г. Челябинск
26 февраля 2009 г. |
N 18АП-803/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 26 февраля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2008 г. по делу N А07-12473/2008 (судья Хайдаров И.М.), при участии: от федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - Шерышевой И.П.. (доверенность N 3814 от 06.08.2008), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Борисова Н.Н. (доверенность N 5/8357 от 31.12.2008),
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - заявитель, ФГУП "Почта России", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление ФАС по Республике Башкортостан, антимонопольный орган) от 25.06.2008 по делу N А-43/18-08.
Определением суда от 16.10.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ОАО АКБ "Связь - Банк" (т.1 л.д. 108).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.12.2008 требование ФГУП "Почта России" удовлетворены. Суд признал незаконными и отменил решение и предписание Управления ФАС по Республике Башкортостан от 25.06.2008 по делу N А-43/18-08 о нарушении антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган указывает, что договоры банковского счета в валюте Российской Федерации (на открытие 36 счетов для филиала и его отделений), заключенных между Уфимским филиалом ОАО АКБ "Связь - Банк" и филиалом ФГУП "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Республики Башкортостан, не являются приложением к Генеральному соглашению от 20.10.2006. Полагает, что приложение N 1 к Генеральному соглашению о комплексном банковском обслуживании от 20.10.2006 является рекомендательной типовой формой (образцом) договора.
Указывает, что договор банковского счета считается заключенным, если достигнуто соглашение по существенному условию - номер банковского счета. Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договоры банковского счета в валюте Российской Федерации с указанием номера счета заключены между Уфимским филиалом ОАО АКБ "Связь - Банк" и филиалом ФГУП "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Республики Башкортостан 16.04.2007.
В указанных договорах банковского счёта от 16.04.2007 отсутствует ссылка на то, что они являются приложением и неотъемлемой частью к Генеральному соглашению о комплексном банковском соглашении от 20.10.2006. На основании указанного считает, что ФГУП "Почта России" заключило договора банковского счета после вступления в силу Федерального закона "О защите конкуренции", следовательно, нарушило статью 18 данного Федерального закона.
В связи с чем, антимонопольный орган в апелляционной жалобе просил решение арбитражного суда от 24.12.2008 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления ФАС по Республике Башкортостан в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Полагает, что заключенное между ФГУП "Почта России" и ОАО АКБ "Связь Банк" Генеральное соглашение не содержит существенных условий договора банковского счета. Указанные договоры должны быть заключены с соблюдением конкурсных процедур. ФГУП "Почта России" нарушило антимонопольное законодательство.
Представитель ФГУП "Почта России" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного решения. Представлены письменные возражения. Пояснил, что договоры банковского счета в валюте Российской Федерации являются приложениями к Генеральному соглашению, поэтому не требуется проведение отбора финансовой организации путем конкурса. При вынесении предписания о расторжении договоров антимонопольный орган вышел за рамки своих полномочий. Нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
В судебное заседание ОАО АКБ "Связь-Банк", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя не направил. Представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей, а также письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьями 123, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.10.2006 между ФГУП "Почта России" и ОАО АКБ "Связь - Банк" заключено Генеральное соглашение о комплексном банковском обслуживании (т.1, л.д.39-41).
Согласно направленному во все филиалы ФГУП "Почта России" циркулярному письму N 1.1.1-55/1067 от 05.04.2007 о введении единых централизованных тарифов (т.1, л.д.27) между ФГУП "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Республики Башкортостан - филиал ФГУП "Почта России" и ОАО АКБ "Связь - Банк" 16.04.2007 заключено 36 Договоров банковского счета в валюте Российской Федерации (далее также - Договор банковского счета, Договор) и на основании указанных Договоров Уфимским филиалом ОАО АКБ "Связь-Банк" открыто тридцати четырем обособленным структурным подразделениям Управления Федеральной почтовой связи Республики Башкортостан - ФГУП "Почта России" 34 расчетных счета и 2 расчетных счета непосредственно Управлению Федеральной почтовой связи Республики Башкортостан.
Управлением ФАС по Республике Башкортостан 25.06.2008 вынесено решение по делу N А-43/18-08 о нарушении антимонопольного законодательства, которым ФГУП "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Республики Башкортостан - филиала ФГУП "Почта России" признано нарушившим часть 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 35-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) (т.1, л.д.10-13).
ФГУП "Почта России" выдано предписание от 25.06.2008 по делу N А-43/18-08 о прекращении нарушения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, для чего предписано принять меры по расторжению договоров, заключенных филиалом ФГУП "Почта России" - Управлением Федеральной почтовой связи Республики Башкортостан, и выбрать финансовые организации для открытия и ведения банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам на основании открытого конкурса или открытого аукциона (т.1, л.д.8-9).
Не согласившись с решением и предписанием Управления ФАС по Республике Башкортостан от 25.06.2008 по делу N А-43/18-08 ФГУП "Почта России" обжаловало их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Генеральное соглашение о комплексном банковском обслуживании от 20.10.2006 заключено между ФГУП "Почта России" и ОАО АКБ "Связь - Банк" до вступления в силу Закона о конкуренции, устанавливающего порядок выбора субъектами естественных монополий финансовой организации. Договоры на расчетно-кассовое облуживание заключаются во исполнение Генерального соглашения о комплексном банковском обслуживании от 20.10.2006.
