г. Челябинск
19 января 2008 г. |
N 18АП-8952/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ершовой С.Д., судей Серковой З.Н., Сундаревой Г.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г.Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.11.2008 по делу N А76-6079/2008 (судья Т.В. Сердюк),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району г.Оренбурга (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - МИФНС России N10, регистрирующий орган) с заявлением о признании недействительным решения от 10.06.2008 N 11481А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Орскстройторгсервис".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Орскстройторгсервис" (далее - ООО "Орскстройторгсервис", Общество), Рудаков Александр Михайлович.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.11.2008 в удовлетворении заявленных требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 06.11.2008 и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводами суда о том, что Обществом представлены в регистрирующий орган все необходимые документы в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ). При государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Орскстройторгсервис", со стороны указанного юридического лица представлены ложные сведения об участнике и месте нахождения Общества. Указанному обстоятельству судом не дана надлежащая правовая оценка. Суд не учел, что факт отсутствия Общества по данному адресу подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом осмотра, пояснениями свидетелей. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Обществом при регистрации изменений представлены заведомо недостоверные сведения, в связи с чем государственная регистрация является незаконной, противоречит требованиям пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 17 Закона N129-ФЗ. Необоснован вывод суда о том, что налоговый орган не вправе обращаться в суд с заявлением к регистрирующему (налоговому) органу о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Орскстройторгсервис" зарегистрировано 14.09.2000 Муниципальным учреждением Орская городская регистрационная палата, 04.01.2003 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены сведения о юридическом лице ООО "Орскстройторгсервис" за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 10256020084453. Общество состояло на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (выписка из ЕГРЮЛ - л.д. 29-46).
Решением единственного участника Общества Мехтиева Шахин Азад-оглы от 05.05.2008 N 3 (л.д. 27) на основании договора купли-продажи от 05.05.2008 доли в размере 100 % уставного капитала Общества (номинальной стоимостью 8 400 руб.), заключенного с Рудаковым Александром Михайловичем и уведомления о продаже Мехтиев Ш.А. выведен из состава учредителей Общества, сведения о нем исключены из учредительных документов, прекращены его полномочия как единоличного исполнительного органа Общества; Рудаков А.М. признан единственным участником Общества, назначен директором общества; изменено место нахождения Общества на следующий адрес: Оренбургская область, г.Оренбург, ул.Розы Люксембург, д.127; утверждена новая редакция Устава Общества по пунктам 1.2, 1.12, 2.3 (л.д. 14).
06.06.2008 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области поступило заявление Общества по форме Р13001 (вх. N 11481А) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (л.д. 15-18). Заявителем при регистрации выступил А.М. Рудаков. Факт получения регистрирующим органом представленных заявителем документов подтверждается соответствующей распиской (л.д. 17).
К заявлению по форме Р13001 приложены решение единственного участника N 3 от 05.05.2008, а также изменения N 3 в учредительные документы Общества, утвержденные этим решением, перечень изменений в учредительные документы Общества (л.д. 25-27).
На основании указанных документов МИФНС России N 10 по Оренбургской области 10.06.2008 принято оспариваемое решение N 11481А о государственной регистрации, в соответствии с которым в ЕГРЮЛ была внесена соответствующая запись, регистрационное дело Общества передано из регистрирующего органа - МИФНС России N10 в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга, где Общество было поставлено на регистрационный учет.
После получения регистрационного дела Инспекцией Федеральной налоговой службы по Промышленному району г.Оренбурга установлена недостоверность сведений, представленных Обществом на государственную регистрацию, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом от 12.08.2008 осмотра жилого дома, расположенного по адресу: г.Оренбург, ул. Розы Люксембург, д. 127, проведенного с участием понятых, согласно которому по указанному адресу названное Общество не находится (л.д. 47-48); протоколом допроса Рудаковой Светланы Алексеевны от 12.08.2008 (л.д. 49-52); протоколом допроса Рудакова Александра Михайловича от 13.08.2008 (л.д. 53-56).
Полагая, что регистрирующим органом в нарушение требований Закона N 129-ФЗ осуществлена государственная регистрация изменений в сведения об ООО "Орскстройторгсервис" в ЕГРЮЛ на основании недостоверных сведений об участнике и месте нахождения общества, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Орскстройторгсервис" представило в регистрирующий орган необходимый пакет документов, ответственность за предоставление недостоверных сведений законом возложена на заявителя, право осуществлять правовую экспертизу представленных документов у регистрирующего органа отсутствует.
Выводы суда в указанной части являются верными, основаны на полном и всестороннем исследовании представленных доказательств и правильном применении норм материального права.
Перечень документов, которые необходимо представлять в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлен статьей 17 Закона N 129-ФЗ.
Как следует из материалов дела, ООО "Орскстройторгсервис" представило регистрирующему органу все необходимые для государственной регистрации документы. Соответствие представленного комплекта документов перечню, установленному статьей 17 Закона N 129-ФЗ, не оспаривается заявителем жалобы.
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных этим Законом.
Статьей 23 Закона N 129-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации: непредставление необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Доказательств наличия у регистрирующего органа на дату регистрации информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных Обществом на регистрацию документах, материалы дела не содержат.
Обязанность представлять достоверную информацию возложена Законом N 129-ФЗ на заявителя (подпункт "а" статьи 17). В силу подпунктов 1, 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Основанием для регистрации изменений в учредительные документы юридического лица в силу статьи 17 Закона N 129-ФЗ является решение органа, полномочного принимать решение о внесении изменений в учредительные документы.
Согласно статье 12, пункту 2 статьи 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" вопросы внесения изменений в учредительные документы общества отнесены к исключительной компетенции общего собрания, а в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно в соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Решение единственного учредителя Общества Мехтиева Ш.А. от 05.05.2008 N 3 в установленном порядке недействительным не признано, не оспорено.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
В силу вышеуказанного, доводы апелляционной жалобы о незаконности произведенной государственной регистрации являются необоснованными.
С учетом того, что признание судом недействительными решений о государственной регистрации изменений в учредительные документы в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице законом не предусмотрены, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения данного заявления.
В то же время, принимая решение об отказе в удовлетворении требования, судом первой инстанции сделан вывод о том, что решение государственного органа может быть оспорено заинтересованным лицом; возможность оспаривания государственным органом в судебном порядке своего собственного решения, что имеет место в данном случае, законом не предусмотрена. Указанный вывод суда является ошибочным.
Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506).
Согласно пункту 11 Положения о Федеральной налоговой службе утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами.
Пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" предусмотрено право налоговых органов предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного Федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Учитывая вышеназванные нормы материального права, налоговые органы имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Как следует из поданного в Арбитражный суд Оренбургской области заявления, Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга обратилась с требованием о признании недействительным решения о государственной регистрации от 10.06.2008 N 11481А, принятого Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что заявителем обжалуется собственное решение, является ошибочным, но поскольку он не привел к вынесению неправильного решения, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального с заявителя не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.11.2008 по делу N А76-6079/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
С.Д. Ершова |
Судьи |
З.Н. Серкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6079/2008
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району города Оренбурга
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области
Третье лицо: Рудаков Александр Михайлович, Общество с ограниченной ответственностью "Орскстройторгсервис"
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8952/2008