г. Челябинск |
|
26 января 2009 г. |
Дело N А76-10435/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Челябинский филиал N 2 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.10.2008 по делу N А76-10435/2008 (судья Тиунова Т.В.), при участии: от государственного учреждения Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Челябинский филиал N 2 - Григорьевой Т.В. (доверенность N 41 от 24.12.2008); от общества с ограниченной ответственностью "ФЕНИКС-аудит" - Сафиной Р.Я. (директор в соответствии с решением N 4 от 17.03.2007),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Аудиторская фирма "ФЕНИКС-аудит" (далее - заявитель, ООО АФ "ФЕНИКС-аудит", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования в лице Челябинского филиала N 2 (далее - ГУ ЧРО ФСС РФ, заинтересованное лицо, Фонд) о признании незаконным решения N 1806 от 27.05.2008 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному страхованию, либо неподтвержденных документами в установленном порядке в сумме 43954 руб. 26 коп. Также заявитель просил взыскать с ГУ ЧРО ФСС РФ расходы по оплате госпошлины в размере 2000 руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.10.2008 (резолютивная часть от 22.10.2008) заявленные ООО АФ "ФЕНИКС-аудит" требования о признании незаконным решения N 1806 от 27.05.2008 удовлетворены. Также с ГУ ЧРО ФСС РФ в пользу заявителя взысканы расходы по госпошлине в размере 2000 руб. и расходы на оплату услуг представителя - в размере 4500 руб.
ГУ ЧРО ФСС РФ не согласилось с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению Фонда, Чеботарева С.И., работая в должности ассистента аудитора, обязана была принимать участие в аудиторских проверках, что предполагает разъездной график работы и исключает одновременное выполнение обязанностей секретаря, инспектора отдела кадров, менеджера. Функции главного бухгалтера согласно должностной инструкции также подразумевают возможность выезда в служебные командировки. Полагает несостоятельным довод заявителя о том, что в период, когда Чеботарева С.И. осуществляла совмещение должностей, основной доход организации приносила деятельность, сопутствующая аудиту. Согласно п.2 Порядка и условия совмещения профессий, совмещение профессий разрешается, как правило, в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник, тогда как на Чеботареву С.И. возлагались должностные обязанности по 5-ти различным сферам деятельности. Также Фонд указал, что заработок Чеботаревой с учетом всех доплат за 2007 год превысил заработок директора фирмы. Кроме того, Фонд сослался на положения трудового законодательства, которыми предусмотрено снижение беременным женщинам нормы выработки, с сохранением заработной платы, тогда как на Чеботареву С.И. в период беременности были возложены дополнительные обязанности. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя апелляционной жалобы, свидетельствуют о недобросовестности действий заявителя, что исключает принятие к зачету произведенных им расходов.
В судебном заседании представитель ГУ ЧРО ФСС РФ на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ООО АФ "ФЕНИКС-аудит" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО АФ "ФЕНИКС-аудит" зарегистрировано 12.04.2006 инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска за основным государственным регистрационным номером 1027403888456.
Выплатив пособие по беременности и родам Чеботаревой С.И. в сумме 89027,40 руб. по расходному кассовому ордеру N 7 от 24.03.2008, общество обратилось в Челябинский филиал N 2 государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Челябинской области с заявлением о возмещении расходов, связанных с выплатой пособия по беременности и родам.
По результатам проведенной Фондом камеральной проверки составлен акт N 1806 с/с от 27.05.2008, содержащий указание на обоснованность предъявления к зачету за счет средств ФСС суммы пособия по беременности и родам в размере 45073 руб. 14 коп., из расчета среднего заработка ассистента аудитора и за исполнение обязанностей главного бухгалтера. Остальные расходы в размере 43954 руб. 26 коп, произведенные обществом, признаны не подлежащими возмещению за счет средств Фонда.
Решением N 1806 от 27.05.2008 "О неприятии расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на цели обязательного страхования" не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем - плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 43954 руб. 26 коп. за март 2008 года. ООО АФ "ФЕНИКС-аудит" предложено произвести корректировку суммы расходов на цели государственного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда.
Общество не согласилось с указанным решением фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности заинтересованным лицом отсутствия у общества права на возмещение из бюджета Фонда социального страхования РФ выплаченного пособия по беременности и родам в начисленной обществом сумме.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В соответствии с п. 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. N13-6, основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности).
На основании пп.3 п.1 ст.11 Федерального закона от 16.07.1999 N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно п.18 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Пунктом 10 указанного Постановления предусмотрено, что выплата пособий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию. В силу ст.6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" застрахованными лицами являются граждане РФ, работающие по трудовым договорам.
