г. Челябинск |
|
02 февраля 2009 г. |
Дело N А76-23050/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2008 по делу N А76-23050/2008 (судья Забутырина Л.В.),
УСТАНОВИЛ
Комитет по управлению имуществом и земельными отношениям г.Челябинска (далее - комитет, КУиЗО г.Челябинска, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными решения и действий Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного Управления внутренних дел по Челябинской области (далее - УГИБДД ГУВД по Челябинской области) об отказе в проведении регистрационных действий в отношении автомобиля КО 520 ЗИЛ 433362, государственный регистрационный знак Х 653 УЕ -74, двигатель 508400- 211907, шасси 3431283, 1997 года выпуска, а также о признании за КУиЗО г.Челябинска права на проведение регистрационных действий в отношении автомобиля КО 520 ЗИЛ 433362, государственный регистрационный знак Х 653 УЕ 74, двигатель 508400- 211907, шасси 3431283, 1997 года выпуска в органах Управления инспекции безопасности дорожного движения, в связи с отсутствием события, предусматривающего отказ в проведении регистрационных действий органами УГИБДД ГУВД по Челябинской области (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2008 (резолютивная часть от 04.12.2008) в удовлетворении заявленных КУиЗО г.Челябинска отказано.
КУиЗО г.Челябинска не согласился с судебным актом и обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы приводит следующие доводы: из содержания абз.1 п.17 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной Инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) следует, что регистрационные действия не производятся при обнаружении признаков чьих- либо противоправных действий в отношении маркировки нанесенной на транспортные средства, документов, представляемых для регистрации; из представленного в материалы дела постановления об отказе в возбуждении уголовного дела следует, что в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст. 326 УК РФ отказано за отсутствием события преступления; письмом N ЦТР-12.23/474/744 от 14.08.2008 ОАО "Арзамаский завод коммунального машиностроения" подтверждает, что в связи с конструктивной особенностью для установки спецоборудования необходима обрезка задней части лонжеронов рамы шасси ЗИЛ, в 1997 году АМО ЗИЛ наносил идентификационный номер шасси в задней части правого лонжерона рамы и этот номер попадал в зону обрезки; изменения в нанесенной маркировке на транспортное средство КО 520 ЗИЛ 433362, предъявляемое для регистрации в ГИБДД, не является результатом чьих-то противоправных действий; абз.2 п.17 Правил позволяет проводить регистрационные действия с указанными транспортными средствами, которые имеют признаки изменения, но эти изменения не связаны с противоправными действиями; согласно справке об исследовании N 2-1338-08 от 23.06.2008 признаки изменения номеров и узлов агрегатов не установлены.
В судебное заседание представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что КУиЗО г.Челябинска зарегистрирован в качестве юридического лица администрацией г.Челябинска (Управление государственной регистрации г.Челябинска) 23.11.1998 N 8-3, о чем Инспекцией Межрайонной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска в Единый государственный реестр юридических лиц 30.12.2002 внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным регистрационным номером 1027402931500, выдано свидетельство серии 74 N 0022070374.
КУиЗО г.Челябинска 05.05.2008 приобрел у общества с ограниченной ответственностью "ЛЕРУ" автомобиль грузовой ЗИЛ 4333 К0520, 1997 года выпуска, двигатель N 211907, шасси 3431283, в связи с чем обратился за совершением регистрационных действии в МРЭО ГИБДД ГУВД Челябинской области.
Проведенным экспертно-криминалистическим центром ГУВД Челябинской области исследованием на предмет установления изменений маркировочного обозначения шасси и двигателя (справка N 2-1338-08 от 23.06.2008), установлено, что на раме не на штатном месте ударным способом нанесено обозначение шасси 3431283, шрифт которого не соответствует серийным образцам, на блоке цилиндров на маркировочной площадке нанесено обозначение номера двигателя 2111907, шрифт которого соответствует серийным образцам, изменений в знаках визуально не установлено, на металлической табличке нанесено обозначение шасси V3431283, табличка крепиться заводским способом.
Постановлением УВД по Курчатовскому району г.Челябинска от 24.07.2008 отказано в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст. 326 УК РФ за отсутствием события преступления, в связи с тем, что факт фальсификации номерных агрегатов автомобиля не нашел своего подтверждения в ходе проведенной проверки.
