20 января 2009 г. |
Дело N А34-4758/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.01.2009.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансово-казначейского комитета администрации г.Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 14.11.2008 по делу N А34-4758/2008 (судья Обабкова Н.А.), при участии: от Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области - Григорович Т.Ю. (доверенность N 26 от 26.01.2007), Волкова О.В. (доверенность N 186 от 10.10.2008); от Финансово-казначейского комитета администрации г. Кургана - Колосовской Е.В. (доверенность N 257 от 13.05.2008); от администрации г. Кургана - Колосовской Е.В. (доверенность N 2405 от 26.08.2008),
УСТАНОВИЛ
Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области (далее - УФССП по Курганской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий Финансово-казначейского комитета администрации города Кургана, выразившиеся в уведомлении от 03.09.2008 N 2478-ф о возвращении без исполнения постановления о наложении штрафа от 19.03.2008, вынесенного судебным приставом-исполнителем УФССП по Курганской области.
До принятия решения по существу спора, заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования, просил признать незаконными действия Финансово-казначейского комитета администрации города Кургана, выразившиеся в уведомлении от 03.09.2008 N 2478-ф о возвращении без исполнения постановления о наложении штрафа от 19.03.2008, вынесенного судебным приставом-исполнителем УФССП по Курганской области, а также обязать Финансово-казначейский комитет администрации города Кургана устранить допущенные нарушение прав и законных интересов УФССП России по Курганской области путем принятия к исполнению постановления о наложении штрафа от 19.03.2008, вынесенного судебным приставом исполнителем.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Кургана.
Решением арбитражного суда Курганской области от 14.11.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Финансово-казначейский комитет администрации города Кургана не согласился с судебным актом и обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на, что в соответствии с ч.1 ст.239 Бюджетного кодекса РФ, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта. Считает, что УФССП не было представлено доказательств незаконности действий финансово-казначейского комитета. Полагает, что суд необоснованно применил нормы 242.3 БК РФ, регулирующие обращение взыскания на средства федерального бюджета, тогда как администрация г. Кургана является муниципальным бюджетным учреждением.
В судебном заседании представитель Финансово-казначейского комитета Администрации г. Кургана и администрации г. Кургана поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители УФССП по Курганской области в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Курганским городским отделом судебных приставов по взысканию с ЮЛ и ИИДНХ УФССП России по Курганской области на основании исполнительного листа от 20.02.2003, выданного Курганским городским судом по делу N 2-310-03 об обязании администрации города Кургана предоставить Ратникову Николаю Анатольевичу, Ратниковой Любови Николевне, Ратниковой Оксане Николаевне с дочерью Елизаветой, 22.10.2002 года рождения, Ратникову Владимиру Николаевичу с сыном Сергеем, 15.05.1996 года рождения, на период проведения капитального ремонта дома N 1 по ул.Нефтебаза в г.Кургане жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, возбуждено исполнительное производство N 0110-00204 (после перенумерации N 30/29/10/5/2003).
19.03.2008 администрация города Кургана постановлением судебного пристава-исполнителя Курганского городского отдела судебных приставов по взысканию с ЮЛ и ИИДНХ УФССП России по Курганской области Мельниковой Л.А. подвергнута штрафу за не исполнение требований исполнительного листа Курганского городского суда от 20.02.2003 по делу N 2-310-03, в размере 30000 руб.
Решением Курганского городского суда от 04.04.2008 размер штрафа по постановлению судебного пристава-исполнителя от 19.03.2008 снижен до 28000 руб., решение вступило в законную силу.
В связи с неисполнением постановления в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствием у администрации города Кургана открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или в иной кредитной организации счетов, для исполнения в порядке ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ постановление направлено судебным приставом-исполнителем в Финансово-казначейский комитет администрации города Кургана.
03.09.3008 Финансово-казначейский комитет администрации города Кургана письмом N 2478-ф отказал в принудительном исполнении постановления о взыскании административного штрафа, возвратив постановление без исполнения.
Считая, что действия Финансово-казначейского комитета администрации города Кургана не соответствуют закону, УФССП РФ по Курганской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования УФССП РФ по Курганской области, пришел к обоснованному выводу о несоответствии действий Финансово-казначейского комитета требованиям закона.
Вывод суда первой инстанции основан на законе и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Закона "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 7 этого же Закона установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных главой 24.1 настоящего Кодекса.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (при этом необходимо иметь в виду, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4.3 ст.4 Положения о бюджетном процессе в городе Кургане, утвержденного решением Курганской городской Думы от 20.02.2008 N 32, к бюджетным полномочиям Финансово-казначейского комитета администрации города Кургана относится организация исполнения и непосредственное исполнение бюджета города, в части полномочий, определенных Бюджетным кодексом РФ.
Согласно ч.7 ст.29 этого Положения, Финансово-казначейский комитет администрации города Кургана открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей и (или) получателей средств в бюджете города для учета операций по исполнению бюджета города.
Суд первой инстанции, установив, что у администрации города Кургана отсутствуют расчетные счета в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях, правомерно пришел к выводу о том, данное постановление подлежит исполнению органом казначейства, и обоснованно признал действия Финансово-казначейского комитета по возврату без исполнения постановления о наложении административного наказания незаконными.
Довод заявителя о том, что постановление судебного пристава-исполнителя о назначении административного наказания не является судебным актом, на основании которого осуществляется обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не принимается во внимание, потому что в соответствии со статьей 12 Закона об исполнительном производстве акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, как и судебные акты отнесены к числу исполнительных документов, по которым осуществляется взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт следует признать принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене определения, судом не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 14.11.2008 по делу N А07-4758/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансово-казначейского комитета администрации города Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4758/2008
Истец: Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области
Ответчик: Финансово-казначейский комитет Администрации г. Кургана
Третье лицо: Администрация г. Кургана