г. Челябинск
02 февраля 2009 г. |
N 18АП-196/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Колесникова Сергея Павловича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2008 по делу N А07-13912/2008 (судья Кутлин Р.К.), при участии в судебном заседании: от индивидуального предпринимателя Колесникова Сергея Павловича - Варицкого В.Н. (доверенность от 10.12.2008); от Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан - Прокофьева А.Г. (доверенность N12-298 от 23.10.2008),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Колесников Сергей Павлович (далее - заявитель, ИП Колесников С.П.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан (далее - Управление) в выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающих наличие лицензии (лицензионных карточек).
Решением арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2008 в удовлетворении требований ИП Колесникова С.П. отказано.
Заявитель, не согласившись с таким решением суда, обратился с апелляционной жалобой. В обоснование апелляционной жалобы указал, что суд неправильно обосновал принятое решение ссылаясь на Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, поскольку регламент не является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и условия выдачи выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии. Действия Управления по проведению проверки противоречат действующему законодательству о лицензировании. Ссылка Управления на нарушение лицензионных требований ввиду необеспечения организационно-технических условий для поддержания в исправном техническом состоянии транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, несостоятельна, поскольку статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" таких лицензионных требований не установлено. Административным регламентом не установлены полномочия Управления на отказ в выдаче лицензионных карточек.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Представитель Управления в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя возражал. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ИП Колесников С.П. имеет лицензию на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек от 19.04.2008 N АСС-02-01113242.
21.08.2008, в связи с изменением (увеличением) состава транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, ИП Колесников С.П. обратился в Управление с заявлениями о выдаче выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки) на автотранспортное средство ПАЗ 32054-07 г.н. ВТ 561 02.
Приказом Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан от 21.08.2008 N 415 назначено проведение контрольных мероприятий лицензиата на предмет возможности исполнения лицензионных требований и условий при получении выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки).
По результатам проверки 29.08.2008 составлен акт N 37/0204, зафиксировавшем отсутствие у заявителя условий для поддержания в исправном состоянии заявленных транспортных средств, выпускаемых на линию: не организован контроль за техническим состоянием транспортных средств, выпускаемых на линию.
Проведенным осмотром стоянки заявленных транспортных средств выявлено в том числе отсутствие эстакады для осмотра транспортных средств, отсутствие контрольно-измерительных приборов и приспособлений для производства предрейсового технического осмотра транспортных средств (акт от 01.09.2008).
Письмом от 03.09.2008 N 15-03 ИП Колесникову С.Н. Управление сообщило об отказе в предоставлении дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии.
Не согласившись с такими действиями управления, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из законности действий управления. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В соответствии с п.12 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 года N 637 (далее - Положение) при изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные пп. "а" и "б" п. 6 настоящего Положения.
В соответствии с п.14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 18.12.2006 N153 (далее - Регламент), в связи с увеличением количества подвижного состава управлением проводится проверка возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий. Выписка (лицензионная карточка) выдается при положительных результатах проверки.
Указанный Регламент разработан для целей упорядочения действий лицензирующего органа, не противоречит лицензионному законодательству, прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ, имеет нормативный характер и является обязательным для применения. В этой связи судом не принимается ссылка заявителя на невозможность применения положений Регламента.
Поскольку право осуществления лицензирующим органом проверки возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований в случае увеличения количества подвижного состава прямо предусмотрено положениями Регламента, не может быть принят также довод заявителя об отсутствии у Управления полномочий на проведение такой проверки.
Порядок проведения проверки определен пунктом 14.2 Регламента, устанавливающим перечень подлежащих проверке вопросов, включая вопрос о наличии помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Статьей 2 Закона N128-ФЗ определено, что лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пп. "в" п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относится в том числе соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 15.11.1995 N 196-ФЗ установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, включая требование по обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допущению транспортных средств к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела (акт от 29.08.2008, подписанный заявителем без возражений, акт от 01.09.2008), в ходе проведенной проверки выявлено, что организационно-технические условия для поддержания в исправном состоянии заявленных транспортных средств, выпускаемых на линию, у заявителя отсутствуют (возражения в этой части ИП Колесниковым С.П. не заявлены).
Принимая во внимание то обстоятельство, что выдача лицензионной карточки связана с положительным результатом проверки возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий, вывод арбитражного суда первой инстанции о правомерности отказа управления в выдаче лицензионных карточек ввиду отсутствия условий для соблюдения лицензионных требований в отношении заявленных транспортных средств, является обоснованным.
При таких условиях, у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных ИП Колесниковым С.П. требований.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2008 года по делу N А07-13912/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Колесникова Сергея Павловича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.Ю.Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13912/2008
Истец: ИП Колесников Сергей Павлович
Ответчик: Управление государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-196/2009