ЖЭУ "Сервис" из федерального бюджета госпошлину в размере 400 руб. 52 коп., уплаченную платежным поручением N 133 от 09.04.2008. Платежное поручение оставить в материалах дела.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
З.Н. Серкова |
Судьи |
С.А.Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-4590/2008
Истец: ООО ЖЭУ "Сервис"
Ответчик: Управ. соц. развития Администрации г. Челябинска, Управ. соц. защиты населения Администрации Курчатовского района г. Челябинска, Министерство финансов Челябинской обл., Министерство финансов РФ
Третье лицо: Министерство финансов РФ в лице управления федерального казначейства по челябинской области, Министерство соц. отнош. Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8420/2008