УГИБДД ГУВД Челябинской области письмом от 23.07.2008 N 9-9-10598 отказало Комитету в проведении регистрационных действий в МРЭО ГИБДД ГУВД по Челябинской области автомобиля КО 520 ЗИЛ 433362, государственный регистрационный знак Х 653 УЕ 74, двигатель 508400-211907, шасси 3431283, 1997 года выпуска, в связи с тем, что на раме не на штатном месте нанесено обозначение номера шасси, шрифт которого не соответствует серийным образцам. КУиЗО г.Челябинска рекомендовано произвести замену шасси, установленного на автомобиле , на шасси с маркировкой, которая соответствует требованиям завода-изготовителя.
Считая, что действия ГИБДД УВД по Челябинской области не соответствуют закону, Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из вывода о недоказанности несоответствия оспоренных действий инспекции закону или иному нормативному правовому акту, а также о недоказанности нарушения этими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вывод суда первой инстанции основан на законе и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно ст.19 названного Закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.п.1, 2, 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 5 суток после их приобретения или таможенного оформления. На механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца. Запрещается эксплуатация транспортных средств с надписями и обозначениями, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Подпунктом "в" пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, на Госавтоинспекцию возложены обязанности по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдаче регистрационных документов.
Подпунктом "з" п.12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации предусмотрено, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Вопросы учета автомототранспортных средств регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", а также Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 938 (далее - Правила).
Согласно пункту 17 Правил, при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы (регистрационные знаки) вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение.
В соответствии с пунктами 49, 55 Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Регистрационные действия с транспортными средствами, на которые судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления документов, выданных соответствующими органами и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений, либо документов, указанных в пункте 48 Правил, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Пунктом 75 Правил установлено, что, если в результате проверки, проведенной органами внутренних дел и подтвержденной соответствующими постановлениями, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 55 Правил, установлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации, произведенная регистрация транспортного средства считается недействительной, и транспортные средства подлежат снятию с регистрационного учета в связи с аннулированием регистрации. Регистрационный документ, паспорт транспортного средства и регистрационные знаки в случае их отсутствия в материалах проверок сдаются в регистрационное подразделение, хранятся и уничтожаются в установленном порядке, а при их утрате признаются недействительными и подлежат учету в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
В соответствии со справкой об исследовании от 23.06.2008, экспертно-криминалистическим центром УВД Челябинской области при осмотре рамы установлено, что на раме не на штатном месте ударным способом нанесено обозначение шасси "3431283", шрифт которого не соответствует серийным образцам.
Из письма ОАО "Арзамаский завод коммунального машиностроения", направленного в адрес ООО "ЛЭРУ" следует, что в связи с конструктивной особенностью для установки спецоборудования, влекущей необходимость обрезки задней части лонжеронов рамы шасси ЗИЛ, наносимый в 1997 году АМО ЗИЛ идентификационный номер шасси в задней части правого лонжерона рамы, попадал в зону обрезки, в связи с чем факт наличия идентификационного номера производился его дублированием на оставшейся части рамы.
Выявленное несоответствие обозначения шасси обозначению, предусмотренному заводом-изготовителем правомерно расценено как лишающее регистрирующий орган возможности произвести регистрационные действия с автотранспортным средством в связи с отсутствием возможности идентификации этого автотранспортного средства как ранее зарегистрированного.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что в силу положений абз.1 п.17 Правил регистрационные действия не производятся исключительно при обнаружении признаков чьих-либо противоправных действий в отношении маркировки, нанесенной на транспортные средства (что в рассматриваемой ситуации исключено ввиду наличия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела), отклоняется как не основанная на законе.
Таким образом, суд первой инстанций, оценив действия УГИБДД по Челябинской области, пришел к обоснованному выводу об их законности и обоснованности, что исключает удовлетворение заявленных КУиЗО г. Челябинска требований.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт следует признать принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Принимая во внимание необоснованность апелляционной жалобы и учитывая, что КУиЗО г. Челябинска при подаче апелляционной жалобы предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, с него подлежат взысканию в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины (ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.41, п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2008 по делу N А76-23050/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управления имуществом и земельными отношениями г. Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями г.Челябинск в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.Ю.Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23050/2008
Истец: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска
Ответчик: УГИБДД ГУВД по Челябинской области
Кредитор: ИФНС РФ по Советскому району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-158/2009