г. Челябинск |
|
06 февраля 2009 г. |
Дело N А76-5208/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Пивоваровой Л.В., судей Баканова В.В., Соколовой Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу функционального органа администрации Усть-Катавского городского округа - Управления экономических, имущественных и земельных отношений на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.10.2008 по делу N А76-5208/2008 (судья Гусев А.Г.), при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Южно-Уральская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации - Жигала Т.В. (доверенность от 21.04.2008 N НЮ-4), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Южно-Уральская железная дорога - Жигала Т.В. (доверенность от 10.11.2008), Белик С.А. (доверенность от 17.12.2008),
УСТАНОВИЛ:
функциональный орган администрации Усть - Катавского городского округа "Управление экономических, имущественных и земельных отношений" (далее - истец, управление, податель апелляционной жалобы) обратился в Арбитражный суд Челябинской области к федеральному государственному унитарному предприятию "Южно-Уральская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - ответчик 1, ФГУП "ЮУЖД") и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее - ответчик 2, ТУ Росимущества) с исковыми требованиями о применении последствий недействительности части сделки, заключенной между ФГУП "ЮУЖД" и муниципальным образованием "Город Усть-Катав" в виде возврата в федеральную собственность следующих объектов: сеть канализационная станции Усть-Катав, станция насосная канализационная станции Усть-Катав, водопроводные сети станции Усть-Катав, насос фекальный; обязании ФГУП "ЮУЖД" осуществить приемку и постановку на баланс вышеуказанного имущества; обязании ТУ Росимущества внести указанные объекты в реестр федерального имущества и закрепить их за ФГУП "ЮУЖД" на праве хозяйственного ведения (с учетом уточненных исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Южно-Уральской железной дороги (далее - ОАО "РЖД").
Решением суда первой инстанции от 29.10.2008 (резолютивная часть объявлена 22.10.2008) в удовлетворении исковых требований отказано.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком 2 заявлено о пропуске истцом срока исковой давности. Суд пришел к выводу, что по рассматриваемому требованию о применении последствий недействительности части сделки срок исковой давности начинает течь с момента начала исполнения сделки, то есть с 05.03.2005 (даты перечисления Челябинским отделением Южно-Уральской железной дороги - филиалом ОАО "РЖД" денежных средств платежным поручением N 11157 в соответствии с п. п. 2.2, 2.2.1 договора от 30.03.2004 N 03-2/20). Учитывая, что обращение с иском произведено 29.04.2008, суд указал на пропуск истцом трехлетнего срок исковой давности, что в силу положений ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исключает удовлетворение иска.
Управление с решением суда первой инстанции не согласилось, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что судом не дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что перечисление денежных средств 05.03.2005 платежным поручением N 11157 произведено не стороной спорного договора от 30.03.2004 N 03-2/20 - ФГУП "ЮУЖД", а третьим лицом - ОАО "РЖД". Кроме того, управление полагает, что предъявление им аналогичного иска к ОАО "РЖД" 09.08.2007 прервало течение срока исковой давности в силу ст. 203 ГК РФ. Учитывая изложенное, податель апелляционной жалобы полагает, что срок исковой давности в данном случае им не пропущен.
ТУ Росимущества представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. ТУ Росимущества считает передачу спорных объектов инженерной инфраструктуры соответствующей нормам действующего законодательства. Возражая на апелляционную жалобу, ответчик 2 указывает, что в данном случае иск предъявлен к ненадлежащему ответчику в связи с тем, что в силу ст. 6 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ) деятельность организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе и ФГУП "ЮУЖД", прекращается после внесения их имущества в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта - в рассматриваемом случае ОАО "РЖД". 30 сентября 2003 г. имущество ФГУП "ЮУЖД" на основании передаточного акта передано ОАО "РЖД".
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представители ФГУП "ЮУЖД" и ОАО "РЖД" в судебном заседании с доводами, указанными в апелляционной жалобе, не согласились, поддержали доводы, изложенные в отзыве ТУ Росимущества на апелляционную жалобу.