В соответствии со ст.2 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" от 29.12.2006 N 255-ФЗ, право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица). Застрахованными лицами являются граждане РФ, работающие по трудовым договорам. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Пунктом 4 ст.13 этого закона установлено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.14 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" от 29.12.2006 N 255-ФЗ, пособия по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. В заработок для исчисления пособий по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст.4 Федерального закона от 19.05.1995 N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между заявителем и Чеботаревой (Герасимовой) С.И. заключен трудовой договор от 14.07.2006. в соответствии с которым Чеботарева С.И. принята на должность ассистента аудитора.
В соответствии с заявлениями Чеботаревой С.И. от 30.01.2007, 28.02.2007, 30.03.2007, 24.04.2007, 31.05.2007, 29.06.2007, 31.07.2007, 31.08.2007, 28.09.2007, 31.10.2007 и 30.11.2007, на основании приказов ООО АФ "ФЕНИКС-аудит" о совмещении должностей от 28.02.2007, 30.03.2007, 27.04.2007, 31.05.2007, 29.06.2007, 31.07.2007, 31.08.2007, 28.09.2007, 31.10.2007 и 30.11.2007 с Чеботаревой С.И. заключены дополнительные соглашения к трудовому договору о совмещении наряду с работой по основной должности работы в соответствии с должностями главного бухгалтера, менеджера, инспектора отдела кадров и секретаря с доплатой к должностному окладу 30 процентов от оклада исполняемой должности согласно штатного расписания.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Положениями ст. 282 и ст. 285 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что совместительство представляет собой выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей. При этом заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
Каких-либо ограничений в части возможности совмещения профессий в зависимости от категорий персонала, установленных Постановлением Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145, трудовое законодательство не содержит.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст.ст.65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции установлено, что образование и опыт работы Чеботаревой С.И. соответствуют квалификационным требованиям, необходимым для исполнения функций по совмещаемым должностям (должностные инструкции совмещаемых должностей, диплом о высшем экономическом образовании, сертификаты о дополнительной подготовке), фактическое исполнение ею обязанностей менеджера, инспектора отдела кадров и секретаря подтверждается материалами дела (результаты анализа рынка аудиторских услуг за 2007 год; описи документов, подаваемых на конкурс для проведения ежегодного обязательного аудита; договоры на консультационное обслуживание; графики отпусков на 2007-2008гг; графики обязательного повышения квалификации аудиторов; табели учета рабочего времени; трудовые договоры с работниками заявителя; журналы учета входящей и исходящей корреспонденции; протоколы общих собраний работников заявителя; выписка из журнала проводок за 2007 год, отражающая авансовые отчеты Чеботаревой С.И.), продолжительность рабочего времени не превышала пределов, установленных трудовым законодательством, оплата труда производилась в соответствии с трудовым договором и приказами о совмещении должностей, что допускается положениями ст.285 Трудового кодекса Российской Федерации.
Довод Фонда о невозможности совмещения указанных должностей ввиду сопряжения функций ассистента аудитора и главного бухгалтера со служебными командировками не может быть принят судом как носящий предположительный характер и не основанный на материалах дела.
Факты уплаты страховых взносов с полученных Чеботаревой С.И. доходов, а также наступления страхового случая и представления в орган ГУ ЧРО ФСС РФ всех документов, предусмотренных законом для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, Фондом не оспариваются.
Учитывая указанные обстоятельства, а также принимая во внимание, что страховой случай наступил спустя свыше 15 месяцев с начала расчетного периода (в соответствии со свидетельством о рождении ребенка серии II-ИВ N 672371 страховой случай наступил 07.05.2008, тогда как расчетный период для расчета пособия определен с 01.02.2007 по 31.01.2008), что исключает недобросовестность действий ООО АФ "ФЕНИКС-аудит" при оформлении совмещения должностей Чеботаревой С.И., следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции об обоснованности отнесения произведенных обществом расходов на средства Фонда социального страхования и о правомерности удовлетворения заявленных требований.
В этой связи судом не принимается, как противоречащий материалам дела (реестр N 1 сведений о доходах физических лиц за 2007 год от 08.02.2008) заявленный в апелляционной жалобе довод Фонда о превышении заработной платы Чеботаревой С.И. над заработной платой директора ООО АФ "ФЕНИКС-аудит".
Таким образом, всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.10.2008 по делу N А76-10435/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.Ю.Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10435/2008
Истец: ООО АФ "Феникс-аудит"
Ответчик: ГУ Челябинское региональное отделение Фонда соц. страх. РФ в лице Челябинского Филиала N2
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8526/2008