Учитывая, что Закон о защите конкуренции вступил в силу 26.10.2006 и не имеет обратной силы, суд пришел к выводу, что у заявителя отсутствует обязанность осуществлять отбор финансовой организации согласно части 1 статьи 18 указанного Закона, следовательно, оспариваемые решение и предписание Управления ФАС по Республике Башкортостан незаконны и подлежат отмене.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, основанными на правильном применении норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе для оказания таких финансовых услуг, как открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.
Согласно статье 54 Закон о защите конкуренции, принятый 26.07.2006, вступил в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, то есть 26.10.2006.
В статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В пункте 1 статьи 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что им регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг общедоступной почтовой связи.
Таким образом, ФГУП "Почта России" является субъектом естественной монополии, занятым реализацией услуг общедоступной почтовой связи.
Исходя из материалов дела, 20.10.2006 ФГУП "Почта России" и ОАО АКБ "Связь - Банк" заключили на неопределенный срок Генеральное соглашение о комплексном банковском обслуживании, то есть до вступления в силу Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1.1 Генерального соглашения открытие и ведение счетов осуществляется на условиях Договора о расчетно-кассовом обслуживании в валюте Российской Федерации, который является приложением N 1 к соглашению (т.1, л.д.28-38).
На основании Генерального соглашения и в связи с заключением Договоров - приложений N 1 к данному соглашению разработан Регламент осуществления денежных расчетов с использованием банковских счетов Управления Федеральной почтовой связи Республики Башкортостан - филиала ФГУП "Почта России", устанавливающий структуру банковских счетов Управления и порядок их использования (т.1, л.д. 67-82).
Согласно циркулярному письму N 1.1.1-55/1067 от 05.04.2007 и информационному письму от 11.04.2007 N 40-19/1133 (т.2, л.д.14) в связи с подписанием Генерального соглашения между ФГУП "Почта России" и ОАО АКБ "Связь-Банк" с 01.04.2007 вступили в силу единые тарифы на расчетно-кассовое обслуживание.
В силу статьи 7 данного соглашения оно применимо на всей территории Российской Федерации и обязательно как для головных офисов Банка (ОАО АКБ "Связь - Банк") и Клиента (ФГУП "Почта России"), так и всех их филиалов и структурных подразделений.
Таким образом, ФГУП "Почта России" осуществило отбор финансовой организации по предоставлению услуг по открытию и ведению банковского счета (ОАО АКБ "Связь - Банк") и определило существенные условия договора банковского обслуживания посредством заключения Генерального соглашения от 20.10.2006.
ФГУП "Почта России" после вступления в силу Закона о защите конкуренции, устанавливающего для субъектов естественных монополий порядок отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона, не заключало договора банковского счета помимо заключенных в соответствии с генеральным соглашением. То есть финансовая организация, осуществляющая банковское обслуживание, была определена ФГУП "Почта России" до вступления Закона о защите конкуренции путем заключения 20.10.2006 Генерального соглашения.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Так как Закон о защите конкуренции не имеет обратной силы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях ФГУП "Почта России" нарушения части 1 статьи 18 указанного Закона.
Доводы подателя жалобы о том, что Договоры не являются приложением и неотъемлемой частью к Генеральному соглашению от 20.10.2006 и, следовательно, доказывают нарушение статьи 18 Федерального закона о защите конкуренции, подлежат отклонению.
Указанная статья Федерального закона обязывает субъекты естественных монополий осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 5 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов понимаются осуществляемые действия заказчиков по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения с ними контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В рассматриваемом случае ФГУП "Почта России" до вступление в силу требований статьи 18 Закона о защите конкуренции осуществила посредством заключения Генерального соглашения отбор финансовой организации и определила, что договора на предоставление банковских услуг (в том числе на открытие и ведение банковского счета) будут заключаться его структурными подразделениями с ОАО АКБ "Связь - Банк". Дальнейшее заключение конкретного договора на открытие и ведение банковского счета не является определением и отбором финансовой организации.
Согласно части 1 статьи 65, части 1 статьи 198, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность органа, который принял акт, доказать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
Антимонопольным органом не представлено доказательств того, что оспариваемое решение соответствует закону, а действия ФГУП "Почта России" при заключении договора банковского счета нарушают закон, права и охраняемые законом интересы.
На основании решения по делу N А-43/18-08 от 25.06.2008 об установлении нарушения Управление ФАС по Республике Башкортостан выдало ФГУП "Почта России" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, для чего обязало принять меры по расторжению договоров, заключенных филиалом ФГУП "Почта России" - Управлением Федеральной почтовой связи Республики Башкортостан в нарушение антимонопольного законодательства, и выбрать финансовые организации для открытия и ведения банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам на основании открытого конкурса или открытого аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.
Согласно части 2 статьи 18 Закона о защите конкуренции нарушение положений части 1 настоящей статьи является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Таким образом, при вынесении предписания по делу N А-43/18-08 о расторжении договора антимонопольный орган вышел за пределы полномочий, предоставленных ему статьями 18, 23 Закона о конкуренции.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании указанного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях ФГУП "Почта России" нарушения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции и, следовательно, несоответствии Закону решения Управления ФАС по Республике Башкортостан от 25.06.2008, и выданного на его основе предписания об устранении нарушений от 25.06.2008.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также заявленным доводам суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права в связи с чем, подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
В соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учтем предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, расходы по её уплате должны распределяться на заинтересованное лицо.
Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. При указанных обстоятельствах, государственная пошлина взысканию с Управления ФАС по Республике Башкортостан не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2008 г. по делу N А07-12675/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12473/2008
Истец: ФГУП "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи РБ, ФГУП "Почта России"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
Третье лицо: ОАО АКБ "Связь-Банк"
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-803/2009