г. Челябинск |
|
"20" января 2009 г. |
Дело N А76-10975/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Малова Вячеслава Анатольевича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2008 по делу N А76-10975/2008 (судья Т.В. Тиунова), при участии: от Министерства по радиационной и экологической безопасности по Челябинской области - Кольцовой О.В. (доверенность N 22 от 19.01.2009),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Малов Вячеслав Анатольевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Малов В.А.) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по радиационной и экологической безопасности по Челябинской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо, заинтересованное лицо) от 08.07.2008 N 254 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.10.2008 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы указал на то, что административным органом не установлено событие административного правонарушения, т.к. неполно проведена проверка, не истребованы накладные, акты приема-передачи и счета за фактически оказанные услуги.
Заинтересованное лицо представило письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых отклонило ее доводы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заявителя не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Малов Вячеслав Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрации Орджоникидзевского района 10.10.1996 N Ор.1110-96/1 за основным государственным регистрационным номером 304744504900052 (л.д. 45).
21.05.2008 главным специалистом отдела экологического контроля управления охраны окружающей среды и экологического контроля администрации г. Магнитогорска проведена проверка: ателье "Стела", расположенного по адресу: г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, д. 10, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Малову В.А. на основании договора аренды нежилых помещений, находящихся в г. Магнитогорске от 01.01.2008, заключенного между ЧП Королевой А.В. "Арендодатель" и ИП Маловым В.А. "Арендатор" (л.д. 51), а также магазина промтовары, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Карла Маркса, 149/1, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Малову В.А., на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Маловым В.А. в процессе эксплуатации ателье "Стела", расположенного по адресу: г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, д. 10, и магазина промтовары, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Карла Маркса, 149/1, в которых осуществляется пошив одежды и розничная торговля промтоварами, образуются и размещаются отходы производства и потребления, представленные такими отходами как отходы от уборки территории и помещений оптово-розничной торговли, отходы упаковочных материалов из бумаги, картоны и полиэтилена, мусор от бытовых помещений.
Индивидуальным предпринимателем Маловым В.А. заключен договор поставки вторичного сырья от 31.01.2008 N 14 с ООО ПЗП "Втор-Ком", на основании которого ИП Малов В.А - "Поставщик" обязуется поставить вторичное сырьё: макулатуры, полиэтилена ПВД, обрезки ткани сортированные, а ООО ПЗП "Втор-Ком" - "Покупатель" принять и оплатить вторичное сырье (л.д. 54).
Также между ИП Маловым В.А. и муниципальным унитарным предприятием "Спецавтохозяйство" заключен договор от 28.08.2003 на вывоз твердых бытовых отходов (л.д. 53).
Однако ИП Малов В.А. осуществляет деятельность по пошиву одежды и торговле промтоварами, в процессе которой образуются и размещаются отходы производства и потребления, при отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов и установленных лимитов на их размещение, подтверждения отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды, ведения учета образующих, переданных использованных отходов.
По выявленному факту 21.05.2008 составлен акт проверки N 37 (л.д. 36-41).
10.06.2008 прокурором Ленинского района г. Магнитогорска по результатам рассмотрения материалов проверки в присутствии заявителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Малова Вячеслава Анатольевича (л.д. 33-35).
При вынесении постановления от 10.06.2008 о возбуждении дела об административном правонарушении индивидуальным предпринимателем Маловым В.А. даны объяснения, из которых следует, что при осуществлении предпринимательской деятельности образуются отходы, которые увозятся для вторичной переработки. Каких-либо других отходов, которые предприниматель размещал на территории г. Магнитогорска у него нет, а о том, что необходимо разрабатывать и утверждать проекты на размещение отходов предприниматель не знал (л.д.43).
Постановление от 10.06.2008 с материалами проверки направлены для рассмотрения в Министерство радиационной и экологической безопасности (л.д. 32).
Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области определением от 25.06.2008 назначено время и место рассмотрения дела в отношении ИП Малова В.А. на 07.07.2008 в 14 часов 30 минут. Данное определение направлено в адрес индивидуального предпринимателя и получено Маловым В.А. 28.06.2008 (л.д. 80).
Индивидуальный предприниматель Малов В.А. обратился в Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области с ходатайством о переносе рассмотрения дела на 08.07.2008 на 15 часов (л.д. 56).
Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области определением от 07.07.2008 срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлен до 08.07.2008 в 15 часов 00 минут (л.д. 76). О переносе сроков рассмотрения дела на 08.07.2008 ИП Малов В.А. уведомлен по телефону, что подтверждается отметкой на определении от 07.07.2008 (л.д. 76-77) и выпиской из телефонной станции (л.д. 81).
Постановлением от 08.07.2008 индивидуальный предприниматель Малов Вячеслав Анатольевич привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2000 рублей (л.д. 29-31).
Считая постановление министерства незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа влечет на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В силу ст. 14 Закона N 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными Федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 указанного Закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 1 ст. 18).
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 18).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п. 3 ст. 18).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (п. 4 ст. 18).
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 18).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ИП Малов А.В. осуществляет пошив одежды и торговлю промтоварами, в процессе осуществляемой деятельности образуются и размещаются отходы производства и потребления, при отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов и установленных лимитов на их размещение, подтверждения отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды, ведения учета образующихся, переданных использованных отходов.
Таким образом, основываясь на исследованных доказательствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что ИП Малов А.В. обоснованно привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, объективной стороной данного правонарушения является его бездействие, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности при отсутствии вышеназванных разрешительных документов.
При таких условиях доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2008 года по делу N А76-10975/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Малова Вячеслава Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б.Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10975/2008
Истец: Малов Вячеслав Анатольевич
Ответчик: Министерство по радиационной и экологической безопасности по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8935/2008