Управление и ТУ Росимущества явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. 03 февраля 2009 г. от управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей подателя апелляционной жалобы и ответчика 2.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 30.03.2004 между ФГУП "ЮУЖД" и муниципальным образованием "Город Усть-Катав" заключен договор N 03-2/20 о приемке-передаче жилищного фонда и объектов коммунального назначения ФГУП "ЮУЖД" в муниципальную собственность г. Усть-Катава Челябинской области (т. 1 л. д. 10-11), предметом которого является передача предприятием и принятие муниципальным образованием в муниципальную собственность жилищного фонда по г. Усть-Катаву Челябинской области общей площадью 12762 кв. м, указанного в приложении N 1, бани на 24 места полезной площадью 274,0 кв. м, клуба общей площадью 489,5 кв. м, здания автогаража общей площадью 285,4 кв. м, здания котельной общей площадью 122,2 кв. м, объектов инженерной инфраструктуры, указанных в приложении N 2, по состоянию на 01.03.2004 (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 1.2 данного договора целью передачи объектов является освобождение предприятия от несвойственных ему функций по содержанию объектов коммунально-бытового назначения и обеспечение квалифицированной эксплуатации, ремонта и сохранности жилищного фонда, поддержание его в надлежащем санитарно-техническом состоянии.
Приемка-передача переданного имущества произведена на основании и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" и распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" (п. 2.1.1 договора).
По условиям договора предприятие обязуется до 31.12.2004 передать по акту приема-передачи в муниципальную собственность г. Усть-Катава Челябинской области указанные в п. 1.1 объекты, а также передать администрации для эксплуатации, содержания и ремонта принимаемого жилищного фонда и коммунальных объектов денежных средств на сумму 4211,46 тыс. руб. в соответствии с прилагаемым расчетом (приложение N 3) (п. 2.2 договора).
Администрация обязуется принять по акту приема-передачи в муниципальную собственность указанные в п. 1.1 объекты после исполнения предприятием условий, указанных в п. 2.2 (п. 2.3 договора).
Распоряжением Минимущества России, Минфина России, МПС России от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р утверждены перечни объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, в приложении N 1 к названному распоряжению обозначены спорные объекты, в том числе сеть канализационная станции Усть-Катав, станция насосная канализационная станции Усть-Катав, водопроводные сети ст. Усть-Катав, насос фекальный (т. 1 л. д. 16-19).
Согласно условиям договора от 30.03.2004 N 03-2/20 спорное имущество было передано истцу, что подтверждается актами о приеме-передаче от 30.04.2005 N 318, от 30.04.2005 N 316, от 30.04.2005 N 138, от 30.04.2005 N 319 (т. 1 л. д. 57-64).
Платежным поручением от 05.03.2005 N 11157 (т. 2 л. д. 53) Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" перечислило истцу 4 211 460 руб. в соответствии с п. п. 2.2, 2.2.1 договора от 30.03.2004 N 03-2/20.
В настоящее время спорное имущество внесено в реестр муниципальной собственности Усть-Катавского городского округа, о чём свидетельствует выписка из реестра муниципальной собственности Усть-Катавского городского округа от 22.09.2008 N 247 (т. 2 л. д. 40).
Считая договор от 30.03.2004 N 03-2/20 в отношении спорного имущества недействительным (ничтожным), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (т. 1 л. д. 3-6, т. 2 л. д. 71-72). В обоснование исковых требований управление ссылается на положения ст. ст. 12, 167, 168, 180, 217 ГК РФ, ст. ст. 125, 126 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269, 271 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ТУ Росимущество до вынесения судом решения заявило о пропуске истцом исковой давности для защиты права по настоящему иску (т. 2 л. д. 68, 69).
В соответствии с положениями п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Из материалов дела усматривается, что управление, считая ничтожными условия договора от 30.03.2004 N 03-2/20 в отношении спорного имущества и ссылаясь на положения ст. ст. 167, 167 ГК РФ, заявило требования о применении последствий недействительности данной сделки в указанной части в виде возврата в федеральную собственность указанного имущества.
Согласно положениям п. 1 ст. 181 ГК РФ при рассмотрении дел о применении последствий недействительности ничтожной сделки следует учитывать, что для этих исков установлен трехлетний срок исковой давности, который исчисляется со дня, когда началось исполнение такой сделки.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исполнение договора от 30.03.2004 N 03-2/20 началось 05.03.2005, то есть с даты перечисления Челябинским отделением Южно-Уральской железной дороги - филиалом ОАО "РЖД" денежных средств платежным поручением N 11157 в соответствии с п. п. 2.2, 2.2.1 договора. Тогда как истец обратился в арбитражный суд с иском 29.04.2008, что подтверждается штампом суда на исковом заявлении (т. 1 л. д.), то есть за пределами срока исковой давности.
