г. Челябинск |
|
"17" февраля 2009 г. |
Дело N А76-21469/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Трансавто" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.12.2008 по делу N А76-21469/2008 (судья Ваганова В.В.), при участии: от закрытого акционерного общества "Трансавто" - Брундасовой Е.Г. (доверенность б/н от 12.02.2009), от главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска - Мосягиной Е.А. (доверенность N 2476/юр от 09.04.2008),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Трансавто" (далее - заявитель, ЗАО "Трансавто", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Челябинска в лице главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска (далее - ГУА и Г г. Челябинска, заинтересованное лицо) в выдаче обществу градостроительного регламента земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, Свердловский тракт, 10, кадастровый номер 74:36:07 03 002:0013, изложенного в письме главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска от 04.09.2008 N 7516/7к.
К участию в деле в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее - управление Роснедвижимости по Челябинской области, 3-е лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 03.12.2008 по настоящему делу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что отказ в выдаче градостроительного регламента на принадлежащий заявителю земельный участок нарушает права общества знать и соблюдать соответствующие правовые нормы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители администрации г. Челябинска и управления Роснедвижимости по Челябинской области не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии администрации г. Челябинска и управления Роснедвижимости по Челябинской области.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение участников процесса, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Трансавто" зарегистрировано в качестве юридического лица, ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1037402542429 (л.д.11).
Общество является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, Сведловский тракт, 10, кадастровый номер 74:36:07 03 002:0013, на основании договора купли-продажи от 02.12.2005 N 201-зем. Право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области 29.12.2005, о чем выдано свидетельство 74 АБ 265591 (л.д.52).
24.06.2008 заявитель обратился в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска с заявлением о внесении в базу данных архитектуры сведений об указанном земельном участке и предоставлении градостроительного регламента на участок с приложением необходимых документов (л.д.3).
Главным управлением архитектуры и градостроительства в адрес заявителя направлено извещение (исх. N 7516/7к от 04.09.2008) об отказе в подготовке градостроительных регламентов на использование земельного участка по тем основаниям, что по данным координатам из проекта границ земельного участка, выполненным специалистами МУП АПЦ, площадь земельного участка составляет 7305 кв.м., а по правоустанавливающим документам и кадастровому плану площадь иная - 7000 кв.м. Одновременно заявителю рекомендовано разобраться с ситуацией и внести изменения в кадастровый план.
Считая отказ заинтересованного лица незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений прав общества оспариваемым отказом.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
При этом арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса России Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть признано незаконным в случае его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса Российской федерации, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Территориальные зоны - зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.п.1-3 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Правовое зонирование территории города Челябинска утверждено решением Челябинской городской думы второго созыва от 27.04.2004 N 36/8. Согласно аннотации к данному нормативному акту правовое зонирование - это деление территории города на зоны с юридически закрепленными границами, перечня видов разрешенного использования и параметрами строительного изменения недвижимости в этих зонах. Результаты правового зонирования оформляются в виде местного нормативного правового акта - "Правил застройки и землепользования в городе Челябинске", имеющих обязательную юридическую силу и подлежащие исполнению всеми субъектами, участвующими в работе с недвижимостью. Правовое зонирование территории города - юридический инструмент регулирования отношений по использованию и обустройству недвижимости между властью, сообществом и отдельными гражданами, формирующий систему градостроительного партнерства с четко обозначенными правами и обязанностями. Правовое зонирование содержит картографическую и текстовую части. Картографическая часть включает карту правового зонирования городской территории. Текстовая часть включает описание требований и ограничений по использованию и строительному изменению недвижимости в границах выделенных территориальных зон. При этом процесс подразделения городской территории на зоны базируется на исходном плановом документе - генеральном плане города, а описательная часть, регламенты, на основе его раздела - функционального зонирования.
Действующим законодательством на органы местного самоуправления не возложена обязанность по подготовке и выдаче градостроительных регламентов применительно к конкретному земельному участку в виде отдельного документа.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства (реконструкции) объекта капитального строительства применительно к застроенным или предназначенным для строительства земельным участкам осуществляется подготовка градостроительного плана, который определяет параметры строительства на конкретном земельном участке.
Согласно пункту 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации при обращении физического или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка включен в перечень документов, представляемых застройщиком в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство.
Форма градостроительного плана утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840. Заполнение данной формы должно осуществляться по Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Минрегионразвития РФ от 11.08.2006 N 93.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 24.06.2008 заявитель обратился в главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска с заявлением о внесении в базу данных архитектуры сведений об указанном земельном участке и предоставлении градостроительного регламента на участок с приложением необходимых документов.
На указанное заявление Главное управление архитектуры и градостроительства правомерно направило извещение (исх. N 7516/7к от 04.09.2008) об отказе в подготовке градостроительных регламентов на использование земельного участка, поскольку по имеющимся координатам проекта границ земельного участка, выполненным специалистами МУП АПЦ, площадь земельного участка составляет 7305 кв.м., а по правоустанавливающим документам и кадастровому плану - 7000 кв.м. Учитывая наличие существенных расхождений по площади земельного участка, зафиксированных в названных документах, заявителю обоснованно рекомендовано инициировать внесение соответствующих изменений в кадастровый план земельного участка.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае нарушения прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.12.2008 по делу N А76-21469/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Трансавто" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-21469/2008
Истец: ЗАО "Трансавто"
Ответчик: Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, Администрация г. Челябинска
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-635/2009