Довод апелляционной жалобы о том, что перечисление денежных средств 05.03.2005 платежным поручением N 11157 произведено не стороной спорного договора от 30.03.2004 N 03-2/20 - ФГУП "ЮУЖД", а третьим лицом - ОАО "РЖД", в связи с чем дату 05.03.2005 нельзя рассматривать как начало исполнения сделки, суд апелляционной инстанции не принимает как несостоятельный в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном ст. 11 названного Закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
В силу п. п. 2, 4 ст. 4 названного Закона уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта на основании сводного передаточного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 создано ОАО "РЖД" и утвержден его устав. В соответствии с абз. 4 п. 2 данного постановления оплата акций осуществляется путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 г., в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2003 N 1111-р.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 N 882-р и от 11.08.2003 N 1111-р утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предлагается к внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте. В названный перечень включено и ФГУП "ЮУЖД" как имущественный комплекс.
Пунктом 6 ст. 4 Закона N 29-ФЗ установлено, что обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из имеющегося в материалах дела передаточного акта на имущество и обязательства ФГУП "ЮУЖД", передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением Минимущества России, Федеральной энергетической комиссии России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/б-р/884р (т. 2 л. д. 58-60) (приложение N 626 к сводному передаточному акту на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" (т. 2 л. д. 54-57)), усматривается, что ФГУП "ЮУЖД" в качестве вклада в уставный капитал передает, а ОАО "РЖД" принимает имущественный комплекс государственного предприятия и имущество с учетом обязательств государственного учреждения федерального железнодорожного транспорта согласно приложению 1 к названному акту. При этом в приложении N 1 имеется указание на спорное имущество (т. 1 л. д. 16-19).
По смыслу п. 1 ст. 113, ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, в состав которого входят все виды имущества, в том числе долги.
В данном случае обязательства являются переданными в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" в составе имущественного комплекса ФГУП "ЮУЖД".
Кроме того, п. 2 распоряжения Минимущества России, Федеральной энергетической комиссии России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/б-р/884р (т. 1 л. д. 16) на ОАО "РЖД" возложена обязанность осуществлять содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения до их передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо закрепления на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным предприятием "Дирекция инвестиционных программ Минимущества России".
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что переданные денежные средств были приняты истцом.
Несостоятелен также довод апелляционной жалобы о прерывании течения исковой давности предъявлением истцом аналогичного иска к ОАО "РЖД" 09.08.2007.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что смысл института исковой давности состоит в том, что, устанавливая временные границы для защиты через суд прав, исковая давность способствует устойчивости гражданского оборота и охраняет как интересы управомоченного лица, так и его контрагента, правовая сфера которого не должна находиться бесконечно в состоянии неопределенности, под угрозой судебного решения, вынесенного против него.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности по требованию к привлеченному судом другому ответчику (ст. 35 ГПК РСФСР, ч. 2 ст. 35 АПК РФ) или второму ответчику (ч. 3 ст. 36 ГПК РСФСР и ч. 3 ст. 36 АПК РФ) прерывается в день заявления истцом соответствующего ходатайства, а при отсутствии такого ходатайства - с момента привлечения судом этого ответчика к участию в деле.
Учитывая изложенное, предъявление иска к одному лицу не прерывает течение срока исковой давности по отношению к другим лицам.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с мнением ТУ Росимущества о том, что передача спорных объектов в муниципальную собственность г. Усть-Катава Челябинской области произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" и распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", в силу следующего.
В силу абз. 3 п. 2 ст. 4 Закона N 29-ФЗ в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта может не вноситься имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, непосредственно не связанное с организацией движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте и обеспечением аварийно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте (промышленных, ремонтных, строительных организаций, организаций торговли).
При этом п. 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 (утратило силу 01.08.2006) установлено, что передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
В связи с изложенным спорные объекты не были включены в состав приватизируемого предприятия. Волеизъявление собственника (Российской Федерации) на передачу объектов в муниципальную собственность выражено распоряжением Минимущества России, Федеральной энергетической комиссии России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/б-р/884р, волеизъявление принимающей стороны (муниципального образования "Город Усть-Катав") выражено в договоре от 30.03.2004 N 03-2/20.
При таких обстоятельствах требования истца не подлежали удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в ч. 4 ст. 270 АПК РФ, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.10.2008 по делу N А76-5208/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу функционального органа администрации Усть-Катавского городского округа - Управления экономических, имущественных и земельных отношений - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.В.Пивоварова |
Судьи |
В.В.Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5208/2008
Истец: функциональный орган администрации Усть-Катавского городского округа "Управление экономических, имущественных и земельных отношений"
Ответчик: Федеральное государственное унитарное предприятие "Южно-Уральская железная дорога" МПС РФ, ФГУП "ЮУЖД МПС РФ", ТУ ФАУГИ поЧелябинской области
Третье лицо: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала ЮУЖД, ОАО "РЖД" в лице филиала ЮУЖД, ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8772/2008